Символ 42/1999  

<И. Гагагарин, И. Мартынов> 

Сокровище христианина

 

§ 1. Чему должно верить, чтобы наследовать вечное спасение 

 

1 Бог есть един и кроме его нет другого Бога, как говорит сей самый Бог чрез Пророка Исайю: «Аз первый, и Аз по сих, кроме мене несть Бога» (44, 6). И Моисей, увещевая Израильский народ, говорит: «Слыши, Исраилю! Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6,4). Бог был всегда: он вечный, безначальный; и всегда будет: он бесконечный. Бог есть существо совершенное. Он всеблагий, всеведущий, всеправедный, премудрый, всемогущий, неизменяемый. Бог есть Дух, он тела не имеет, и посему он невидим для нас в сей жизни. Но он видит все, он везде. Он все знает, и самые тайные наши помышления от Него укрыться не могут. 

2. Бог есть един по существу, но Троичен в лицах, которые одно от другого различны. Первое лице есть Отец; второе, Сын; третье, Дух Святой; но так, что в этих трех лицах един токмо Бог, ибо они единосущны и совершенно равного между собою Божественного достоинства. Вот то, что называется Таинством Святыя Троицы Сие таинство ясно изображается в следующих словах Господа Нашего Иисуса Христа, «...шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). 

3. Бог создал небо, землю и все, что содержится в них, из ничего, единою своею волею. «В начале, - как сказано в книге Бытия, - сотвори Бог небо и землю». Он произвел из небытия, повелением своим, все небесные силы, то есть Ангелов. Из числа их некоторые впали в гордость, нарушили долг совершенного повиновения Богу, и были ввержены в ад. Другие же, пребыв верными своему долгу и служению Господу Богу, наслаждаются вечным блаженством на небеси. Сии добрые Ангелы, по повелению Божию, всюду находятся при всяком человеке, помогают нам, ходатайствуют за нас, и предохраняют нас от всякой напасти; посему-то они и называются Ангелами Хранителями. Бог создал вселенную и все, что в ней заключается, для служения человеку; но человека он сотворил по образу и по подобно своему, сказав: «...сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею» (Быт. 1, 26). Человек был создан для того, чтобы чрез познание Бога, любовь к нему и добровольное Ему служение в сей жизни, сделаться достойным вечно наслаждаться с Ним на небеси блаженством нескончаемым. Господь Бог печется о нас и о всех на­ших нуждах и все устрояет для вящего блага истинных его поклонников. 

4. Первый человек Адам и первая жена Ева помещены были в раю, и поелику они находились в состоянии безгрешном, то и не должны были умереть. Но, чтобы они помнили Творца и Благодетеля своего, Бог запретил им вкушать от плода древа, насажденного посреди райского сада: послушание их в сем случае должно было упрочить навсегда их истинное счастие. Но, преступив сию заповедь, они были изгнаны из рая и присуждены, вместе с их потомством к тяжкому труду, к страданиям и к смерти. Чрез сие преслушание прародителей наших и мы впали в состояние греховное, и не только греху подвержены, но и наказание за грех, как сказано в книге Бытия: «...в он же аще день снесте от него, смертию умрете» (2, 17). С сим грехом, называемым первородным, мы все зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорить Пророк; «...се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7). Одна Богородица была предохранена от него заслугами Спасителя. Сей грех один уже делает нас неспособными войти в царствие небесное. Вот где ясно видна вся пагубность греха. 

5. Но Бог сжалился над родом человеческим, и, чтоб избавить нас от демонского пленения и возвратить нам утраченные права на небесное наследие, он определил послать единородного своего Сына в пучину настоящего жития. Сын Божий, восприяв плоть от нетленно зачатой Девы Марии, по действию Святого Духа, сделался совершенным человеком, одаренным, как и мы, телом и душою. 

Сей Сын Божий воплотившийся есть Иисус Христос. 

6. Господь Иисус Христос сделался человеком во всем подобным нам, исключая греха, не перестав быть Богом, и таким образом в одном и том же лице стал истинный Бог и истинный человек. Он принял человеческое естество по действию Святого Духа во чреве Пресвятой Девы Марий, так что Святая Богородица как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою, и пребудет Девою в бесконечные веки. Сын Божий родился в ночь Рождества в городе Вифлееме, и положен был в ясли. Восемь дней спустя он был обрезан по закону Моисееву и дано имя Ему Иисус, что значит: Спаситель. Он жил на земле около тридцати трех лет в бедности, и уничижениях и в трудах. Он сообщил нам божественное учение, которое мы находим в Евангелии. Божественное свое происхождение доказал он бесчисленными чудесами, и все пророчества о пришествии Спасителя, возвещенные Богом с самого начала мира, исполнились от слова до слова в лице Господа Иисуса. 

7. В Великую Пятницу на Страстной Недели, Христос по своей воле и из любви к нам умер за грехи наши на кресте мучительною смертью, не быв сам причастен никакому греху, как свидетельствует Иоанн Креститель: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). Пострадал же он добровольно, как сам свидетельствует, говоря: «...область имам положити душу мою, и обмен, имам паки прияти ю» (Ин. 10, 18). Он пострадал на кресте по плоти, а не по Божеству; но Божественное его естество придавало его страданиям цену бесконечную. Предсмертными страданиями своими и своею смертью он искупил нас от проклятия и от вечных мучений, и, принесши себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого, тем совершил спасительное примирение Бога с человеками. Это самое и есть то, что называется Таинством Искупления. После смерти Иисуса, пресвятое тело его было погребено с честью, а душа его, неразлучно соединенная с Божеством, как и тело, сошла в ад для освобождения из плена смертного душ Св. Праотцев, которые вместе с Ним должны были войти в царство небесное. В третий день после смерти Господь Ииус Xристос силою Божества своего воскрес из мертвых: это день Светлого Воскресенья. В день Вознесения, сорок дней по своем воскресении из мертвых, он вознесся на небеса и, седя одесную Отца, послал своим ученикам, по обещанию своему, Духа Святого, Духа истины, «иже от Отца и Сына исходящего». По скончании мира он приидет снова во славе и во всем блеске величия своего судить людей, которые все воскреснут из мертвых. В этот страшный день каждый получит по делам своим совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей утешительный приговор: «...приидите благословенные Отца моего, наследуйте уготовленное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Другие напротив услышат: «...идите от меня, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (41). 

8. Дух Святой, сошедший на Апостолов десять дней после Вознесения Христова, есть третье лице Пресвятой Троицы. Он вездесущ, ибо он Бог; но в сем мире он имеет особенное жилище в душах, не оскверненных грехом смертным. Он внушает нам добрые мысли и чувства и вместе дает силу творить добрые дела, вливая в сердце наше любовь к Богу. 

9. Прежде Вознесения своего Господь Иисус Христос основал Святую Церковь, с которою он обещал пребыть до скончания века. Церковь Христова есть едина, как он сам есть един; она Святая, Кафолическая и Апостольская. Более одной истинной Церкви быть не может, ибо, как глаголет Святой Апостол Павел: «...един Господь, едина вера: едино крещение и един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5), Много есть церквей в мире; но не все истинные церкви. Истинную Церковь, истинную Невесту Господа Иисуса не трудно найти. Вот слова, коими Господь возвещал в Евангелии волю свою на счет Церкви: «Пришедши же Иисус в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников своих, говоря: за кого человеки почитают меня, Сына человеческого? Они сказали: некоторые за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за которого-нибудь из пророков; Иисус сказал им: а вы за кого меня почитаете? Симон же Петр, ответствуя, сказал: Ты Христос Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе то, но Отец мой, сущий на небесах. Скажу и я тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не преодолеют ея; и дам тебе ключи царствия небеснаго, и что свяжешь на земли, связано будет на небесах, а что разрешишь на земли, разрешено будет на небесах» (Мф. 15, 13-19). На каком камне, на каком основании Господь создал Церковь свою? На Петре, коему и обещал дать ключи царствия небесного. Иисус Христос есть невидимая глава Церкви; видимая же глава Церкви есть Петр и все те Первосвященники, которые, восседая после него на его первосвятительском престоле, получили от него ключи царствия небесного и власть решать и вязать. Престол Петра находится в Риме, где и поныне покоятся мощи сего Первоверховного Апостола. Преемники власти и кафедры его суть Римские Первосвященники. Одна Кафолическая, Апостольская, Римская Церковь признает Апостола Петра, и по нем Первосвященников Римских, видимою Главою Церкви и Наместником Иисуса Христа; потому-то и должно повиноваться Кафолической, Апостольской, Римской Церкви, и тем, кои управляют ею, то есть Епископам, и в особенности Святейшему Отцу Папе, который как Глава Церкви, преемник Святого Петра и Наместник Господа Иисуса Христа имеет власть над всеми Епископами и над всеми правоверными. Епископы, Митрополиты и Патриархи суть только главы частных Церквей; один Пала есть глава всех Церквей и Епископ Епископов. Как по обещанию Иисуса Христа «врата адовы не преодолеют ея», то и нет другого средства избавиться от опасных заблуждений, как пребыть всегда верным чадом сей святой Церкви. Вне Церкви нет спасения. И так Церковь есть общество правоверных Христиан, кои, под начальством видимой главы Церкви и законных пастырей, исповедуют веру, установленную Иисусом Христом, и участвуют во всех Церковных Таинствах. Но в более обширном смысле Церковь заключает в себе не только правоверных ныне еще живущих, но также и души, в чистилище находящиеся, равно как и царствующие уже на небесах. Мы участвуем в заслугах Святых и правоверных; молитвы их приносят нам пользу; но и мы с своей стороны должны молиться за умерших, приносить за них бескровную жертву и воссылать к Богу молитвы об отпущении им грехов. Таковые моления наши и добрые дела облегчают состояние душ, кои терпят в чистилищном огне временное наказание за грехи, соделанные на сей земле. 

10. Всякая душа, отделясь от тела, с которым была соединена, немедленно представляется на суд к Господу Иисусу Христу и получает воздаяние за дела свои. Души праведных с радостью спешат к Господу своему: они получают небеса в награждение. Души, еще не совершенно удовлетворившие за грехи свои, остаются в чистилище. А безбожники, мстители, воры, развратники, пьяницы, словом все те, кои умирают во гневе Божием, ввергаются в ад, «там будет плачь и скрежет зубов», говорит Господь (Мф. 25, 30). В последний день мы все воскреснем, Иисус Христос придет судить людей во славе своей, и «вси святии Ангели с Ним» (31). Тогда все увидят его могущество и славу; и пред всею вселенною он прославит праведных; беззаконников же предаст стыду и проклятию. 

Должно верить всем этим истинам не по слову нашему, но по слову Божиему, которое возвещается и проповедуется нам святою Церковью, яже есть «столп и утверждение истины» (2 Тим. 3, 15). 

 

§ 2. Что мы обязаны делать для спасения? 

 

11. Для спасения нашего должно не только твердо верить всем этим истинам, но и жить по-христиански, то есть соблюдать все заповеди Божественные и Церковные, делать добро и избегать зла. 

Заповедей Божиих десять: 

1-я. Обязывает нас обожать одного Бога и любить его паче всего, а ближнего любить как самого себя. 

Посему она запрещает почитать ложных богов, воздавать им божеское служение и приносить жертвы. 

2-я. Обязывает нас чтить его святое Имя, запрещает оскорблять его призыванием сего святого имени всуе, разными клятвенными обещаниями или употреблением оного в шутку. 

3-я. Повелевает нам праздновать Воскресные дни, в которые мы должны оставить свои дела и труды. 

4-я. Повелевает чтить отца и мать, всякую власть и всех благодетелей наших. 

5-я. Запрещает убивать, причинять или желать какое-либо другое зло ближнему, запрещает также подавать другим дурной пример, питать в своем сердце ненависть к кому-нибудь, мстить ближнему, которому, напротив, должно прощать все, в чем он мог против нас провиниться. 

6-я. Запрещает прелюбодеяние и всякое другое непотребство, любодейство, сладострастие, распутство и, кроме того, все шутки, игры или что бы то ни было могущее нас соблазнить. 

7-я. Запрещает кражу, то есть брать или удерживать чужое добро и причинять ближнему убыток. 

8-я. Запрещает ложное свидетельство на ближнего, обман, хуждение, порицание, поношение и клевету. 

9-я. Запрещает всякие вожделения и помышления сладострастные. 

10-я. Запрещает всякие помышления противные любви к ближнему, как-то: зависть, ненависть и всякие желания корыстолюбивые и властолюбивые. 

12. Заповедей Церковных шесть; они обязывают нас: 

1-я. Освящать молитвою все Воскресные и некоторые праздничные дни. 

2-я. Бывать в эти дни у обедни. 

3-я. Исповедовать грехи свои по крайней мере раз в год. 

4-я. Не менее одного раза в год приобщаться Святых Тайн, а именно в Пасхальное время. 

Однако Церковь приглашает всех приступать как можно чаще к сему источнику жизни. 

5-я. Соблюдать пост Великой Четыредесятницы и, так называемые, посты четырех времен года, на которые чрез них испрашивается особенное благословение Господа. 

6-я. Воздерживаться от скоромного в пятницы, субботы и в другие дни, определенные Церковью. 

Эти последние две заповеди допускают некоторые исключения, касающиеся возраста, болезни и других случаев, коих законность должна быть судима приходским пастырем или духовным отцом. 

13. Чтобы повиноваться Богу и Церкви, нам необходима благодать; а чтобы получить благодать, ее надобно испрашивать у Господа Бога ради заслуг Христа Спасителя. Самая превосходная молитва есть молитва Господня «Отче наш». Весьма полезно чтить и уважать всех Ангелов Божиих и Святых, ибо они возлюбленные Господа, который охотно внемлет молитвам их о нас грешных. В особенности мы обязаны со всяким тщанием глубоко почитать, прославлять и любить Матерь Господа Нашего Иисуса Христа. Она - грешников пристанище, радость всех скорбящих, предстательство Христиан, немощных спасение, надежда ненадежных. К ней прибегать должно во всех наших нуждах, в огорчениях, в печалях, в телесных слабостях и душевных недугах, прося заступления, помощи и ходатайства за нас пред рождшимся от нее Спасом и Богом Нашим Иисусом Христом. 

14. Иисус Христос установил Таинства, дабы чрез них изливать в сердца наши свои дары и благодать, делая нас таким образом причастниками бесконечного достоинства своих дел, своих страданий и смерти. Есть семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство и Брак. Понятия о Крещении, Покаянии и Евхаристии должны быть чрезвычайно точны по причине преимущественной важности их для всех людей. 

15. Крещение есть Таинство духовного возрождения, без коего никто не может быть спасен. В случае чрезвычайной необходимости его может совершать и мирское лицо. Для этого нужно только на голову возлить обыкновенную естественную воду (которая должна касаться не только волос, по и тела), произнося следующие слова: «Я крещаю тебя во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Крещение очищает нас от первородного греха, примиряет с Богом и делает нас членами тела Христова и Церкви. 

16. Таинство Покаяния установлено Христом Спасителем для омытия грехов после крещения соделанных. Но, чтобы получить отпущение грехов чрез это Таинство, нужно открыть пред священником, по крайней мере все смертные грехи, иметь сокрушение сердца и скорбь о грехах своих, то есть раскаяние (которое Бог дает всегда просящему у Него) с твердым намерением, во-1-х, исправить впредь жизнь свою; во 2-х, избегать те случаи, которые нас могут соблазнить; и, в 3-х, выполнить в точности наказа­ние или эпитимию, которую налагает и определяет духовник. 

17. Евхаристия есть самое великое из всех Таинств, ибо оно сообщает нам не одну только благодать, как прочие Таинства, но, содержа в себе Самого Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, сообщает нам его тело, кровь, душу и Божество. За обеднею, в ту минуту, когда священник освящает Святые дары и произносит слова: «Сие есть тело мое, сия есть кровь моя», хлеб пременяется в тело Христово, а вино в кровь его, и остается только наружность хлеба и вина. Итак, когда сии Святые Тайны поставлены па алтарь и представляются взорам всех или когда хранятся в ковчеге, мы имеем пред собою не образ Иисуса Христа, но самого Господа Нашего; и когда мы приобщаемся Святым Тайнам, то мы принимаем в себя Спасителя Нашего, того Сына Божия, который, воплотившись от Девы Марии, родился в Вифлееме, умер за нас на кресте, воскрес в третий день по Писанию и вознесся на небеса. Сей закланный Агнец Божий также истинно присутствует на алтаре и, по приобщении, в нас самих божественным и человеческим своим естеством, как он находится на небе. Приступающий к Святым Тайнам должен быть очищен от всякого смертного греха; в противном случае он навлекает на себя страшное осуждение за святотатственное приобщение Тела Господня: «...ядый бо и пяй недостойне, суд себе яст и пиет...» (1 Кор. 11, 29). 

18. Миропомазание сообщает нам некоторые дары Святого Духа и особенную силу постоянно и неослабно исповедовать нашу веру и побеждать невидимого врага нашего спасения. Чрез сие Таинство мы укрепляемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати. 

Елеосвящение установлено для выздоровления или по крайней мере для облегчения болезней как душевных, так и телесных; оно есть также прекрасное приготовление к христианской смерти. 

Священство дает власть и силу исполнять свято все церковные требы, в особенности же освящать за Литургиею предложенные Дары. Брак дает бракосочетающимся благодать жить в союзе святом и воспитывать детей в страхе Божием.  

19. Нам всем должно умереть; но время нашей смерти неизвестно. От этой минуты зависит наше вечное счастие или вечное несчастие. Рай или ад будет нашим достоянием навеки, смотря по тому, в состоянии ли благодати или нет застанет нас смерть; будем же помышлять об этом постоянно. 

20. Главные препятствия ко спасению суть: 

1-е, ярость демона, который «яко лев, рыкая, ходит, ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8) и увлечь с собою в геенну; 

2-е, пагубное действие дурных примеров;  

3-е, опасные случаи, вводящие в соблазн, и коих мы не отвращаемся по слабости воли, неусмотрительности и легкомыслию; 

4-е, страсти вообще, но в особенности та, которая сильнее других и как бы их корень. Впрочем, господствующая страсть бывает различна, смотря по нраву каждого человека. 

21. Главных грехов семь; от них рождаются все прочие. 

1. Гордость есть неумеренное и преступное желание собственной славы, дабы превзойти других. От сего греха происходят, в частности, следующие пороки: богохульство, презрение к ближнему, осуждение, неповиновение, лицемерие, самонадеянность, закоснение во грехе и навык к нему, упрямство и проч. 

2. Любостяжание есть неумеренное желание богатства и имущества; порождает убийство, коварство, мятеж, обман, жестокость к ближнему, немилосердие, бесчеловечие, огрубение сердца, притеснение бедных и проч. 

3. Блуд есть безмерное пожелание плоти, которое, ослабляя тело, убивает вместе с тем и душу; этот грех, ввергая в геенну множество людей, действует на душу преимущественно посредством зрения и слуха; он производит в ней самые страшные и пагубные перевороты, как-то: помрачение ума, отвращение от предметов Божественных, нечестие, отчаяние и проч. 

4. Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего и, напротив, радость и удовольствие при его злополучии. Этот грех производит презрение, ненависть, злоречие, обманы, убийства и проч. 

5. Чревоугождение есть чрезмерное употребление пищи и пития; оно рождает отягчение сердца, вожделение плоти, грубые нравы, тяжкие болезни, распутство и проч. 

6. Гнев, который благоразумного человека превращает в лютого зверя, рождает злопамятство, ярость, мщение, убийства и проч. 

7. Беспечность или леность есть холодное равнодушие, отвращение ко всякой работе умственной или вещественной; от сего происходит распутство, изнеженность, высокомерие и проч.Краткое описание этих семи грехов достаточно объясняет, почему они были названы «главными». Кто истинно боится Бога и не хочет потерять его благодати, тот избегает их всеми силами. 

22. Необходимейшие добродетели, без которых совершенно никто спастись не может, суть: Вера, Надежда и Любовь. 

1. Вера есть добродетель, посредством которой мы твердо принимаем, сердцем веруем и устами исповедуем все истины, откровенные нам Господом и Церковью преподанные за таковые. 

2. Надежда есть добродетель, посредством которой мы ожидаем с твердым упованием жизнь вечную и никогда не отчаиваемся в содействии благодати, нужной для достижения вечного блаженства. 

3. Любовь есть добродетель, которой мы, во-первых, предпочитаем Бога всем возможным благам за то единственно, что он один как Творец Наш и благодетель и как Верховное благо достоин всякой любви; и, во-вторых, любим, как себя, из любви к Богу. 

23. Из этой любви к Богу и к ближнему вытекают, как из источника, дела тем более драгоценные, что Господь принимает за сделанное для Него все то, что из любви к Нему мы делаем для ближнего. Эти дела называются делами милосердия. 

Они двоякого рода: одни относятся к телу, другие к душе. Вот важнейшие из дел, относящихся к телу: давать алчущему пищу, нагому одежду, напоять жаждущего, доставлять бедным работу и средства к пропитанию; навещать больных, посещать заключенных в темнице, для утешения их и облегчения их участи; погребать умерших. Дела, относящиеся к душе суть: отклонять грешника от греха и привлекать его к лучшей жизни; наставлять неученого и невежду истинам и обязанностям веры, утешать скорбящего, давать добрые советы, переносить недостатки, прощать обиды, молиться Богу за живых и мертвых. 

24. Каждый христианин должен часто выражать Господу чувства веры, надежды и любви. Это в особенности важно в час смерти. 

Глас верующего сердца. 

Верую, Господи, во все то, что Ты открыл Святой Церкви и поручил преподать нам, ибо Ты еси Истина, и потому не можешь ни сам ошибиться, ни ввести других в заблуждения. 

Глас уповающего сердца. 

В сердце сохраняю благую надежду сию, что Ты, Господи Боже мой, по твоей благости и ради Сына Твоего Спаса Нашего Иисуса Христа, благоволишь даровать мне в сей жизни благодать Твою, а по смерти царствие небесное, если пребуду в послушании Твоем, яко Ты не преступишь слова Твоего, и обетования Твои испол­нишь во благовремении. 

Глас любящего сердца. 

Люблю Тебя, Господи, паче всего на свете, всем сердцем моим и всею силою моею, и ради Тебя люблю ближнего моего, как себя, ибо Ты единственное благо истинная радость души моей, о бесконечно достойный любви, Боже! 

Глас сокрушенного сердца. 

Тебе, Господи мой, единый блаже, исповедаю грехи мои и с сокрушенным сердцем молю Тебя о прощении, ибо Ты грех ненавидишь, многомилостивый и любоблагий Боже! С помощию Твоей благодати я сохраню себя в любви Твоей, омывая грехи мои слезами умиления и раскаяний. 

 

§ 3. Что мы должны наблюдать при Таинстве

 

25. Один грех смертный достаточен для того, чтобы погубить навсегда человека, если он до смерти своей не раскается и не получит от Бога прощения. Посему ничто не должно быть в мире драгоценнее для человека, как омытие от тех грехов, которые могут заключить его на веки в темницу ада. Иисус Христос установил Таинство Покаяния для восстановления той невинности, которую мы стяжали в Святом Крещении, но которую мы можем потерять чрез грех. Сущность Покаяния составляют сокрушение, исповедь и удовлетворение. 

Сокрушение сердца есть скорбь о своих грехах. Оно должно быть, во-1-х, «непритворно» и рождено в сердце действием Духа, без помощи коего никто не может иметь раскаяния. И так мы должны молить Господа, чтобы он дал нам сию помощь; молитва же, одушевленная смирением и сыновнею надеждою, всегда будет Им услышана. Во-2-х, сокрушение сердца должно быть «сверхъестественно», то есть основано на побуждениях и чувствах, внушенных верою. Тот не имеет сокрушения, который ненавидит грех только потому, что оп причинил ему какой-нибудь урон или потерю, как-то временное несчастие, наказание, болезнь, утрату имущества и проч. Причиною раскаяния должна быть мысль, что грех оскорбляет величие и святость Бога; хотя можно также побуждать себя к раскаяние помышлениями об аде и его вечных мучениях, которые мы заслужили нашею преступною жизнью. Но сокрушение сердца тем превосходнее и тем приятнее Богу, чем превосходнее причины, рождающие его в нашем сердце, как, например: мысль о величии и святости Бога и Творца нашего, которому мы уплатили грехом и неблагодарностью за все его к нам благодеяния; чувства любви ко Христу Спасу и сострадания к мучениям, которые он перенес за нас, дабы избавить нас от греха и его пагубных для нас последствий. 

В-3-х, истинное сокрушение, необходимое для того, чтобы получить прощение, должно быть сопровождаемо «твердою решимостью» скорее умереть, нежели прогневать Бога чрез грех смертный; и кроме того, готовностью избегать все случаи, подающие ближайший повод ко греху. Должное вознаграждение, или, по крайней мере, готовность вознаградить его за вред, причиненный ему, составляет также одно из необходимых условий сокрушения сердца. 

26. Исповедовать грехи свои должно священнику, получившему для сего надлежащую власть от законного Епископа, который с своей стороны должен быть препоставлен своей Епархии главою всей Церкви, Святейшим Отцом Папою, которому он обязан повиноваться. 

Исповедание должно быть сопровождаемо смирением и точностью в объявлении всех смертных грехов наших, их числа и обстоятельств, их сопровождавших; и дабы не забыть ни одного из них, весьма полезно припомнить себе пред исповедью Божии Заповеди, обязанности нашего состояния, лица, с которыми мы имели сношений, места, где мы имели пребывание и совершили главные грехи, и рассмотреть, каковы были в отношении ко всему этому наши мысли, слова и поступки. 

27. После исповеди и полученного прощения грехов мы должны исполнить в точности «эпитимию», или наказание, определенное нам священником в удовлетворение за соделанные грехи. 

 

МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 

Слава тебе, Боже наш, слава тебе! Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! Приидите, поклонимся цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, цареви и Богу нашему. 

От сна восстав, благодарю тя, Святая Троице, яко многия ради твоея благости и долготерпения, не прогневался еси на мя грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси во еже утренневати и славословити державу твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем твоим, и разумети заповеди твоя, творити волю твою, и пети тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя твое, Отца и Сына и Святага Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Пресвятая Троице помилуй нас. 

Господи, очисти грехи наши. Владыко, прости беззакония наши. Святый, посети и исцели немощи наши, имени твоего ради. 

Царю небесный, утешителю, Душе истинный, иже везде сый и вся исполняли, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, блаже, души наши. 

Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. 

Яко твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. 

Радуйся Мария, благодати полная, Господь с тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, Иисус. Святая Мария, мати Божия, моли о нас грешных ныне и в час смерти нашея. Аминь. 

Под твое бдагоутробие прибегаем, Богородице, моления наши не презри по обстоянии; но от бед избави ны, едина чистая, едина благословенная. Верую во единаго Бога Отца вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех пек, Бога от Бога, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писаниям. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. И в Духа, Господа животворящаго, иже от Отца и Сына исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. Во едину, святую, кафолическую и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. 

 

Молитва к Ангелу хранителю

 

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей душе и страстной моей жизни, не остави мя грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое; не даждь места лукавому демону обладати мною насильством сего тела. Укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, Святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего; и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от искушения противнаго, да ни в коем грехе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе своем, и достойна покажет мя раба своея благодати. Аминь. 

 

Молитва ко Святому тезоименному

 

Моли Бога о мне, Святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

 

ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ

 

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречис- тыя Твоея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех Святых, помилуй нас. Аминь. 

Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Пресвятая Троица, помилуй нас, и проч. 

 

Молитва Св. Макария Великого

 

Боже вечный и Царю всякого создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа; и даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да возстав от смирен наго ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги, плотския и безплотныя. И избави мя. Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. 

Яко твое есть царство Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. 

 

Повседневное исповедание грехов на сон грядущим

 

Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во святей Троице Единому славимому и поклоняемому, Отцу и Сыну и Св. Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего и на всякий час и в настоящее время, делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и всеми моими чугзствы, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе, Бога моего и Творца, прогневах, и ближнего моего онеправдовах. О сих жалея, вин на себе Тебе, Богу моему, представляю, и имею волю каятися, точию, Ты, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя; прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми и разреши от всех сих, яко благ и человеколюбец. 

 

Молитва Св. Иоанникия к Трисвятой Троице

 

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица Святая, слава тебе! 

 

Ко Христу Иисусу

 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг: укрепихся на него. 

Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них, и спаси мя, блаже, яко человеколюбец. 

 

К Пресвятой Богородице

 

Взбранной воеводе победительная, яко избавльшися от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная. 

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица; надеющиися на тя да не погибнем, но да избавимся тобою от бед: ты бо еси спасение рода христианскаго. 

Все упование мое на тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом твоим. 

 

К Ангелу хранителю

 

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех Святых. Аминь. 

 

Знаменуясь крестом

 

Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла. 

 

Предаваясь сну

 

В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь. 

 

МОЛИТВЫ НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ 

 

Ко Христу Иисусу 

 

Иже на всякое время, и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе и многомилостиве, многоблагоутробне иже праведный любяй, и грешныя милуяй, иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ; сам, Господи, приими и наши в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедей твоим, души наши освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней. Огради нас Святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя твоея славы, яко благословен еси во веки веков. Аминь. 

 

Другая молитва

 

Пламенем любви распали к тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душою и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще, славим Тя, всех благ дателя. 

 

К Богородице

 

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко благая, на помощь, нас, верных зовущих Ти: Ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи, присно Богородице, чтущих Тя. 

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, Владычице; ты нам помози, на тебе надеемся, и тобою хвалимся: твои бо есмы раби, да не постыдимся. 

Богородице Дево, радуйся, благодатная: Господь с тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших. 

Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего; честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем. 

 

Перед Св. Причащением Молитва Св. Иоанна Златоустого

 

Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый еемь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело твое, и сия есть самая честная кровь твоя. Молюся убо тебе, помилуй мя и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. 

Вечери твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя: помяни мя, Господи, во царствии твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. 

 

По причащении Молитва Св. Василия Великого

 

Владыко Христе Боже, царю веков и содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих твоих Таинств. Молю убо Тя, блаже и человеколюбче, сохрани мя под покровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию даже до последняго моего издыхания достойно причащатися Святынь твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, податель благих, и тебе славу возсылаем со Отцем и Св. Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. 

 

К Пресвятой Богородице

 

Пресвятая Владычице, Богородице, свете помраченныя моея души, надежде, покров, прибежище, утешение, радование мое, благодарю тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти пречистаго тела и честныя крове Сына твоего. Но, рождшая истинный свет, просвети моя умныя очи сердца; яже источник беземертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих. И сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Тайн освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрославлен- на еси во веки. Аминь. 

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безмертный, помилуй насъ! (трижды). 

Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. 

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. 

Тебе предвечнаго Отца вся земля величает. 

Тебе вси Ангели, тебе небеса и вся Силы; 

Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: 

Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. 

Полны суть небеса и земля величества славы твоея. 

Тебе преславный Апостольский лик, 

Тебе пророческое хвалебное число, 

Тебе хвалит пресветлое Мученическое воинство. 

Тебе по всей вселенней исповедует святая Церковь, 

Отца непостижимаго величества, 

Поклоняемаго твоего и единороднаго Сына, 

И Святаго утешителя Духа. 

Ты, Царь, славы, Христе; 

Ты Оща присносущный Сын еси; 

Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; 

Ты, одолем смерти жало, отверзл еси верующим царство небесное. 

Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити нверищися, 

Тебе убо просим, помози рабом твоим, их же честною Кровию искупил еси. 

Сподоби со Святыми твоими в вечней славе твоей царствовати. 

Спаси люди твоя, Господи, и благослови достояние Твое; 

Исправи я и вознеси их во веки. 

Во вся дни благословим Тебе, и восхвалим имя твое во век и в век века. 

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. 

Помилуй нас, Господи, помилуй нас! 

Буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом наТя. 

На тя, Господи, уповахом: да не постыдимся во веки. Аминь. 

 

Молитва посещающим церковь

 

Поклоняюся тебе, Господу Богу моему, присутствующему благодатию твоею во святом храме сем; изряднее же в пречистых и животворящих Тайнах. Тебе, истинному Христу Спасителю моему, колена сердца моего преклоняю. Поклоняюся и твоей пренепорочной матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, помощнице, заступнице, ходатаице, единой надежде и упованию спасения моего. Почитаю Ангела слугу твоего, хранящаго божественный алтарь твой выну; и вся твоя, на иконах изображенныя, и мощми почивающыя, любовно лобызаю. И молю тя, благаго Владыку моего, да будут уши твои выну внемлюще гласу молитвенному людей, молящихся тебе во святем твоем сем храме, почившыя же у него помяни в небесном твоем царствии, презирая все согрешения их, яко благ и милостив во веки. Аминь. 

 

Символ веры Апостольский

 

Верую в Бога Отца Вседержителя, творца небу и земли. И во Иисуса Христа Сына его единаго, Господа нашего, зачата от Духа Свята, рожденна из Марии Девы, страдавша при Понтийстем Пилате, распята, умерша и погребенна; сошедшаго во ад, в третий день воскресшаго из мертвых, возшедшаго на небеса, седящаго одесную Бога Отца вседержителя; оттуду же грядущаго судити живым и мертвым. Верую в Духа, Святую Церковь Кафолическую, Святых общение, оставление грехов, плоти воскресение, жизнь вечную. Аминь. 

 

Литии

 

Господи помилуй, (трижды). Боже Отче, Сыне Божий, Душе Святый, помилуй нас. 

Пресвятая Троица, помилуй нас. 

Пресвятая Богородице, моли о нас грешных. 

Св. Ангелы, молите о нас грешных. 

Св. Архангели, молите о нас грешных. 

Вся Силы небесныя, молите о нас грешных. 

Святый Иоанне Предтече и Крестителю Господа нашего 

Иисуса Христа, моли о нас грешных. 

Святии славнии Апостоли, 

Святии Пророцы, 

Святии Мученицы, 

Преподобнии и богоносные Отцы наши, Святии Пастырие и Учителие вселенный, Вси Святии, Молите о нас грешных. 

Непобедимая и непостижимая и божественная сила 

честнаго и животорящаго креста, не остави нас грешных. 

Боже, очисти нас грешных. 

Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. 

Господи сил, с нами буди, иного бо разве тебе помощника 

в скорбех не имамы; Господи сил, помилуй нас. Аминь