VI. Книга Премудрости  

 

Греческие кодексы Книги Премудрости носят название «Премудрость Соломона». Это вовсе не является указанием на то, что именно царь Соломон был ее автором. Неизвестный автор лишь приписал свое произведение этому известному мудрецу, таким образом включая книгу в сапиенциальную литературу. Вульгата в названии книги не называет имени Соломона, называя ее Книгой Премудрости. Эта книга имеет особенный характер, потому что была написана на греческом языке, что закрыло ей доступ в иудейский канон в конце I века н.э. Но и в католический канон Священного Писания Книга Премудрости окончательно вошла только после Тридентского Собора.  

Современные исследователи в большинстве своем считают, что эта книга была делом одного автора, и ее композиция подчинена четкому логическому плану. Также большинство ученых делит книгу на две большие части: дидактическую (главы 1-9) и историческую (главы 10-19). Книга Премудрости содержит в себе большое количество греческой философии, и ее жанр – диатриба (полемическое произведение) - тоже характерен именно для эллинской культуры. Это разновидность виртуального диалога автора с читателями, который ведется легко и непринужденно. Автор Книги Премудрости использует многочисленные сравнения, исторические примеры, а иногда и сатиру, чтобы доступным и занимательным образом изложить утверждение, что нужно жить праведно, потому что за это обязательно будет награда. Автор книги балансирует на границе  двух культур – иудаизма и эллинизма, а также двух религий: израильского монотеизма и языческого многобожия. Мудрец защищает своих соотечественников перед мощным влиянием язычества, и одновременно приближает иудаизм к язычникам, ищущим Бога.  

 

1. Автор и время написания  

 

Уже св. Иероним и св. Августин отрицали, что автором Книги Премудрости был царь Соломон. А сегодня тем более уже никто не сомневается в том, что это – литературная фикция, часто употребляемая писателями в греко-римской культуре. Целью этого приема было использование авторитета известного лица (в данном случае, царя Соломона), чтобы расположить к себе читателей и завоевать их доверие. Поэтому не знаем, кто в действительности был автором Книги Премудрости. Однако, на основе формы и содержания этой книги можем заключить, что им мог быть еврей – эллинист из Александрии в Египте. На его еврейское происхождение указывает большой интерес к личности царя Соломона (которого автор идеализирует), высокая оценка набожности, уверенность в богоизбранности еврейского народа (см. Прем 9,1; 12,21; 18,4; 18,8-13) и его превосходстве над другими народами (14,21; 15,4), наконец, хорошее знание ветхозаветных книг. Но так как автор является эллинистом, то он свободно владеет греческим языком, прекрасно образован (7,17-20), ценит искусство и красоту  (14,19-20; 15,3.7), знает греческую философию (эпикурейство, материализм, стоицизм), хотя не придерживается никакой определенной философской системы. Книга Премудрости характеризуется миссионерско - апологетической направленностью, что свидетельствует в пользу Александрии как место написания этого произведения.  

Александрия была городом, где проживала многочисленная иудейская диаспора, поэтому именно здесь было написаны большинство произведений эллинистического иудаизма. Но в этой среде часто наблюдались печальные последствия сильного влияния языческой мысли на иудеев, поэтому автор Книги Премудрости решил помочь соотечественникам сохранить чистоту своей веры и верность Богу Израиля. Для этой цели пишет свою книгу, которая была призвана показать превосходство иудейского стиля жизни над языческим. Книга Премудрости была написана в конце I до н.е., но многие современные исследователи датируют ее даже 30-40 годами н.э. 

 

2. Богословие Книги Премудрости 

 

Самым важным богословским учением Книги Премудрости является полное объяснение принципа воздаяния за грехи, охватывающее не только земную, но и загробную жизнь. Эта богословская идея получает полное и всестороннее объяснение только в этой книге Ветхого Завета. Автор совершает переосмысление самого принципа, а одновременно рассказывает, что ждет праведников и грешников после их смерти. Источником страданий является неправильное, фальшивое познание Бога – оно ведет людей неразумных к ропоту на свою судьбу, а также к грешному образу жизни.  

Книга Премудрости помещает монолог грешников, в котором они рассказывают о морали своей жизни. Они считают, что жизнь человека коротка и грустна, а заканчивается небытием – и никто не властен изменить этого порядка вещей. Поэтому необходимо вкушать все доступные радости жизни, не признавая никаких этических норм. Единственным законом в этом случае является право сильного, потому что слабость бесполезна. Но праведники имеют совершенно другие представления о том, как надо жить – они считают себя детьми Божьими и гордятся этим, а также всячески презирают и отвергают стиль жизни грешников. Поэтому грешники решают испытать их – замучить и убить, чтобы посмотреть как Бог будет заступаться за праведников.  

Автор объясняет страдания праведников, а также то, что Бог допускает их смерть от руки нечестивых, бессмертием души и наличием воздаяния в загробной жизни для праведных и грешных.  Полнота воздаяния совершится только после смерти, и грешники смогут убедиться лично в том, что Бог – на стороне праведников. Дополнением размышлений о жизни и смерти является описание окончательной победы праведников, которые “живут вечно” в царстве Бога, свободные от всех мирских опасностей и от всякого зла (Прем 5,15-23).  

 

Вопросы по теме:          

 

В чем уникальность Книги Премудрости? 

Почему она не вошла в иудейский канон? 

Кто был автором Книги Премудрости? Почему он приписал авторство царю Соломону? 

Когда и где была написана Книга Премудрости? 

Каков литературный жанр этой книги? 

На какие две части делится Книга Премудрости? 

С какой целью было написано это произведение? 

Какова главная богословская мысль Книги Премудрости? 

Как она объясняет теорию воздаяния?