III. Книга Притч  

Название книги не полностью соответствует ее содержанию, потому что кроме притч, которые можно приписать царю Соломону, в ней содержаться другие разножанровые произведения. Собрания притч Соломона занимают в книге центральное место, поэтому название книги целиком оправдано. К тому же, в начальной редакции книги, скорее всего, присутствовали только эти притчи, а остальные произведения были добавлены уже в процессе окончательной редакции.  

В книге доминируют поучения религиозного и этического характера, заключенные в поэтическую и ярко образную форму. Традиция приписывает две обширные части Книги Притч (10,1-22,16; 25,1 – 28,27) авторству царя Соломона. Но можно быть уверенными только в том, что это две самые старые части книги, которые были написаны до вавилонского пленения. Эта часть Книги Притч содержит призыв быть верным Богу, а  основой верности является мудрость. Мудрость ведет к благочестивой жизни и отречению от зла во всех его формах.  

Всю Книгу Притч можно разделить на следующие части: 1) введение – похвальный гимн в честь премудрости и ее плодов в жизни человека (главы 1-9); 2) правила благочестивой жизни (10,1-22; 16); 3) правила человеческого общежития (22,17-22,34); 4) общие предписания (30,1-14); 5) советы для правителей и похвала добродетельной жене (31,1-31). Многие пословицы и поговорки из Книги Притч функционируют в современных языках в том же качестве.   

 

1. Введение (1-9) 

 

Эти главы являются самой поздней частью книги, что позволяет предполагать их возникновение в связи с последней редакцией всего произведения. Книга открывается кратким вступлением (Притч 1,1-7), содержащим в себе основные информации на тему ее содержания, автора и цели написания. Это краткое вступление исполняет роль названия всей книги. Оно сообщает, что книга содержит в себе притчи израильского царя Соломона. После этой информации наступает детальное описание пользы, которую можно извлечь из чтения этих притч. Они были составлены и записаны, чтобы помочь людям достичь мудрости, стать праведными и честными. Обязательно с содержанием книги должны познакомится необразованны и молодые люди, чтобы получить знание об основах морального поведения и благочестивой жизни. Заключительный элемент этого краткого вступления обращает особенное внимание на главный элемент любой премудрости – боязнь Яхве. Одновременно порицает тех, кто пренебрегает познанием основ праведной жизни, называя их глупцами. В дальнейшем тексте введения вышеперечисленные темы выходят на первый план. 

После этого начинается собственно введение, содержащее в себе несколько литературных фрагментов в форме поучений на тему, чем является истинная мудрость и как она приобретается (1,8-9,18).  Среди помещенного в этой части литературного материала преобладают наставления,  обычно начинающиеся призывом «мой сын», с преобладанием поучительного тона. Среди этих поучений можно выделить несколько видов: 1) краткие наставления с призывом слушаться родителей (1,8-9); 2) двухчастная вступительная перикопа, обращающая внимание на опасное и неразумное поведение грешников (1,10-14. 15-19); 3) введение  в процесс овладевания мудростью (2,1-22); 4) ряд поучений, как это делать (3,1-10; 3,11-20; 3,21-26; 4,10-19; 4,20-27); 5) призыв слушать, обращенный к «сыновьям» (4,1-9); 6) три длинные поучения, содержащие предупреждение перед «чужой женой» (5,1-23; 6,20-35; 7,1-27). В некоторых местах введения встречаются небольшие группы кратких поучений, пословиц и поговорок на разные темы, не связанные между собой (3,27-35; 6,1-19; 9,7-12). Кроме этого, во введении присутствуют два  описания – мудрости и глупости – построенные по похожей схеме (9,1-6. 13-18). Еще две отличные по стилю литературные единицы, из которых одна предшествует (1,20-33), а другая завершает (8,1-38) цикл поучений. По жанру это поэмы, почти одинаковые по форме, описывающие когда и где, мудрость обращается к своим приверженцам. Содержание этих речей адаптировано к адресатам, которыми поначалу являются противники премудрости, а потом уже все люди. Среди разнообразных литературных жанров, присутствующих во введении, преобладают различные собрания поучений и наставлений, свободно составленные блоки пословиц и поговорок, а также две речи воплощенной премудрости. Принимая во внимание столь большое разнообразие жанров, очень трудно сказать являются ли Притч 1-9 свободной компиляцией или же их литературная композиция обладает однородной структурой.  

 

2. Первый цикл притч (10,1-22,16) 

 

Центральной частью всей книги является собрание кратких пословиц (376), названных Притчи Соломона. По причине их очень большого количества, где каждая из пословиц является самостоятельной литературной единицей, а также по поводу необычайного разнообразия, заключенной в них тематики, ограничимся лишь самыми общими информациями, характеризующими эту часть. 

Из замечания редактора следует, что автором этого собрания пословиц был царь Соломон. Но в древности авторство понималось несколько иначе, чем сейчас – скорее всего, речь идет о традиции, связанной с царем Соломоном. Некоторые исследователи считают, что эти пословицы были написаны спустя полтора века после царствования Соломона.  

Пословицы (евр. «машаль») являются основным литературным жанром сапиенциальной традиции. Они отличаются простотой формы (две части) и использованием примеров из жизни. Поэтому не удивительно, что именно эта литературная форма служила средством передачи житейской мудрости от поколения к поколению. Тематика пословиц разнообразна как разнообразна выражаемая ими действительность. С другой стороны нынешнее собрание пословиц царя Соломона было составлено согласно четкому плану, причем, принималась во внимание тематика этих пословиц. Поэтому в этом фрагменте книге можно различить меньшие единицы: сначала две части, несколько отличные по структуре. Первая часть (главы 10-15) содержит в себе пословицы в форма антитетического параллелизма, а вторая (16,1-22,16) – пословицы, построенные согласно синонимическому и синтетическому укладу. Кроме этого, во второй части присутствует две небольшие тематические группы: первая из них касается религиозных проблем (16,1-9), а вторая обращает внимание на правителей (16,10-15). Также легко можно заметить, что при составлении в единое целое старались сочетать пословицы с похожим звучанием, что можно заметить анализируя оригинальный текст пословиц. 

 

3. Учение неизвестных мудрецов (24,17-34) 

 

Следующая часть Книги Притч содержит в себе собрание кратких поучений раннего периода израильской сапиенциальной традиции. Это собрание названо поучениями или учением неизвестных мудрецов, потому что оригинальный, еврейский текст этих пословиц не содержит никакого указания, кому они принадлежат. Этот фрагмент начинается кратким вступлением (22,17-22), призывающим слушать поучения, описывающим их пользу и назначение. Состоит фрагмент из ряда кратких, обычно четырехчастных поучений с запретами и приказами, которые имею свое обоснование. Здесь обнаруживается несколько поучений (24,3-10), учение о человеке, хорошо исполняющим свои профессиональные обязанности (22,29) и сатира на пьянство (23,29-35).  

В структуре фрагмента некоторые исследователи обнаруживают две части (22,17-23,11 и 23,12-24,22), следующее общие вступление (22,17-21) и следующие три части: первая часть (22,22-23,14) обнаруживает много общего с поучениями египетского фараона Аменхотепа, вторая часть (23,15-28; 23,29-35) содержит поучения отца, обращенные к сыну, третья (24,1-22) содержит различные житейские наставления.  Предметом первой части поучений являются указания, как достойно жить при царском дворе, где очень легко поддаться коррупции, интригам, стремлению обогащаться любой ценой, а также где неосторожным поведением можно подвергнуть опасности правителя и навредить своей карьере. Вторая часть рассказывает о том, как выработать в себе соответствующие качества, которые могут помочь противостоять вышеперечисленным опасностям. Главным средством к этому является умение обуздывать свои желания. Примером полного отсутствия самоконтроля здесь является несчастливый и безвольный пьяница, являющийся персонажем яркой сатирической картинки. Тематика третьей части сосредотачивается около мудрости, которая должна проникать сердце и разум человека, что является залогом житейского счастья. Обретение такой мудрости требует отречения от всякого зла, и старательного исполнения своих обязанностей.  

Исследователи выделяют также следующий фрагмент, который они называют иными поучениями неизвестных мудрецов (24,23-34). Их содержание указывает, что они также относятся к реалиям придворной жизни, поэтому можно предполагать их древнее происхождение. На особое внимание заслуживает предостережение от лени (стихи 30-34). 

 

4. Второй цикл притч царя Соломона (25-39) 

 

Согласно вводной информации редактора (25,1), этот фрагмент был написан группой мудрецов, собранных при дворе иудейского царя Езекии (721-693 годы до н.э.). Также принимается во внимание, что эти пословицы могли быть собраны по приказу царя на территориях Северного царства, оккупированных Ассирией. Если эта гипотеза соответствует действительности, то эти поучения являются творениями неизвестных авторов, продолжавших сапиенциальную традицию царя Соломона.  

В структуре этого фрагмента можно выделить две группы пословиц (первая – главы 25-27; вторая – главы 28-29), которые несколько отличаются друг от друга литературными чертами и доктринальными положениями. Первая группа, кроме пословиц, содержит  также множество кратких увещеваний (25,6-7.8-10.16-17.21-22; 26,4-5.25; 27,1.2-10.11.13.22.23-27). В пословицах встречается преимущественно синтетическое расположение частей, при этом многие из них имеют форму сравнений с элементами природы или атмосферными явлениями, а также предметами обихода (25,3.11.12.13.14.18.19.20.23.24 и др.). Кроме того, в 25,2 и 25,21-22 отсутствует религиозное содержание. Во второй группе преобладают пословицы с антитетическим параллелизмом, сравнения и образы встречаются значительно реже, но больше религиозных элементов, особенно упоминаний о Яхве и Его Законе (28,4.5.9.25; 29,13.18.25.26). В обеих частях этого фрагмента можно выделить малые тематические группы: например, высказывание о царе (25,2-6), высказывание на тему лени (26,13-16), на тему болтливости (26,17-28), о богатстве (28,19-22) и т.п. Независимо от литературных качеств этого фрагмента, их содержание описывает различные житейские ситуации и дает им соответствующую оценку. Тематика каждой из пословиц настолько уникальна и разнообразна, как и проявления человеческой жизни, которые они описывают.  

 

5. Изречения Агура (30,1-14) 

 

Краткое собрание изречений Агура является первым из трех дополнений ко второму циклу притч царя Соломона. Содержание этих высказываний достаточно ясно, поэтому не порождает никаких интерпретационных трудностей, но данные об их авторе довольно скупы и запутанны. Согласно информации во вступлении Агур был сыном Иакея из Массы (30,1). Ни первое, ни  второе больше в Библии не встречаются, из чего можно заключить, что эти люди не были евреями. Кроме того, Масса находится в северной Аравии на территории племен измаильтян (см. Быт 25,14). Довольно неясны и следующие слова введения, из которых следует, что поучения обращены к некому Ифиилу, второму Ифиилу и Укалу. Но некоторые исследователи предлагают переводить эти странные имена как глаголы: «трудился я, Боже, трудился, но получил», что свидетельствует о диспропорции усилия и полученного результата.  Эта мысль развивается в последующих стихах фрагмента (2-3), где автор признается в недостаточности своих усилий при приобретении мудрости. Но, с другой стороны, он уверен, что это не помешало ему приобрести познание Святого (этот нюанс обычно ускользает в переводах, но структура текста выразительно его подчеркивает). Из этого можно заключить, что Агур, который усиленно искал мудрость, нашел ее полноту в откровении Ветхого Завета, поэтому стал об этом свидетельствовать. Именно несовершенство человеческих усилий в поиске премудрости, восхищение Словом Божиим, а также «язвы общества» является главной темой этого небольшого литературного произведения (30,4.5-6.7-9.10.11-14).  

 

6. Числовые притчи (30,15-33) 

 

Следующей группой поучений являются так называемые «числовые» притчи. Как и все остальные наставления, они описывают наиболее характерные жизненные явления, но делают это особенным образом. Эти притчи состоят из двух непропорциональных частей: первая часть заключает в себе утверждение наличия определенного количества вещей с похожими качествами, которое затем увеличивается еще на одну вещь подобного рода. Вторая часть приводит точное описание уже увеличенного количества.  

Этот фрагмент принадлежит неизвестному автору, и в нем встречаются следующие тексты: 1) фрагмент неясного содержания о жадности (стих 15); 2) о четырех ненасытных вещах (15-16); 3) проклятия по адресу плохого сына (17); 4) четыре непостижимые вещи (18-19); 5) упоминание о блуднице (20); 6) четыре вещи, которые земля не может носить (21-13); 7) четыре малых, но мудрых создания (24-28); 7) четыре существа со стройной походкой (29-31); 8) предостережение перед заносчивостью (32-33).   

Одни исследователи считают, что содержание таких притч заключает в себе знание об окружающем мире, проявляющееся в сопоставлении похожих явлений, другие видят здесь только литературный прием, призванный вызвать определенное впечатление. В любом случае, это был один из самых оригинальных способов передачи знаний, идеально приспособленный к своему времени и окружению.  

 

7. Изречения Лемуила (31,1-9) 

 

Информация во вступлении сообщает читателю, что следующий фрагмент содержит в себе наставления для царя Лемуила из Массы, преподанные ему его матерью (31,1). Характерной чертой этих наставлений является то, что они представляют собой не израильскую мудрость, происходящую, вероятно, из северной Аравии (см. Притч 30,1). Кроме того, поучения изрекает женщина, мать, что тоже особенно ценно. Поучения носят характер материнского осуждения недостатков, замеченных у сына. Они начинаются в форме упрека (стих 2), потом переходят в предостережение от блуда (стих 3) и осуждение пьянства (стихи 4-5), затем мать призывает царя уделить особое внимание нуждающимся подданным (стихи 6-9).  

 

8. Поэма о добродетельной жене (31,10-31) 

 

Этот завершающий фрагмент по характеру отличается от всех предыдущих частей Книги Притч – это поэтическая композиция, написанная акростихом (каждый из стихов начинается с одной из букв еврейского алфавита). Эта поэма прославляет добродетельную женщину, описывая ее как образцовую жену и хозяйку. Начинается поэма риторическим вопросом: «Кто найдет добродетельную жену?» (Притч 31,10), из чего можно предположить, что прототипом описываемой женщины был реальный человек, но автор несколько идеализирует ее образ, понимая, что сложно найти совершенного человека. Форма акростиха затрудняет определение структуры отрывка, потому что в нем тесно переплетаются различные  темы. Единственно, можно выделить описание необычайной работоспособности жены, ее благочестия и активности (стихи 20-27) и завершающую похвалу (стихи 28-31).  

Некоторые исследователи считают, что это фрагмент был призван поучать молодых девушек, готовящихся к замужеству. Но необходимо обратить внимание, что в других частях Книги Премудрости, особенно самых древних ее фрагментах, очень часто встречается образ женщины в негативном значении (Притч 2, 16-19; 5,1-23; 6,20-35; 7,1-27). Поэтому завершающая часть книги уравновешивает эти негативные акценты позитивным описанием, которые уже начинают проявляться в Притч 31,1-9. 

 

Вопросы по теме:  

 

1. Был ли царь Соломон автором Книги Притч? 

2. Когда была написана Книга Притч? 

3. На какие части можно разделить Книгу Притч? 

4. Что такое «машаль»? 

5. Что является главной темой первого собрания поучений неизвестных мудрецов? 

6. Кто был автором второго собрания притч царя Соломона? Когда и по чьему повелению они были записаны? 

7. Какова главная богословская мысль наставлений Агура? 

Кто наставлял царя Лемуила? В чем заключался смысл этих наставлений? 

Как представлена женщина в Книге Притч?