Писания св. Иоанна  

I. Евангелие св. Иоанна 

II. Послания св. Иоанна 

III. Откровение (Апокалипсис) св. Иоанна 

 

Четвертое Евангелие, три Послания св. Иоанна и Апокалипсис входят в так называемую «Иоаннову традицию» (по лат.  CorpusJoanneum – «собрание сочинений св. Иоанна»). Менее всего с Иоанновой традицией связан Апокалипсис, а более всего – Евангелие св. Иоанна и Первое Послание св. Иоанна, которое обнаруживает тематическое и богословское подобие Евангелию. Второе и Третье Послания св. Иоанна уже менее связаны с Иоанновой традицией. Но довольно трудно описать возникновение этой традиции, а также заключить ее в какие-либо рамки. Единственно, с большой долей вероятности можно признать, что  основой этой традиции был керигмат о Иисусе, который св. Иоанн богословски развил в среде христианских общин Малой Азии, где Иоаннова традиция нашла благодатную почву для дальнейшего своего развития после смерти апостола.  

В богословии традиции св. Иоанна доминировала идея Воплощения Сына Божьего, поэтому литературный материал подбирался и компоновался согласно этой тематики. Эта традиция уделяла больше внимания свидетельству Иисуса о самом Себе, чем свидетельствам о Иисусе.  Именно на этой концепции опирался последний редактор Евангелия св. Иоанна, который ее развил, дополнил новыми элементами, что служило целям полемики с гностическими элементами в христианстве того времени. Эта полемика проявилась, прежде всего, в христологии Иоанновой традиции. Поэтому Евангелие от Иоанна значительно отличается по характеру от синоптических Евангелий, которые были написаны значительно раньше последней редакции Евангелия Иоанна, когда гноза еще не столь сильно влияла на христианство.