Символ 4/ 1980  

 

ТОЛКОВАНИЕ

НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАИИ

 

Часть первая 

(гл. 1-39) 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Исайя — первый по времени из четырех великих Пророков-Писателей. Так называют тех Пророков, чьи изречения были записаныими самими или другими. Напротив, Пророки-Ораторы, как Илияи Елисей, хотя и пользовались при жизни значительным влиянием, неоставили произведений, включенных в Канон Писаний. 

Пророк (наби) это проповедник, провозглашающий Божии права и резко восстающий против пороков своих современников. Многие пророки состояли советниками царей и политических деятелей, таккак в те отдаленные времена политика была тесно связана с религией. Им часто доводилось предсказывать будущее. Но, передавая свою весть, наби не говорит от себя, по крайней мере, в решающие часы своей деятельности. Он только выражает мысли, внушенные ему высшей силой. Он — глашатай Божий. 

 

Личность пророка Исаии 

 

Исайя родился, вероятно, в Иерусалиме около 765 г. до Р. X. В этом "блистательном" городе с бесчисленными — по словам псалмопевцев — башнями и дворцами он проводит всю свою жизнь. Несколько признаков позволяют предположить, что он принадлежит к высокому социальному классу: из заголовка его книги мы узнаем, что он был сыном Амоса, а в семитском мире сама возможность указать (и особенно подчеркнуть) имя своего отца уже выражает собой своего рода право на дворянское звание. Первостепенная политическая роль, которую Исайе пришлось затем играть в Иерусалиме при царях Ахазе и Езекии, чистота его стиля, предполагающая прекрасное образование и воспитание, его дружба со священниками Урией и Захарией, — все это свидетельствует о его высоком происхождении. 

По-видимому, основная черта его характера — смелость. Всегда на "линии огня", один против всех, он противостоит нечестивому царю, который подчиняется интригам, князьям "советникам лжи и товарищам воров", наглым проходимцам, оскверняющим свой сан священникам и пророкам, наконец, изменчивой черни. 

Секрет этого непобедимого мужества, этой утонченной совести, обязывающей его отзываться на все Господни призывы, этой преданности обездоленным нашего мира заключается в его вере. Если не верите, то не сохранитесь: прежде чем высказать эту истину, подводящую итог его проповеди, он жил ею в окружении немногочисленных учеников. 

В их сердца он изливал свое сердце в самые мрачные часы своего столь бурного жизненного пути ... ожидая, что Бог воздвигнет ему преемников, которые в течение веков дополнят его проповедь, разовьют ее, обогатят, применят к различным условиям времении места, так что мощный голос учителя будет слышен еще и в эпоху плена и позже (см. ниже). 

 

Эпоха Исаии 

 

В тогдашнем цивилизованном мире существуют две великие державы; Египет и Вавилония. Но они приходят в упадок, между тем как могущество Ассирии беспрестанно возрастает. Оно достигнет своего апогея около 700 года, когда Саргон, владыка мира, сосредоточит близ Ниневии в своем дворце Корсабаде, ассирийском Версале, богатства многих народов. От враждебного Ассирии Египта ее отделяет ряд также враждебных мелких царств или княжеств — Аммон, Моав, Едом, Филистия... — и царств несколько более значительных, столицами которых являются Хамат, Дамаск, Самария и Иерусалим. 

Около 993 года десять колен израилевых, отделившись, образовали Самарийское царство. Поэтому размеры Иудейского царства очень невелики. 

Но Иерусалим — Святой город, к которому уже два века сходится все. Его цари получили помазание, что обеспечивает им значительный престиж, несмотря на несостоятельность многих из них.  

Быстро набросанный нами образ души Исаии не говорит в пользутого общества, в котором он жил. Но он ярким пламенем выплескивается из окружающего его мрака развращенности. В течение сорокалет он остается в Иерусалиме господствующей личностью, настаивающей, неукротимой. 

 

Основные идеи проповеди Исаии 

 

Ягве единственный Творец и единственный Владыка мира и истории. Египетским и ассирийским войскам Он свистит, как собакам (5.26; 7.18), чтобы использовать их для наказания Своего народа (10.5). Ягве-Святой (6.3) и Сильный (1.24). 

Израиль должен ожидать спасения от покровительства Ягве, а не от ухищрений своей политики (7.4; 37.6). Избранный народ никогда не должен забывать, что Ягве заключил с ним Союз-Завет.  

Угнетение бедных богатыми ненавистно Ягве, Который требует социальной справедливости (3.14,15; 10.1; 5.8). 

Любителям жизненных благ своего времени Исайя противопоставляет отбор, остаток (4.5). 

Спасение придет через Мессию, который утвердит на земле совершенную справедливость (2.1-5; 9.1-6 и так далее). 

Исайя — по преимуществу пророк мессианства.  

Эти мысли выражены образными словами, смелыми формулировками, краткими, решительными, ясными, как хорошо отчеканенная медаль. Не устаешь восхищаться богатством гаммы его чувств, великим разнообразием тонов. Ему одинаково легко даются обвинительные речи, сатира и элегия. 

Исайя — величайший библейский поэт до плена. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Есть два способа читать пророчества Исаии: или следуя их порядку в Библии, или помещая изречения Пророка, насколько возможно, в их исторический контекст. Мы приняли этот второй метод, которым пользуются все новейшие комментаторы. Поэтому читатель не должен удивляться, когда его просят, например, прочесть 6-ю главу до 1-й или 10-ю после 37-й. 

Для глав 1-39 мы руководствуемся (за некоторыми исключениями) трудом Ж. Стейнманна, а для дальнейшего — трудом Фейе. 

 

6 — Призвание Исаии 

 

1 — Исайя молится в Иерусалимском Храме. Внезапно он видит Ягве в образе человека, сидящего, как царь на престоле, воздвигнутом на высоких ступенях. Шлейф Его одеяния простирается до зала, расположенного перед Святая Святых, где пребывает Ягве. 

2-3 — Видение показывает Ягве в окружении сонма небесных существ ангелов, наделенных в изобилии крыльями, потому что они постоянно готовы выполнять Его повеления. Они разделены на два хора, отвечающих друг другу для вознесения хвалы Святости Ягве, то есть не только Его совершенной нравственной чистоте, но и Его абсолютному совершенству, Его верховной возвышенности над всякой тварью, Его всемогуществу, Его премудрости и Его милосердию. 

Кроме того, выражение "Ягве, Святой Израилев", часто повторяющееся у Исаии, означает, что Ягве желает привлечь Свой народ к участию в Своей Святости и потому желает, чтобы этот народ, с которым он вступил в Союз-Завет, был свят. Левит (19.2) высказывает это требование. 

Слава Ягве представляет собой внешнее сияние Его совершенства. В некоторых текстах, как, например, в Исходе 16.10, слава Ягве это божественный огонь, знак Его присутствия, который на мгновения просвечивает сквозь грозовую тучу. 

4 — Все откровения Ягве сопровождаются облаками или дымом, символами тайны, которой он окутывает Свою Личность.  

5-7 Эта нечистота уст обозначает нечистоту души и мысли, так как в представлении евреев мысль всегда выражается словом. 

Пророк не может войти в соприкосновение со Святостью Ягве, не войдя в себя самого и не признав себя грешником. Чтобы подготовить пророка к тяжелой миссии, которую Он на него возложит, Ягве прощает ему его грехи. Огонь является в Библии то знаком присутствия Ягве, то орудием справедливости. Здесь он играет очистительную роль. Огонь всегда горел под жертвенником всесожжении. Исайя и видит, находясь в духе, что один из ангелов берет оттуда горящий уголь, чтобы им прикоснуться к его устам. 

8-10 — В ответе Исаии проявляется великодушие его характера. Ягве как будто повелевает ему в некотором смысле вызвать сопротивление иудеев. Эта фраза, повернутая на семитский лад, означает только, что Ягве предвидит это сопротивление и поэтому пророк не должен из-за него падать духом. Евангелисты возвращаются к этой фразе: Мф 13.14; Мк 4.12; Ин 12.40. 

1-13 — Ягве осуществит справедливое наказание. Но Он сохранит "святое семя", тот остаток верных душ, о котором часто будет говориться в дальнейшем. 

 

Первые изречения 

(произнесенные между 740 и 735 гг.) 

 

1 — Против безрассудного народа 

 

1-3 — Это изречение, очень короткое и выраженное в стиле древнейшей библейской традиции, излагает общую тему проповеди Исаии. 

Израиль, возведенный в сан сына Ягве, пал ниже животных. Такое поведение заслуживает наказания, о котором говорится в следующем изречении. 

 

2 — Парусия Ягве 

 

6-22 — Слово Парусия означает Присутствие. Равнозначащее выражение, часто повторяющееся у пророков (Амоса, Михея, Иоиля) это "День Ягве". Они понимают под этим "ошеломляющее" выступление Ягве.  

В эпоху, когда пишет Исайя, это выражение указывает, по-видимому, на определенное событие, срок которого Ягве установил заранее. Он — владыка времени. Так будет и с двумя осадами Иерусалима, о которых речь пойдет дальше. В более позднюю эпоху День Ягве означает общий суд над миром. В Евангелиях он имеет два смысла: скорого разрушения Иерусалима и конца мира. 

Выражение Дом Иакова показывает, что это пророчество направлено против Самарии. 

Страна процветает, она полна золота и серебра, коней и военных колесниц, — но также идолов и волшебников. Ягве явится. Здесь, как и во многих других местах Библии, Его пришествие символизируется землетрясением. Тогда люди научатся "не полагаться только на человека" и возлагать свою надежду на Бога. 

 

5 Песнь о Винограднике 

 

1-7 — Та же тема наказания, излагаемая менее драматично, но с еще более захватывающей взволнованностью. 

Друг, к которому обращается пророк, личность действительная или вымышленная, владелец виноградника, о котором он всячески заботится. Он построил посередине виноградника башню для сторожей, которым во время созревания винограда часто приходилось отгонять воров. Его старания были напрасны. Урожай оказался плохим. Тогда он спрашивает жителей Иерусалима: что делать с этим виноградником? Ответ един — оставить его невозделанным, проклясть его. Этим ответом жители Иудеи осудили самих себя; пророкдает это понять в конце своей песни: "Виноградарь — Ягве, виноградник вы сами". Впоследствии Иеремия, Иезекииль, Псалмопевцы повторяют эту притчу. Свой полный смысл она получает у Святого Иоанна, в главе 15 его Евангелия. Иисус говорит там: "Я истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь". Этими словами Господь заменяет Собой народ израильский, а за Ягве оставляет Его традиционное наименование Виноградаря. 

 

1 Против религиозного лицемерия 

 

10-20 — Один из самых тяжких грехов жителей  Иудейского царства заключается в том, что они, совершая обряды в честь Бога, совершенно не заботятся при этом о нравственности. Они должны осознать, что Ягве требует от них придерживаться справедливости. Пусть они придут оправдываться перед Ним. Если они проявят прямоту, Ягве простит их. Если нет, то Он их предаст их врагам. 

 

Отношение Пророка к войне 

 

В 736 году Ахаз стал царем в Иудее. Два царя, дамасский (арамский) и израильский, готовятся осадить Иерусалим. Их цель уничтожить страну, являющуюся царством Ягве, и в лице Ахаза истребить династию Давида, получившую от Ягве прямые обетования сохранности (2 Цар 7.13). По этому поводу Исайя и произносит свое знаменитое пророчество об Еммануиле — имени, означающем "С нами Бог". 

 

7 Пророчество об Еммануиле 

 

3 — Дети Исаии получают имена, имеющие значение пророческих действий (см. 8.1-3). Он говорит: "Вот я и дети, которых дал мне Господь как указания и предзнаменования" (8.18). Имя Шеар-Йашу бозначает: остаток вернется. Этот остаток состоит из малого числа тех, кто обратится к Ягве и избегнет угрожающих бедствий, готовых пасть на избранный народ. 

Позже слово "Остаток" применят к тем, которые, вернувшись из Вавилонского плена, станут восстанавливать Святой город и готовить пришествие Того, Кто будет Праведником по преимуществу. 

4 — Дымящиеся головни иронически означают двух царей, заключивших союз. Издали они кажутся пылающими факелами, но под воздействием Ягве превратятся в дымящиеся головни.  

8-9 — Этот текст, который трудно восстановить, Стейнманн читает следующим образом: 

Столица Арама Дамаск, глава Дамаска Рецин; столица Ефрема — Самария, глава Самарии — сын Ремалиин. 

Это означало бы: и в Дамаске, и в Самарии царь только человек, царь же Иерусалима — Ягве. Если Иуда верит в Него, то будет спасен.  

10-20 — Ахаз нечестив. Он из показного благочестия отказывается искушать Ягве. В действительности же, он отказывается верить в обетования, которые Ягве дал его династии. Такое отношение недопустимо у главы того народа, с которым Ягве заключил Союз-Завет (Исх 24.5-8).  

Этим двусторонним договором Ягве обязался защищать Израиль от врагов (Втор 28) при том условии, чтобы народ полностью верил в действенность Его покровительства. 

13 — Исайя упрекает не только Ахаза, но и всю династию Давида. Он имеет в виду отделение десяти северных колен, вызванное деспотизмом Ровоама (3 Цар 12.1-19). Если бы он сумел, как Давид и Соломон, сохранить единство двенадцати колен, то Израиль не был бы теперь врагом Иуды. Впрочем, все высказывания Исаии сосредоточены на Иерусалиме и на династии Давида, за исключением только пророчеств о языческих народах. 

14-16 — Дурное расположение царя не может помешать Божиему намерению спасти тех, которые Ему принадлежат. Провиденциальный ребенок родится от "Алмах" (еврейское слово, означающее девушку или недавно вышедшую замуж молодую женщину. Прим. ред.) Грамматически фраза Исаии построена так, что она указывает на определенную женщину. Следовательно, здесь имеется в виду факт, о котором слушатели Пророка уже слышали раньше. Тот же намек можно найти у Михея 5, особенно в стихе 2. Ребенок этот будет называться Еммануилом, что значит "С нами Бог". 

17-25 — В действительности это знамение было двойным. Предыдущие стихи возвещали освобождение Иерусалима и продолжение династии Давида. Но нечестие Ахаза должно быть наказано. Наказание нашествие на Иудейскую страну Египта и Ассирии, описанные в этих стихах. 

21 и 22 настаивают на исчезновении земледелия. Нельзя жить одними молочными продуктами. Но, по счастью, они будут иметься в изобилии, а с добавлением к ним дикого меда они будут напоминать спасшимся о том, что Палестина остается страной, в которой текут молоко и мед. 

 

--------------------------------------  

 

Глава 7 представляет собой трудный текст, которому давались различные истолкования. При теперешнем состоянии наших знаний ни одно решение нельзя с абсолютной уверенностью считать окончательным. Мы остановились на том, которое кажется нам наиболее вероятным, но вместе со многими экзегетами и в согласии с преданием мыдумаем, что торжественность этого пророчества, близкого нескольким другим (гл. 9 и 11), так же, как и данное ребенку символическоеимя, означают, что царь Езекия, чье появление, по всей вероятности, предвещается рождением ребенка, сам служит только прообразом грядущего Мессии, спасительное действие Которого уже действует и будет действовать во все трагические мгновения истории Израиля. Понимая слово "Алмах" как "дева", греческий переводчик усилил мессианский смысл этого места, которому окончательный смыслдает впоследствии Мф 1.23. 

8 — Это пророчество, как и предыдущее, предвещает нашествие. 

5-8 — Силоам — это водоем, расположенный к югу от Иерусалима. Вода через канал плавно поступает в него из источника, расположенного на западном склоне Кедронской долины. Евфрат большая река, при разливе иногда опустошающая обширные территории.  

Эти два столь различных водных пространства символизируют: первое — любящий Промысел Ягве над Его народом, а второе —свирепость вражеских войск. 

9-10 — Испытания Иуды лишь временные. Его враги будут побеждены. Бог охраняет его, потому что из лона избранного народа должен изойти Мессия. 

 

Изречения, произнесенные во время осады Иерусалима 

 

Мы знаем из 4 Царств 16.5, что Рецин и Факей не смогли овладеть Иерусалимом. Однако они подвергли город осаде, которая могла быть продолжительной и во время которой Исайя произнес следующие изречения: 

 

3 Обличение женщин 

 

16-24 — Какой контраст между теперешним щегольством этих женщин и жалкой судьбой, ожидающей их в тот день, когда они попадут в руки врагов! 

 

Чрезмерная численность женщин 

 

25-26 — Другое несчастье может обрушиться на женщин во время войны: не найдя себе мужа, они будут обречены на неплодность, представляющую собой величайший позор. Поэтому они предлагают бесплатно вступить в гарем кого-либо из мужчин, уцелевших после катастрофы (4.1). 

 

1 Наказание Иуды 

 

4-5 — Отказавшись, вопреки совету Исаии, опереться на одного Ягве, Ахаз изменил Союзу-Завету и призвал на помощь Ассирию. Тогда ассирийский царь Феглаффелласар III пришел на помощь Ахазу, заставив очень дорого заплатить за свои услуги (4 Цар 16.7-9). Он вторгся в Дамасское царство и стал угрожать Самарии. Оба союзных царя сняли тогда осаду с Иерусалима, чтобы вернуться в свои государства, и по дороге разграбили Иудею. Отсюда это изречение. 

8 — В песне о винограднике (см. выше) говорится о построенной в нем башне; здесь башня заменена шатром. 

 

9 — Ягве Саваоф 

 

Ягве Саваоф, Бог воинств, традиционный эпитет. Он применяется к Ягве как к владыке небесных светил и ангелов. 

 

9 — Отмщение Ягве Самарии 

 

7-20 Проходя через Самарию, Феглаффелласар разграбил ее —отсюда эта поэма, одна из самых прекрасных у Исаии.  

10 — Эти стихи указывают, по-видимому, на главную причину Божьего гнева, а именно — 1-4 — на социальные несправедливости. Та же тема повторяется в 1.17 и 5.8 — 24. 

 

Второе нашествие Феглаффелласара III на Галилею (732 г.) 

 

5 — Нашествие  

 

26-30 — Эти стихи описывают нашествие так, как обычно бывает у Исаии: Ягве, Владыка вселенной, использует ассирийцев, чтобы наказать Свой народ. Но чтобы подчеркнуть, что в Его руках они являются лишь презренным орудием, пророк показывает нам, как Ягве вызывает их от краев земли свистком, словно собак. 

 

9 Епифания Еммануила 

 

6 — Как обычно при помощи яркого контраста Исайя описываетосвобождение страны, опустошенной врагом. Речь идет о земле колен Завулона и Неффалима (9. 1), то есть именно о районе Назарета, Каны, Капернаума, где впоследствии совершит свое галилейское служение Иисус. Поэтому Мф 4.15-16 цитирует это пророчество.  

Ребенок, о котором говорится в ст. 5, происходит из царского рода. Это Еммануил, которому пророк приписывает все качества, отличающие великих правителей. Эпитет "Бог крепкий" постоянно применялся на Востоке к властителям того времени. Он по преимуществу подобает Мессии. 

Две следующие за этим поэмы относятся, вероятно, к тому же времени. Они прославляют рождение Мессии и Его всемирное господство. 

 

4 Иерусалимский остаток 

 

3 — Семя Ягве — это Мессия, Его сравнивают с деревом, вырастающим на палестинской земле. Он царь малого числа тех, которые избегут бичей, развязанных справедливостью Ягве, и будут святы. Они записаны в великой книге, которую держит Ягве. В ней — имена тех, кто в Иерусалиме остался в живых. Слово "святой" означает здесь "посвященный Ягве". 

 

2 Вечный мир 

 

2-5 Кругозор расширяется. Иерусалимский храм, средоточие Откровения, господствует над всем миром. Все народы стекаются к нему, чтобы услыхать пророчества Ягве, Который будет арбитром многих из них. Мир, наконец, будет царить на земле. 

 

Осада и падение Самарии (724-721 гг) 

 

Феглаффелласар III умирает в 727 году, после того как все мелкие государства, расположенные на запад от его империи, он превратил в то, что мы называем теперь "сателлитами", и добился своего провозглашения Вавилонским царем. Ему наследует его сын Салманассар V, который царствует только пять лет. В это время самарийский царь Осия пытается образовать против Ассирии союз, опирающийся на Египет. 

Исайя разоблачает опасность такого начинания и, чтобы заклеймить безумное легкомыслие жителей Самарии и предупредить ихо нависших над ними угрозах, произносит следующие пророчества: 

 

28 — Предупреждение Самарии 

 

1 — Город Самария, построенный на холме, напоминает венок из цветов, каким украшали голову участники древних пиров. 

2 — Этот "крепкий и сильный" — Феглаффелласар и в особенностиего второй преемник Саргон. 

5-6 — Контраст между венком ефремских пьяниц, который быстро увянет, и венцом славы, каким будет Ягве для остатка Его народа, о котором Исайя не перестает думать начиная со своих первых мессианских пророчеств. 

 

29 13-14 Изречение против религиозного формализма 

 

28 Изречение против священников и лжепророков 

 

7 — За жертвоприношениями обычно следовали трапезы, во время которых священники и лжепророки проявляли всем известную невоздержанность. 

9 — Эти люди, которых пророк только что обличал, в свою очередь начинают говорить и издеваются над ним; 

10 в еврейском тексте слова "Сау ла Сау, Сау ла Сау, кау ла кау, кау ла кау, зехер шам, зехер шам" сознательно выбраны по их звучанию, в подражание лепету ребенка. Можно допустить, что они означают "повеление на повеление, правило на правило, то тут, то там (т. наз. "Иерусалимская Библия").  

11-13 — Пророк снова берет слово и возвещает народу, не откликающемуся на призывы Ягве, что он услышит лепет ассирийских воинов, не привыкших к языку, на котором говорят в Палестине. 

Из 4 Цар 17.5-11 мы знаем, что осада Самарии продолжалась три года (724-721 гг.). Начатая Салманассаром, она была закончена Саргоном. 

Раскопки последних лет дали представление о массивных постройках, составлявших царский дворец, и о роскоши их устройства. Репрессии Саргона были ужасны: более 27 000 человек, взятых из отборных слоев нации, были уведены в плен. В Самарии (она не была разрушена) остался только простой народ. 

Зато в город явились чужеземцы, которые, смешиваясь с оставшимися на месте жителями, образовали народ самарян, так часто упоминающийся в Евангелии. В XX веке мы видели те же методы массового угона населения, порождаемые глубоким презрением к человеческой личности. 

 

Вступление на престол Езекии 

 

В 716 году Ахаз умирает. Ему наследует его сын Езекия. Езекии теперь 25 лет, и он всегда проявлял благие намерения. Он и ответил ожиданиям подлинных поклонников Ягве. Доказательства этого мы находим в рассказах 4 Цар 18.1-8 и 2 Пар 29-31. Правда, не все в книгах Паралипоменон следует принимать буквально (см. наш отдел 8). Но несомненно, что в свое царствование Езекия начал религиозную и социальную реформу, которая достигла своего полного развития спустя столетие, при Иосии, во время нахождения Второзакония (4 Цар 22.8). Нет сомнения в том, что Исайя играл тут первостепенную роль. Об этом свидетельствуют два изречения, которые касаются Севны, начальника дворца, обогатившегося за счет народа и выстроившего для себя роскошный погребальный памятник. 

 

22 15-18 Опала Севны 

 

19-23 Угроза наказания 

 

Его смещают с должности и заменяют Елиакимом. Следует отметить торжественный тон этого пророчества и в особенности стиха 22. Церковь относит его к Мессии в антифоне Величания 20 декабря. 

 

Пророчества против языческих народов 

 

Мы уже говорили, что израильские пророки были иногда политическими деятелями. Это подтверждают многочисленные пророчества, произнесенные Исайей против соседних с Иудой народов. Нам достаточно упомянуть только: 

 

21 Падение Вавилона 

 

1-10 — Главный интерес этих пророчеств в учении о том, что Ягве Владыка истории и Водитель Своего народа. Если Он требует временного подчинения Своего народа Ассирии или Вавилону, то лишь для того, чтобы его смирить, дать ему искупить свои провинности и закалить его веру в наступление лучших дней. Еще суровее, чем Свой народ, Ягве наказывает языческие народы. Он имеет право наэто, потому что Он верховный Владыка всех народов. Он должен их наказывать за их дурное поведение. (То же в Амос 1.2.) 

С другой стороны, эти пророчества против языческих народов снова предостерегают царей избранного народа от союза с ними. 

 

38 Болезнь Езекии 

 

1-20 — По-видимому, около 706 года Езекия тяжело заболел, но Исайя испросил у Ягве продления его жизни. Царь радуется тому, что не сошел в Шеол, мрачное подземелье, куда, по представлению евреев, уходят люди после смерти и где они ведут весьма ущербную жизнь. Представления о небе и аде, с которым мы встречаемся в христианском учении, в ту эпоху еще не существовало. 

Однако можно провести аналогию между Шеолом и тем местом, которое мы называем преддверием рая, — местом, где души праведников ожидали пришествия Христа, Который должен был освободитьих. В Символе Веры это место называется адом. 

Несмотря на благодеяние, оказанное царю благодаря заступничеству пророка, царская милость по отношению к Исайе начинает уменьшаться, и Езекия подвергается упрекам Исаии. 

 

39 Политические интриги и отпор Исаии 

 

Вавилонский царь Меродах Валадан посылает к Езекии вестников, чтобы образовать союз против Ассирии. Езекия выставляет напоказ свои богатства. Пророк возвещает ему, что они будут отняты у его преемников. Следует отметить в стихе 8 эгоизм, проявляющийся в ответе царя. Здесь нет и следа золотого правила любви, которое впоследствии высказывает Иисус в Мф 7.12. 

 

30 Пророчества против Египта 

 

1-3 и 31 

 

1-3 — Фараона приглашали вступить в союз, о котором только что говорилось. Отсюда эти два пророчества, порицающие обращениек Египту и снова развивающие излюбленную тему Исаии (31.1): не кони и не колесницы спасут Иуду, а Ягве, Святой Израилев. 

 

22 Против военных приготовлений 

 

86-14 — Война надвигается. По приказу Езекии ведутся работы для обороны и для снабжения Иерусалима водой. Под Офельским холмом вырыт туннель высотой приблизительно в 1 м 80. Через него должна была поступать вода из Гихонского источника, находившегося южнее Иерусалима. 

По случаю начала таких работ, по тому времени гигантских, состоялись, наверное, жертвоприношения и пиршества, участники которых проявили нравственный цинизм. 

 

32 Иерусалимским лентяйкам 

 

9-14 — Упрекнув мужчин за суетность, Исайя обрушивается на женскую лень и осуждает оба эти порока, ибо они свидетельствуюто греховном сопротивлении истинной религии, поборником которой он выступает. 

Исайя предсказывает жителям Иерусалима, что на смену их теперешней беспечности придут времена, когда они будут бить себя в грудь (обычный знак траура в эпоху проповеди Исаии). 

 

29 Об Арииле 

 

1-10 Мы уже отмечали, что у Исаии возвещение великих бедствий чередовалось с обетованием дней благоденствия. 

То же мы находим и в пророчестве об Арииле. Это название означает "Лев Божий" и представляет собой символическое имя Иерусалима. Со стиха 5 начинается описание теофании Ягве, приходящего напомощь Своему народу. 

Сначала разорение, потом спасение — в этом двухтактном ритме и будут развиваться события начиная с нашествия Сеннахирима. 

 

Нашествие Сеннахирима на Палестину в 701 году 

 

10 — Победоносное продвижение врага 

 

27б-34 — Это пророчество показывает неминуемость ассирийскогонашествия. Никакие человеческие средства не могут остановить такого могущественного врага. У Езекии осталась одна только возможность спасения: затвориться в Иерусалиме и молить о помощи Ягве, лишь Он один может изменить положение, с человеческой точки зрения безнадежное. 

24-27 Это пророчество, произнесенное, вероятно, в момент успешного продвижения врага, восстанавливает доверие и позволяет надеяться паче всякого чаяния. 

 

11 — Воцарение праведного царя 

 

1-9 — Говорят, что история вечно начинается с начала. В царствование Ахаза, когда два царя, Израильский и Дамасский, предприняли нашествие на Иудейское царство, Исайя возвестил рождение Еммануила, будущего спасителя своего народа. 

В трагический момент, когда Сеннахирим продвигается к Иерусалиму, как смерч, проходя по укрепленным городам, стоящим на его пути, Исайя произносит одну из своих самых прекрасных поэм. В ней подробно описываются качества грядущего Мессии. 

Их перечисление показывает нам Раба, соединяющего в своем лице все добродетели, которыми прославились его предки: он будет мудр, как Соломон, осторожен и храбр, как Давид. Он будет знать Ягве и бояться Его, как Праотцы и как Пророки. 

Только после прихода Мессии наступит та мирная эра, которая описана в стихах 6-8 и символизируется "добрососедскими" отношениями между хищниками и животными, которые прежде служили им пищей. Мы находим здесь часто встречающуюся в Библии мысль о необходимости гармонической связи между творением и нравственным поведением человека (Библейский словарь, приложение, статья Фейе "Исайя"). 

 

28 Основоположный камень Сиона 

 

16-17 — Драгоценный, единственный в своем роде камень закладывает Ягве в основание нового Иерусалима, который станет Градом Царя-Мессии. В нем будут господствовать правда, справедливость и верность Ягве (1.26). Мысль естественно обращается к Мф 16.18. Новый Иерусалим будет по преимуществу Церковью, образом которой является Сион. Эта Церковь будет построена на Камне Петре. Как в главе 7, вера представляет собой расположение души, необходимое, чтобы ощутить прочность этого основания. 

 

Осада Иерусалим 

 

36 Ассирийское посольство 

 

Народ собрался в Иерусалиме, защищенном своими укреплениями. Посланцы ассирийского царя подошли к городу с юго-запада.Езекия отправил трех своих главных чиновников для переговоров с великим виночерпием Сеннахирима. Они вышли за линию укреплений, но, очевидно, переговоры велись недалеко оттуда, так как стоявший на стенах народ мог их слышать. 

Существует еще один рассказ на эту тему — его можно прочестьв Ис 37.10-20. Между обеими версиями нет никакою противоречия. Вторая богаче, потому что содержит великолепную молитву Езекии к Ягве (ст. 16-20), выражающую глубокую веру царя. 

Царю остается только восстановить отношения с Пророком Исайей. Тот, хоть и подвергся опале, но все равно остается высшим моральным авторитетом своего времени. Он же и самый просвещенный, ибо он отражение вечного Света. 

 

37 Обращение к Пророку Исайе 

 

1-7 — В свое время Исайя советовал Ахазу не робеть и не терять присутствия духа перед сирийско-ефремской коалицей. Теперь он также успокаивает Езекию и предсказывает ему снятие осады по истечении более или менее долгого срока. В ожидании этого Пророк проповедует сопротивление. 

 

Сопротивление 

 

Что делать? Искать поддержки у врагов Ассирии при существующих обстоятельствах немыслимо, и к тому же это противоречит "политике" Исаии, основанной на идее Союза-Завета. 

 

37 Ответ Исаии 

 

21-29 — Главнейшая вина Сеннахирима в том, что он "поносил Святого Израилева, через рабов своих порицал Господа".  

Он будет наказан тем, что отправится назад в Ниневию, не получив возможности овладеть Иерусалимом. 

 

30-32 Знак, данный Езекии 

 

Из-за войны, свирепствовавшей в 701 году, невозможно было проводить сельскохозяйственные работы. Поэтому приходилось питаться тем, что вырастет само собой. Исайя предсказывал, что лишь в 699 году восстановится нормальная жизнь и страна вернется к своему прежнему процветанию. Под "Остатком", который "произойдет из Иерусалима", подразумеваются те, кто, укрывшись в городе во время осады, выйдут из него после исчезновения врага и распространятся по сельской местности. 

В ожидании этого счастливого дня Исайя проповедует доверие. 

 

10 Против Сеннахирима 

 

5-19 — Это пророчество считают одним из самых сильных творений Исаии, непревзойденным по мощи и своеобразию понимания. 

Ягве использовал Сеннахирима для того, чтобы не только Свой народ, но и всю вселенную наказать за грехи (ст. (4). Но Сеннахирим был только орудием в Его руках. Начиная со ст. 16 Исайя прославляет торжество Израиля над врагом. Ягве Святой Израилев явит себяв пламени, как некогда на Синае, и уничтожит Ассура, как огонь испепеляет тернии и волчцы. 

 

14 Ассур будет сражен 

 

24-27 — Содержание этого пророчества то же, что и предыдущего, но оно выражено с большей ясностью. Как во времена Судей, Ягве остается единственным вождем израильских войск, и Он и ведет их к победе. 

 

31 Ягве сражается с Ассуром 

 

4-9 — У этого пророчества то же звучание, что у предыдущего. Следует отметить ст. 8: "Ассур падет не от человеческого меча". Победу дарует только Ягве. 

 

37 Ягве охраняет Свой народ 

 

33-35 Причина этого покровительства двойная. 35: Сион этогород Ягве, насилие над ним было бы насилием над Самим Ягве; Ягве обетовал Давиду бессмертие его династии (Цар 7.12-17). 

 

Наказание Сеннахирима 

 

37 Оно выражено в двух пророчествах. 

8-9 — Согласно первому из них, Сеннахирим, узнав, что вождь египетских войск Тиргака начал против него военные действия, был вынужден обратить свои силы против него. 

Согласно второму пророчеству, обрушившаяся на его войско эпидемия чумы заставила его снять осаду Иерусалима. 

Библия приписывает непосредственно Богу то, что мы связываем с естественными причинами, хотя и признаем вместе с тем, что Бог управляет миром. 

Иерусалим был спасен. Исайя торжествовал. После этого его след теряется. Одно еврейское предание, на которое, впрочем, нельзя полагаться, утверждает, что он принял мученичество при Манассии, преемнике Езекии. 

Изречения, следующие одно за другим после воцарения Езекии, предлагают нам настоящую религиозную философию. Победоносное движение Сеннахирима на Иерусалим, осада Святого Города, заносчивость глашатаев Ассирии — все это, казалось бы, сводило на нет великолепные перспективы, представленные в 11.1-9. Но это былосовсем не так. Должен был сохраниться "остаток", чтобы в некий день появился Мессия, и люди узнали на опыте истинность пророчества: "Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно" (Ис 40.8). 

 

После чтения 

 

Святость вот то из Божиих свойств, которое Исайя выявил более всего. У него Ягве — Святой Израилев. Это выражение повторяется очень часто. Святости Ягве Пророк противопоставляет немощь грешного человека, и в этом отношении он предшественник великих мистиков. 

Ягве свят и потому праведен. Он не может оставлять зло без наказания. Правде Ягве должна соответствовать правда человека. Эта правда человека заключается не только в том, чтобы давать каждому то, на что он имеет право, но и в проявлении на деле всех добродетелей и, в особенности, доброты по отношению к обездоленным мира сего. Таким образом, Исайя подготавливает правду Царствия Божия, провозглашенную впоследствии в Нагорной проповеди (Мф 5-5). 

Ягве прежде всего — Бог Израилев, "огонь Которого в Сионеи горнило в Иерусалиме" (намек на вечный огонь в Храме). Он — единственный, эта истина провозглашается от начала до конца книги. Оттого что Он единственный, Он управляет миром как всемогущий Владыка, используя людей для осуществления Своих предначертаний. 

Присутствие Ягве в мире выражено у Исаии менее сильно, чем у Иезекииля. Однако Ягве на легком облаке прибывает в Египет, и в Его присутствии трепещет все, от идолов до мудрецов. 

Нормальное отношение, которого Ягве вправе ожидать от Своего народа, это — вера. "Если не верите, не сохранитесь". Верить — значит с готовностью принимать Божии указания, целиком полагаться на Ягве, не рассчитывая на человеческие силы и умение; это значит доверять праведной воле, управляющей миром, притом даже в такие времена, когда великие бедствия подходят вплотную. Не будем удивляться тому, что современные противники воинской повинности нашли у Пророка аргументы в пользу своих идей. Но хотя эти аргументы во многом привлекательны, они все-таки шатки, потому что пророчества Исаии относятся к единственному в своем роде политически-религиозному положению.  

Притом вера, поборником которой выступает Исайя, отнюдь неслепая. В разных случаях речь у него идет о знамениях, которые сбываются. События оправдали его оптимизм. 

Наконец, Исайя — по преимуществу мессианский пророк. Чтобы отдать себе отчет в этом, достаточно прочесть от начала до конца главы 6—12, которые принято называть Книгой Еммануила.  

Мессия Исаии — человек, отпрыск Давида, сын Девы, царь, мудрость которого превосходит мудрость его предков. Он будет царствовать над остатком народа, избегнувшим предстоящих катастроф. Ядро этого "остатка" составят ученики Пророка.  

Таким образом, он готовит своих слушателей к восприятию догмата Воплощения. Песни Раба, принадлежащие одному из учеников Исаии, в дальнейшем уточняют его учение. 

 

Часть вторая 

(гл. 40-55) 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Историческая среда, на которую указывают эти главы, сильно отличается от среды глав 1-39. Эти последние относятся к VIII веку до Р.Х. В них часто упоминаются имена царей и названия палестинских местностей, которые во второй части больше никогда не появляются. Если в изречениях, рассматривавшихся нами до сих пор, звучали угрожающие слова и возвещались бедствия, то теперь мы слышим одни слова утешения. 

Еврейский народ находится в изгнании в Вавилоне, но в недалеком будущем ему предстоит возвращение в Иерусалим. Чтобы вернуть Свой народ на родину, Ягве избрал Кира, персидского завоевателя второй половины VI века. 

Эти главы сильно отличаются от предыдущих также и по стилю. Там — яркие образы, величие, склонность к гиперболе и аллегории; здесь — сжатость мысли. 

В этих условиях возникает вопрос: был ли пророк Исайя автором этих глав? 

Постановление Библейской комиссии от 28 июня 1908 года утверждало, что главы 40-66 действительно принадлежат ему. Но, расширяя границы проблемы, оно остановилось прежде всего и главным образом на характере этого труда. В постановлении с силой утверждалось, что эти главы представляют собой настоящие пророчества, но менее решительно говорилось об авторстве. В постановлении указывалось, что доводы, выдвинутые для отрицания авторства Исаии, недостаточно убедительны. 

Работы, проведенные католическими экзегетами после 1908 года, скорее подорвали доводы в пользу авторства Исаии. Вот почему в настоящее время большинство из них считают Книгу Утешения (гл. 40-55) произведением одного из учеников Исаии, жившего во время плена. Они обычно называют его Второ-Исайей.  

Эти главы разделяются на три цикла. Первый из них (40-48)относится, должно быть, к 547-546 гг., когда Кир победоносно наступал на Креза. Второй (49-55) был написан, по-видимому, совсем незадолго до падения Вавилона (538 г.). Между этими двумя циклами существует некоторый параллелизм, хотя первый состоит из Гимнов Ягве-Израиля, а второй из Гимнов Сиона-Иерусалима. Значительных различий между ними нет, и возможно, что это произведения одного и того же автора. Тем не менее мы изложим их один за другим. Третий цикл посвящен теме Раба Ягве. Он вклинивается в два предыдущих и требует особого изучения 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Первый цикл: гл. 40-48 

 

40 Введение  

1-11 — Эти стихи представляют собой настоящее введение. Оно заменяет рассказ других пророческих сборников о призвании избранника Ягве. 

В Ис 6. было видение (1) и два изречения Ягве (9-11). Здесь три изречения (2,3,6), что представляет собой шаг вперед в проявлении Божией трансцендентности. 

 

1 — Резюме всей книги 

 

3 Ягве пойдет во главе Своего народа и приведет его назад в Иерусалим, как некогда во время Исхода. В нашей книге это первое из многочисленных указаний на важнейшее событие в истории еврейского народа. Из Мф 3.3 и из параллельных мест Марка и Луки видно, что эти евангелисты видели тут прообраз проповеди святого Иоанна Крестителя. 

10-11 Ягве обладает непобедимой силой и одновременно нежностью доброго пастыря (это традиционная тема, к которой святой Иоанн возвращается в главе 10 своего Евангелия). 

Изречения Второ-Исаии следуют одно за другим без какого-либо логического порядка. Мы сочли, что их чтение принесет больше пользы, если их сгруппировать под тремя заголовками. 

 

1) Творческая и вселенская мощь Ягве 

 

Он дает воссиять Своей славе, принеся спасение Своему народу и миру. 

12-31 Божие величие 

К этому изречению имеется аналогия в Иов 38.2 слл.  

Море, небо и земля это, по представлению евреев, три мировых стихии.  

Второ-Исаия, как и его предшественник, часто применяет эпитет "Святой" для определения Ягве. 

31 Надеющиеся на Ягве некоторым образом причастны к Его непобедимой силе. 

18,25,28 Эти стихи выражают неограниченную и беспредельнуюогромность Бога. 

 

45 Ягве единственный Бог и Владыка Вселенной 

 

22 — В этом стихе утверждается, что Ягве — Спаситель мира, в то время как в другом речь идет только об израильском народе. 

 

48 Только Ягве возвещает будущее безошибочно 

 

1-11 — Он действует только ради Своей славы. 

 

45 Заключение этих тем 

 

21-23 — Правда, то есть переход из греховного состояния в состояние святости, исходит, по крайней мере, вначале от Ягве. (Впоследствии святой Павел развивает эту тему в Послании к Римлянам.) Этим Ягве, искупая таким образом Свой народ, являет Свою славу. 

Какой контраст между всемогуществом Ягве и нелепыми идолами, которых перевозят на животных (46.1-4) ! На первом плане в этих главах стоит не столько спасение Израиля, сколько проявление Царства Божия на земле. 

 

2) Изречения в пользу Кира 

 

41 Ягве воздвигает освободителя 

 

1-13 Имеется ввиду царь персидский Кир, но он не назван. Персия находилась на восток от Вавилонии и Палестины. Стихи 6 и 7 представляют собой интерполяцию, прерывающую ход мысли, сосредоточенной на спасении Израиля. 

45 Речь идет опять о Кире (ст. 25-28). 

1-6 и 44.28 В этих стихах Кир, наконец, назван. Ягве, Владыка истории, использовал Навуходоносора (4 Цар 25), чтобы наказать Свой народ; теперь Он дает Киру звание пастыря, чтобы он повел народ Израиля и вернул его в Палестину. Более того, Он называет его "Своим помазанником". Это напоминание о помазании, дававшемся царям Израиля и Иуды (1 Цар 16.11-13а и 3 Цар 1.32-40). Мессия будет Помазанником по преимуществу (Пс 2.6). В применении к Киру это выражение означает, что он призван к особому служению. 

48 Кир возлюбленный Ягве, но в Его руках он только исполнитель Его велений 12-16. 

 

3) Любовь Ягве к Своему народу 

 

Ради Своего народа Ягве повторяет дивные дела Исхода. Читая изречения этой части, следует помнить, что для людей Востока чувственный мир представляет собой как бы зеркало, в котором отражается мир невидимый. По убеждению агиографов, Бог, творец истории, властвует также над "невозможным и по-человечески неосуществимым". Люди созерцают в этом зеркале деяния Божии в Его отношениях с людьми. Здесь, как и в гл. 11.6-8, природа неразрывно связана с моральным состоянием человека. Об этом свидетельствует и святой Павел в Рим 8.22. 

 

41 Ягве явит Свою славу освобождением Израиля 

 

14-16 — Слово "Искупитель" пробуждает в нас мысль о нашем искуплении кровью Христа. 

В Ветхом Завете так говорят о Боге, когда Он освобождает Свой народ или, более широко, угнетенных из рук их врагов. 

 

43 Освобождение Израиля 

 

1-7 — На библейском языке (по крайней мере, в этом месте) назвать кого-либо по имени значит выразить готовность оказыватьему милости и покровительство. 

 

48 — Заключение: уход из Вавилона (ст. 20-22) 

 

Второй цикл: гл. 49-55 

 

В этих главах больше не говорится о Кире. Но учение не меняется: Ягве есть Спаситель Своего народа и вселенной. Он вернет народ Израиля в Землю Обетованную и явит Свою славу восстановлением Иерусалимского храма. Этот факт выдвинут здесь на первый план. 

 

49 — Материнская любовь Ягве 

 

7-26 — Она проявится в возвращении изгнанников в Сион. 

8 — Начало этой фразы часто повторяется в великопостном богослужении. 

15 — Этот стих — один из самых прекрасных в Библии. Ягве утверждает здесь Свою нерушимую любовь к Израилю. Та же мысль встречается также у Осии, во Второзаконии и в Песни Песней. 

 

51 — Призыв к Иерусалиму пробудиться 

 

17-23 — Образ чаши часто встречается у Пророков (напр., Иер 25.17-29). Он символизирует испытания, которые посылает Ягве. Иногда он обозначает также долю, выпавшую по жребию (Пс 11.6), потому что при метании жребия обычно использовали чашу. 

 

52 Продолжение предыдущей поэмы 

 

7-12 — Святой Павел (Рим 10.15) впоследствии применяет этотстих к апостолам, ибо Евангелие представляет собой по преимуществу благую весть. Этот же стих поют во время торжества перед отправкой миссионеров в далекие страны. 

 

54 — Ягве являет Свою любовь к Иерусалиму, 

 

1-10 супруге Своей, даруя ей многочисленных детей. 

1 — Святой Павел (Гал 4.27) применяет этот образ к Церкви. Мы слышим это место при чтении Апостола в четвертое воскресенье Великого поста. 

8 — Бог никогда не жалеет о Своих дарах. Он может нас испытывать, но Его любовь неизменна (см. Рим 11.29). 

 

55 Бедные не будут исключены из Союза Ягве с Израилем 

 

1-5 — В Библии бедные — это, прежде всего, те, кто, как мы сказали бы теперь, не имеет прожиточного минимума, но с течением времени смысл этого определения изменился и из социологического стал религиозным. Оно стало обозначать людей смиренных, душа и жизнь которых находится в руках Божиих и которые ждут от Него только того, что Ему угодно будет им дать (Желен — "Бедные Ягве"). 

1 — Речь идет здесь о жажде духовной, которую люди смиренные смогут утолить в мессианские времена. От них потребуют только доброго нравственного расположения. Ин 7.37 вкладывает этот стих в уста Иисуса. Вода — символ благодати, истекающей из Сердца Иисусова. Во время богослужения праздника Святого Сердца этот стих цитируется именно в этом смысле. 

Тема Союза-Завета часто повторяется в Библии, например, в истории Авраама (Быт 15.18) и Моисея (Исх 24.8). Здесь имеется в виду 2 Цар 7.15-16 (пророчество Нафана). Христианское домостроительство понимается как Новый Союз-Завет в крови Христа (Мф 26.28; см. Рим 11.27). 

 

55 Действенность слова Ягве 

 

10-11 — Это слово раздается от начала и до конца Библии: Быти Откр 22.6. Оно воплотилось и обитало среди нас (Ин 1.14). 

 

Тема "Раба Ягве" 

 

В текстах, к которым мы теперь переходим, снова встречается большинство уже известных нам мотивов: Избранник Ягве, Исход, вселенскость, Союз-Завет, оправдание. Но они связаны с темой "Раба", и большинство из них подверглось очень заметной преработке. 

В том, что следует дальше, есть, однако, одно совсем новое учение: об искупительной ценности страдания. 

 

42 Первая песнь Раба Ягве (ст 1-9) 

 

Проповедуя религию, Раб исторгнет несчастные существа, о которых идет речь, из их религиозного невежества и из рабского подчинения греху, которое обычно происходит от этого невежества. Ему следует быть кротким со слабыми, почти совсем погибшими людьми(Ланграж — "Иудаизм до Иисуса Христа"). 

1 — Ягве Сам представляет Своего Раба. (Это уже не Кир, как в 45.1) и сообщает ему пророческий дух. 

4 Наставления, которых ожидают далекие страны, не Закон Моисеев, а учение учителя премудрости, как в Притч 3. 1.  

6 — Ягве создал Своего Раба подобно тому, как Он вылепил первого человека из глины земной (Быт 2.7). Раб — посредник в союзе, заключаемом со всем человечеством, тогда как Моисей, которого Библия также называет Рабом Ягве, выступает в Исх 24.8 как посредник в союзе Ягве с одним только еврейским народом. 

 

49 Вторая песнь Раба (ст. 1-9а) 

 

1 — Раб Ягве призван уже от чрева матери своей, как то было с Иеремией (Иер 1.5). 

2 — Меч часто появляется как образ Слова Божия. Иногда он вонзается, как здесь и в Еф 6.17, иногда вонзается и разделяет, какв Евр 4.12. 

Ягве держит Раба Своего в руке Своей, как рукоятку меча. 

3 — Ягве прославляется уже не в великолепии творения, а в Своем Рабе. 

5-6 — Раб — не коллективный Израиль, так как они противопоставляются один другому (ст. 6). Он пророк, призванный обеспечить спасение не только Израиля, но и всего мира. Это роль Мессии, который будет Просветителем. Тема Христа-Света впоследствии развивается Святым Иоанном на протяжении всего его Евангелия. Вселенскость здесь гораздо меньше ограничена националистическими устремлениями, чем в предыдущих темах, например в 45.25: в этом стихе речь идет о подчинении всего мира "племени Израилеву". 

7 Раб, избранный народным Заветом, отдался трудному делу проповеди среди своих. Но он потерпел неудачу. Однако Ягве ободряет его и поддерживает Свое обетование. Придет день, когда Рабу, презираемому чернью, угнетаемому сильными, поклонятся цари 

8-9 Возвращение Израиля к Ягве и его собирание, напоминающие Исход, происходят тут, так сказать, в моральной области. Здесь уже нет речи о дивных делах чуственного характера, которые сопровождали новый Исход (например, 43.20). 

 

50 Третья песнь Раба (ст. 4-9) 

 

4 Раб описывает свои отношения с Ягве как отношения верного ученика со своим учителем. Та же мысль имеется в Пригч 1 8 Оно бращается к людям доброй воли, кто бы они ни были, предлагая утешить их. Но те, кого он хочет обратить, восстают против него и осыпают его оскорблениями, хотя он просто говорит им то, что повелел ему говорить Ягве. Благодаря своей уверенности, что он должен всем проповедовать религиозную истину, он терпеливо переносит страдания, причиняемые ему соотечественниками.  

Итак, мы узнаем, что подлинная суть Царства Божия в мире нев светской славе какого-либо народа, а в нравственном обращении народов и победе каждой души над грехом. Божий замысел, понимаемый таким образом, находит свое осуществление в мученичестве Раба (Фейе, ук. статья). 

 

52 — Четвертая песнь Раба. Вершина Пророчества 

 

13-15 — Ягве говорит. Его взгляд проникает до пределов мира и в будущее. Поразительный контраст: с одной стороны — ужас перед обезображенным существом, с другой — восхищение народов и царей, с изумлением узнающих то, что последует далее.  

53 — Здесь начинает говорить целая группа — приблизительно также, как в античных трагедиях. Они сознаются, что ошиблись. Они воображали, что имеют дело с виновным, которого осудил Ягве. В действительности Раб был невинной жертвой, искупавшей грехи своею народа, Как он умер, неизвестно. Стих 8а можно понять двояко: или он после тюрьмы и суда был восхищен — выражение, которое в Библии (Быт 5.24 и др.) означает, что Бог взял душу раба Своего; или же: от уз и суда он был взят, что равносильно утверждению, что он был осужден судом. 

Таким образом, Раб осуществляет синтез двух уже известных нам элементов: заступничества молитвой (Быт 18.22-23; Исх 32.11-14), представляющего собой пророческую идею, и искупления жизни черезжертву-замену. Эта идея встречается уже в Быт 22.3 и 2 Цар 21.2-10. Раб возвращается к ней и применяет ее к себе самому, придавая ей больше духовности. Он совершает свое жертвоприношение, подобно священнику, и вместе с тем он сам — жертва. 

Так мы узнаем, что страдание имеет искупительную ценность,чего не знали ни Иов, ни Иеремия, потому что их страдания не были добровольными.  

2 — Мы уже встречали в Ис 11.1-10 образ отпрыска, обозначающий Мессию, 

3 — У Раба вид настолько отталкивающий, что люди вокруг него отворачивались, как при виде прокаженного. 

5-11 — Здесь Раб страдает за грехи людей, и его страдания искупают их грехи. (В 44. 22 это было делом Ягве.) 

12 Пострадав, он будет участвовать в славе Самого Ягве. Очевидно, Ягве даст ему воскресение в стихе речь идет о победе, подобной победе в сражении, и о дележе добычи. 

Поступок Раба, добровольно отдающего жизнь за виновных, — вот истинная причина этой победы. 

 

-о-  

 

Кто же в конце концов этот Раб Ягве? Некоторые думали, что речь идет об одном из лиц, выступающих в Библии, и предлагали то Моисея, ю Иова, то Исайю и так далее. 

Правда, что имеются некоторые основания отождествлять его с Иеремией, и возможно, что некоторые черты великого образа Анафофского Пророка послужили как образец автору Песен Раба. Как Иеремия, Раб поведал нам о своем мучительном опыте, о неудачах своего служения, о чередовании в его душе упования и упадка духа (Ис 49.1 слл.; 50.4 слл.). Но есть и большое различие между Иеремией и Рабом. Раб, посредник между Богом и людьми, сам предлагает себя как искупительную жертву. Ничего подобного в книге Иеремии нет. 

В некоторых местах книги Утешения (например, 41.8) израильский народ назван Рабом Ягве, и отдельным толкователям это дало повод говорить, что автор Песен Раба вывел перед нами израильскую общину, страдающую и искупляемуго Богом. 

С этим нельзя согласиться, потому что в главах, только что нами рассмотренных, Раб представлен новым Моисеем, которого Ягве призвал учить Своему Закону и религии, устанавливая "Завет Народа" (42.6). Последнее выражение взято в самом широком смысле, то есть не только в применении к Израилю. Раб будет вместе с тем "Светом Народов", чтобы спасение Ягве распространилось на весь мир. Он будет возвышен и превознесен. Сами цари, в некоторых отношениях ему равные (53.12), замолкнут ради него. Его позорная смерть не помешает его делу, ибо он воскреснет. Его потомство пожнет плоды его жертвы и вкусит от его великолепной награды. 

В конечном итоге, приходится согласиться с тем, что только Божиим вдохновением можно объяснить появление этого замечательнейшего синтеза, получившего свое совершенное осуществление в Иисусе Христе (Фейе "Мессианство Книги Исаии", в сб. Изыскания религиозных наук, 1949.). 

Евангелисты показали это во многих местах: Мф 12.18-21;Лк 22.37; Ин 12.38 и так далее. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Ягве, Бог единственый и трансцендентный, господствует над миром и над событиями. Вселенскость, которая в главах 1-49 была сосредоточена на Иерусалиме и на Доме Давидовом, здесь сильно расширена (исключение составляют, может быть, только изречения 2-го цикла). Своего максимального расширения она достигает в Песнях Раба. Так мы подходим к теме Царства Божия, которая впоследствии займет центральное место в Синоптических Евангелиях. Понятие Союза-Завета развивается в том же порядке: два первых цикла утверждают его существование между Ягве и всем миром, а Песни Раба показывают его осуществление в Избраннике Ягве. 

Господство Ягве над вселенной заключается в том, что Он управляет ею и воздвигает людей, которым поручает осуществление Своих предначертаний. Кир призван вернуть избранный народ в Иерусалим, как некогда Моисей, и Ягве даст воссиять его славе, облегчая Своему избраннику его задачу. Раб же, наследник прав Ягве, призван быть через свое учение Светом мира и выполнить по отношению к душам человеческим роль Искупителя, порученную ему от Ягве. Свой долг он выполнит молитвой и добровольным принесением в жертву себя самого. Этим он искупит грехи мира и принесет спасение людям доброй воли. 

Второ-Исаия как бы описал заранее страдания Мессии. Это описание остается непревзойденным. Нам, детям обетования (Рим 9.25слл.), он приносит благовествование надежды, упования и любви. "Не бойся, ибо Я с тобою". Это будет нашим последним утешением в смертный час. 

 

Часть третья

(гл. 56-66) 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

То, что мы писали относительно подлинности второй части, касается и этой. Обычно эти главы приписываются автору, обозначаемому как Третье — Исайя. Но, принимая во внимание особый характер глав 60-62, большинство экзегетов думают, что они были написаны другим автором. Мы рассмотрим их отдельно. 

Мы уже не в Вавилоне, а в Иерусалиме, среди членов общины вернувшихся (56.8). Время около 500 года. Святой город и святилище отстроены заново, но у Иерусалима еще нет стен (58.12). О тогдашней исторической обстановке дают представление также 2-я Книга Ездры и Пророки Аггей и Захария. 

Вот что нам здесь встретится нового: очень живое ощущение греха, отделяющего от Ягве и задерживающего Его освободительное явление, предвосхищающая Божия благодать, индивидуализм, необходимость усилия для достижения правды через исполнение Закона. Мессианская эра есть новое творение. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

1) Исайя, гл. 56-59 и 62-67 

 

56 — Правда, собирание рассеянных, вселенскость 

 

1-8 Творить правду значит соблюдать предписания Закона Моисеева и, в особенности, субботу. Правде человека соответствует правда Ягве, которая не что иное как спасение, даруемое тем, кто этого достоин. Евнухи и чужеземцы принимаются в народ Божий при условии подчинения обрядовым предписаниям. 

 

57 — Поэма утешения и мира 

 

14-20 — В дальнейшем мы встретимся с угрозами, но в этих главах содержатся также обетования утешения. 

15 Они обращены в особенности к людям смиренным, к которым Ягве склоняется, несмотря на Свою трансцендентность. 

 

58 — В каком духе надо поститься 

 

6 Речь идет о вождях, не соблюдающих социальной справедливости. (Та же мысль в 56.10-12). 

6-10 — Действенное проявление любви вот чего Ягве требует в первую очередь. Нагорная проповедь впоследствии развивает это учение, и отрывки из этой группы стихов, относящиеся к посту, цитируются в великопостном богослужении. 

 

59 — Грех отделяет от Бога (ст 1-14) 

63 День Божиего отмщения 

 

1-6 — Патетический диалог между пророком и Ягве, Который являет Свою правду, топча непокорных Его Закону, как виноградарь топчет виноград в точиле. 

Виноградный сок забрызгал Его одеяния, которые от этого стали багряными (1 и 3). Это великолепное изречение перешло в служебник, где "багряный сок" обозначает искупительную кровь Христа. 

 

63-64 Потрясающая души мольба 

 

63. 7 и 11 — Она объясняется разочарованностью вернувшихся. Они сравнивают блестящие обетования глав 40-55 с печальной действительностью, которая у них перед глазами (18). Отсюда патетический призыв к Ягве: о если бы Ты разорвал небеса, чтобы сойти! 

 

65-66 Апокалиптическая проповедь 

 

Учение этих двух глав можно свести к следующему: наказание нечестивых, счастье верных. Автор говорит одновременно о мессианской эре и последнем суде. Наиболее важными в этих двух главах нам кажутся следующие места: 

 

65 — Новое творение 

 

17-25 и 66 Здесь говорится о новых небесах и новой земле. Это пророчество продолжает (22 и 23) главы 40-55, где мессианская эра понимается как новое творение. Можно предположить (хотя это прямо и не высказано), что спасение уготовано всему человечеству, так как "небеса и земля" это традиционно принятое выражение для обозначения вселенной (Быт!) (Библейский словарь, Фейе, ук. статья). Эти идеи переходят впоследствии в Новый Завет: Откр 21; Рим 8.19-22. 

 

66 — Ликование Иерусалима 

 

5-16 Предыдущие строки не должны вводить нас в заблуждение. Не следует предполагать существования широко открытой вселенскости. В действительности, здесь, как и в предыдущих стихах, все сосредоточено на Иерусалиме, который становится столицей избранного народа и вселенной. В Иерусалиме же состоится и последний суд. 

 

66 Правда Ягве 

 

23-24 Речь идет об осуществлении правды Ягве, которое произойдет на земле близ Иерусалима, вероятно, в Гиннонской долине (Иер 7.32-33). Христос (Мк 9.43-47) применяет этот текст к адским мукам. Само собой разумеется, что червь и огонь это символы физических мук, которым подвергаются отверженные. 

Последний стих оставляет такое тяжелое чувство, что при чтении в синагогах его пропускают. Мы не хотим этого делать, но это ужасающее выступление Ягве не должно изгладить из нашей памяти излияния любви Третье-Исаии. 

 

2) Исайя, гл. 60 и 62 

 

Как уже говорилось, Второ-Исаия выдвинул славу Ягве и Его трансцендентность на первый план своего произведения. Эта слава проявлялась, главным образом, в освобождении пленников. Третье-Исайя поставил пришествие спасения в зависимость от внутреннего обращения и уклонения от греха. Сейчас мы рассмотрим три главы, посвященные Иерусалиму, будущая мессианская слава которого просияет на весь мир. 

 

60 — Иерусалим как центр притяжения вселенной 

 

Если учесть, что эта великолепная поэма была написана в бедственное время, когда Иерусалим и храм с трудом отстраивались заново, то станут понятными ее земные и национальные устремления. Народы и цари направляются к Иерусалиму, неся с собой всевозможные дары, чтобы почтить ими Ягве, славу Которого они идут созерцать. Далее содержание переходит в мессианский план, и вот почему в богослужении праздника Богоявления это пророчество применяется к Церкви. 

20 Откровение 22.5 использует этот стих для описания неба. 

61 По-видимому, существует аналогия между первым стихом этой поэмы и Песнями Раба. Тем не менее мы соглашаемся с мнением тех, кто считает это произведение рассказом о призвании Пророка. Действительно, ею служение распространяется не на всю вселенную, как у Раба, а только на избранный народ, которому покорятся чужеземцы (5 и 6) Кроме того, он только возвещает спасение, но не приносит ею. Однако помазание Ягве, благодаря которому Пророк получает постоянный дар Духа, делает его пастырем, обязанным нести благую весть встревоженным душам. Это собственно мессианское призвание; недаром впоследствии Иисус, чтобы охарактеризовать Свое призвание, цитирует это место Писания (Лк 4.18-19). 

6 Выражения "священники Ягве", "служители Бога нашего" следует понимать в очень широком смысле. Они означают, что благодаря своему тесному единению с Ягве израильтяне в отношении чужеземцев подобны священникам в отношении мирян (Исх 19.6; 1 Петр 2.9).  

10 В этом стихе легко узнать начало Величания Божией Матери. 

 

62 Высшая слава Иерусалима 

 

1-5 заключается в том, что он супруга Ягве. Впоследствии Еф 5.32 (таким же образом) превозносит "великую тайну" брака Христа и Его Церкви. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Из чтения глав 56-66 нам надлежит извлечь следующее: признание нашего греховною состояния, необходимость покаяния, но также и напоминание о первенстве любви, предвосхищающее действие Божией благодати. 

Третье-Исайя говорит нам о смысле социальной справедливостии о любви, которую мы должны проявлять по отношению к своим братьям. Он побуждает нас взывать к кебу о сошествии Бога на землю, что и свершилось при Воплощении. Он говорит нам о счастье принадлежать к вселенской Церкви, земному Иерусалиму, преддверию Иерусалима небесного, и он вводит нас в обновленное творение, из которого исключено страдание. Нужно признать, что требуется усилие религиозной мысли, для того чтобы в замечательных поэмах 60-62 увидеть вселенскость воинствующей Церкви и славу Церкви торжествующей. Читая же Песни Раба, видишь как бы уже описанными искупительные страсти Спасителя.