Символ 17/ 1987  

 

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ

 

Автор  

 

Хотя премудрый царь и выступает в этой книге (гл. 9, ст. 7-12), все же он не является ее автором. Подлинный автор родился через девять столетий после своего предка. Его творчество протекало между 100 и 60 гг. до Р. X. 

Он — убежденный иудей, гордящийся своей принадлежностью к избранному народу и начитанный в Священном Писании. Следует отметить, что автор Книги Премудрости не был выходцем из Палестины и жил в одном из тех многочисленных городов средиземноморского бассейна, в которых «разбросанные по лицу земли сыны Израиля» нашли прибежище. 

Именно поэтому он хорошо знает язычников. Он пишет, и с большим изяществом, на их языке — по-гречески. Он знаком с сочинениями некоторых античных философов, поэтов и ученых. Тем не менее он не поддается соблазну: ему отвратительны идолопоклонство и нравы местной среды (гл. 13-15). 

 

Среда

 

Это, по всей вероятности, город, основанный Александром Великим около 330 г. и носящий его имя: Александрия Египетская. 

Начиная со второго века до Р. X. этот столичный город занимает важное место в политической, торговой и культурной жизни Ближнего Востока. Царь Птоломей II (285-257) основал здесь музей, библиотеку, вскоре прославившуюся, и всевозможные лаборатории. 

Здесь жило множество иудеев: несколько сот тысяч человек. В духовно-интеллектуальном отношении они отличались большой активностью. В Александрии был создан знаменитый греческий перевод еврейской Библии — так называемый перевод Семидесяти, и многочисленные произведения полемического, апологетического и миссионерского характера. Книга Премудрости принадлежит к их числу. 

 

Цель

 

Соломон проповедует Премудрость языческим царям (гл. 1, ст. 1; гл. 6, ст. 1-11 и т. д.). Однако и оратор и аудитория, к которой он обращается, — мнимые. К кому в действительности обращается наш автор? И с какой целью? 

Непосредственно — к иудеям и косвенно — к язычникам. 

Прежде всего он стремится предохранить своих александрийских единоверцев от прельщения язычеством. Отсюда пламенная апология Израиля — народа «детей Божиих»; израильтян ведет и хранит их «Отец» (гл. 10-19); Израиль — носитель истинной Премудрости (гл. 6-9), хранитель единобожия (гл. 13) и нравственного закона (гл. 14-15). 

Отсюда же обличения нечестивых (гл. 1, ст. 16), отступников (гл. 2, ст. 12) и угрозы наказания (гл. 5). 

Автор Книги Премудрости желает ободрить верующих, столь часто гонимых язычниками или своими же лжебратиями. Отсюда обещание блаженной вечности, которая предназначена праведникам (гл. 3), и напоминание о прежних дивных делах Божиих (гл. 19, ст. 22 и т. д.). 

Однако автор помнит и о своих возможных читателях-язычниках. Пользуясь их языком и терминологией античных философов, он представляет единого Бога (гл. 13) — источник Премудрости, гораздо более глубокой, чем языческая (гл. 7, ст. 22 и слл.), обличает идолопоклонство и восхваляет религиозный и нравственный идеал иудеев (гл. 14 и слл.), призывает язычников обратиться к Богу — «Спасителю всех» (гл. 12, ст. 2; гл. 16, ст. 7-8; гл. 18, ст. 4 и т. д.). Следовательно, он выступает не только как апологет, но и как миссионер. 

 

Значение Книги Премудрости

 

Действительно, в этой последней по времени книге Ветхого Завета содержится исключительное по своей глубине благовествование. 

Следуя за ней «шаг за шагом», мы снова и снова встречаемся с истинами, уже знакомыми читателю Библии и в особенности Книги Премудрости. 

Но только в Книге Соломона можно найти столь полное отображение Бога, столь тщательное рассмотрение свойств Премудрости, столь глубокое размышление об истории Израиля и такой всеохватывающий миссионерский призыв. 

В этой библейской Книге впервые стали рассматриваться такие вопросы, как ценность светской науки (гл. 7, ст. 17 и слл.), обоснование единобожия (гл. 13), соотношение между богопознанием и нравственной жизнью (гл. 14, ст. 12). 

И прежде всего здесь дается откровение о том, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (гл. 2, ст. 23). 

Тем самым решается мучительный вопрос, ставившийся Иеремией (гл. 12), Иовом и столькими псалмопевцами (Псалом 73/72/), которым был неведом образ грядущего... 

Если Бог праведен, то почему страдают верные Ему, а нечестивые вкушают блаженство? 

Во втором веке до Р. X. иудейские мыслители впервые попытались ответить на это вопрошание: Божья Правда раскроется во время всеобщего воскресения из мертвых (ср.: Даниил, 2 Кн. Маккавейская). 

Однако именно в Книге Премудрости мы находим окончательный ответ: «Души праведных в руке Божьей... Надежда их полна бессмертия» (гл. 3, ст. 1-6). 

 

Строение Книги

 

И все же это прекрасное учение лишено систематичности. Оно как бы вкраплено в общее рассуждение, ибо автор не столько доказывает, сколько увещевает и размышляет. 

Поэтому зачастую необходимо взвешивать его слова, уточнять его мысль, как бы читать между строками. 

Общий план обнаруживается легко: 

1)             Премудрость Божья проявляется в конечной судьбе праведных и нечестивых: гл. 1-5; 

2)             псевдо-Соломон описывает Премудрость (ее происхождение — природу — действие) и пути к ней: гл. 6-9; 

3)             Премудрость Божья действует в истории: гл. 10-19. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

I. ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЯ И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ПРАВЕДНЫХ И НЕЧЕСТИВЫХ (гл. 1-5) 

 

1 — Условия приобретения Премудрости

 

1-5 — Центральная мысль отличается большой глубиной: чтобы познать Бога и его Премудрость, необходимо очистить свое сердце и вести жизнь праведную, соответствующую Божьей воле. 

Почему? Потому что Премудрость есть свойство Всесвятого Бога, «святой дух», то есть бесконечно чистая Божественная сила. И хотя она желает приобщить к себе людей, ибо любит их, все же она не будет обитать у грешников. 

 

6-12 Бог знает все, судит и будет судить все

 

Своей Премудростью и своим Духом Бог проникает «во внутренности и сердца», то есть в средоточия бессознательной и сознательной жизни человека. 

Бог присутствует во всей вселенной — материальной и нематериальной, дабы она сохраняла свою целостность. Впоследствии апостол Павел отнес этот стих ко Христу (см. Посл, к колоссянам, гл. 1, ст. 17). 

Ничто не ускользает от Него, и тот, кто хочет избежать вечной смерти, должен жить праведно (ст. 8-12). 

 

13-16 Бог не желает смерти, но нечестие приводит к ней

 

Слово «смерть» обозначает не физическую смерть, но смерть нравственную, начинающуюся здесь на земле и продолжающуюся в вечной смерти. 

Бог не желает смерти. Он — Творец жизни. Все, что он сделал, есть благо, содействующее спасению. 

Нечестивые же отрекаются от жизни. Своими словами и своими поступками они определяют свою нравственную гибель и обрекают себя на вечную смерть. 

 

2 — Рассуждение нечестивых

 

1-5 — Существование кратковременно, печально, абсурдно: «случайность», «дым», «след облака». Живут только один раз. 

6-9 — Итак, будем пользоваться жизнью. Насладимся земными яствами; они — единственное истинное благо. 

10-11 — Будем без колебания угнетать бедных, вдов, стариков. «Бессилие, немощность — бесполезны». 

12-14 — Будем преследовать праведных, говорят отступники из иудеев, потому что они порицают нас и являют собой живой укор нам. 

Они уверяют, что они — сыны Божьи, но ведь Бог не защищает их: они страдают больше, чем другие люди; поэтому выставим их на посмешище. 

20 — Уничтожим их. Посмотрим, придет ли им на помощь их «глаголемый Отец». 

Данное место весьма существенно, ибо здесь мы сталкиваемся с одной из самых жгучих проблем израильского сознания (в связи с этим следует перечитать Иеремию, гл. 12, Псалом 73/72/, Иова). 

Богодухновенный писатель утверждает: 

Это рассуждение нелепо, ибо существует потустороннее воздаяние. 

21-22 — Нечестивые заблуждаются, так как не верят в вознаграждение праведных. 

23 — Стих этот чрезвычайно важен, рассмотрим его подробнее. 

Эта благая весть впервые возвещается в Ветхом Завете. Между тем она уже с глубокой древности была широко распространена у многих языческих народов. Библейские писатели не останавливались на ней потому, что вера в будущую жизнь часто сопровождалась идолопоклонническим культом (например, у египтян), а в особенности потому, что (в отличие от античных философов) они не могли представить жизнь души, отделенной от тела. Наш автор не испытывал подобных затруднений, так как воспитывался в александрийской среде и мог почерпнуть в древнегреческой философии (см. введение). 

Однако данное им обоснование бессмертия — чисто библейское: оно заключается во всемогуществе и в любви Бога Творца. Он сотворил человека по образу Своему: эта мысль принадлежит автору Бытия (см. гл. 1, ст. 26), а не Платону. 

Наш автор делает вывод, который раньше никому не приходил в голову: если Бог сотворил человека по Своему образу, то человек не может умереть... если только он не извращает этот образ, предаваясь дьяволу — отцу греха (здесь намек на 3-ю гл. Бытия), ибо в этом случае он умрет. Здесь мы снова встречаемся с мыслью, хотя и выраженной в более тонкой форме, которая была высказана в гл. 1, ст. 13-16; отныне ясно, о какой смерти идет речь: настоящая смерть — не физическая, а духовная. 

В этом смысле праведные не умирают, их смерть только кажущаяся. «Они казались умершими» (гл. 3, ст. 2). 

В действительности же... 

3 — ...они приобщались к жизни, исполненной величайшего счастья: никакого мучения (ст. 1), мир (ст. 2), сияние Божественного света (ст. 7), познание истины (ст. 9). 

Величайшее счастье... Однако по своему характеру оно религиозно (в этом заключается некая новость по сравнению с античными представлениями): быть в руке Божьей, то есть под его охраной (ст. 1), быть подданными Господа и разделять его вселенскую царскую власть (ст. 8), пребывать с ним в Любви (ст. 9). 

Злые же будут наказаны (ст. 10-12). 

Из этой новой истины вытекают три в значительной степени новых последствия. 

 

13 — 1. Неплодие — не есть проклятие 

 

В Ветхом Завете считалось неоспоримым, что добродетельным людям Бог дарует земное счастье, одна из форм которого — многочисленное потомство. 

Неплодие неизменно рассматривалось как наказание за грех (см. Осия, гл. 9, ст. 11). 

Отныне все изменилось, ибо раскрылось обетование вечного воздаяния. Существует иное счастье и иная плодовитость: «Блаженна неплодная неосквернившаяся, она получит плод при воздаянии святых душ». 

4 — Лучше быть добродетельным, чем иметь детей (ст. 1). Многочисленное же потомство нечестивых — бесполезно (ст. 3). 

 

7 -19 — 2. Преждевременная смерть праведника есть знак Божьего благоволения

 

Древние иудеи полагали, что Бог вознаграждает добродетель долгой земной жизнью (ср. Второзаконие гл. 5, ст. 16; гл. 30, ст. 2; Псалом 21, ст. 5; Псалом 23, ст. 6; Псалом 92/91/; Притчи, гл. 3, ст. 2 и т. д.). Смерть в молодости — это кара за неверность. 

Автор Книги Премудрости выражается более точно: не имеет значения, в каком возрасте умирает человек, лишь бы он был праведен (ст. 8-9). И преждевременная смерть — это не только не наказание, но, скорее, преимущество, знак Божьего благоволения (ст. 10-14). 

И кто будет завидовать нескончаемой дряхлости злого человека (ст. 16-19)? 

 

3. Суд над нечестивыми и над праведными

 

5 — Все это станет вполне явным на Суде. Созерцая торжество праведных, нечестивые осознают свои заблуждения — но слишком поздно (ст. 1-14)! 

15-16 — В то время как верные будут вечно пребывать под покровом Господа и разделять его царственную красоту... 

17-23 — ...их враги подвергнутся ужасному наказанию! Данному описанию свойственны многие черты так называемого «апокалиптического» литературного жанра. 

В этом выразительном отрывке таится глубокое религиозно-духовное содержание: праведник как бы облекается в царственную славу самого Бога и возводится на престол господства; он царствует вместе с Богом; вместе с тем это посмертное прославление определяется именно тем страданием и гонением, жертвой которого он был на земле. Таким образом, провозвестие Премудрости относится не только к области метафизики, но также раскрывает путь смирения, который ведет к этой славе и в конечном счете определяет успешное завершение исполненной страдания жизни: пустыня приводит в Землю Обетованную, нищий Давид возводится на царский престол, гонимый Христос садится одесную Отца своего. 

 

II. СОЛОМОН ОПИСЫВАЕТ ПРЕМУДРОСТЬ И ПУТИ К НЕЙ (гл. 6-9)

 

Увещание продолжается, но принимает иной оборот. 

а)    Увещание это вкладывается в уста царя Соломона, ибо его имя неразывно связано с самим понятием мудрости (гл. 7, ст. 7 следует сопоставить с 3 Кн. Царств, гл. 3, ст. 6-9, а гл. 9, ст. 7-8 — со 2 Кн. Царств, гл. 7, ст. 13). 

б)    Аудитория здесь та же, что в гл. 1, ст. 1. Однако теперь выделен ее вселенский характер: величайший представитель Израиля обращается ко всем царям земли. 

в)    Основная тема — это Премудрость как Божье свойство, кото­рое при определенных условиях сообщается людям. 

 

6 — Призыв к царям вселенной 

 

Обратим внимание на вселенскость этого призыва. В некоторых местах Библии языческие цари выведены в качестве врагов Божьих, согласно же нашему автору... они получили свою власть от Господа (ст. 3). 

4 — Они — Его управляющие и обязаны, хотя и по-своему, соблюдать Его закон и служить Его замыслу (речь здесь идет о законе естественном, ибо еврейского Закона они не знают). 

7 — Бог создал их и о них заботится. 

8 — Он же будет и судить их. 

9-11 — Именно поэтому Соломон убеждает их прислушиваться к тайным поучениям истинной Премудрости, которая удержит их от неверности их призванию и охранит от связанного с такой неверностью наказания. 

 

12-21 Премудрость Божья желает только одного — раскрыться любящим ее  

 

Это — великолепный отрывок, который каждый христианин невольно относит к благодати Божьей. 

Премудрость сияет всегда, она неизменно предлагает свой свет. Она только того и желает, чтобы ее открыли; и все же ее нужно искать (ст. 12). Она исполнена предупредительности и первой показывает себя; но все же ее необходимо желать (ст. 13). 

Сидя у дверей, она ждет; тем не менее ее нужно принять (ст. 14). Она делает первый шаг, но все-таки необходимо быть достойным этого (ст. 16). Пусть же ее желают, ибо желать ее — значит любить (ст. 17). Любить же — значит повиноваться ей. А повиноваться ей — значит обеспечить себе блаженное бессмертие (ст. 18). Пребывать в Боге и вместе с Богом — вот истинное и вечное царственное достоинство человека (ст. 19-21). 

 

22-25 Соломон желает, чтобы все познали Премудрость 

 

Царю Соломону чуждо ревнивое желание сохранять для себя одного Премудрость, которую Бог ему открыл. Благая весть предназначена не для узкого привилегированного круга людей, но для всеобщего Спасения, то есть ради временного и вечного счастья мира. 

 

7 — Действительно, будучи человеком...

 

...как все прочие люди, он рожден от мужчины и женщины, согласно обычным законам естества (которые здесь описаны научным языком той эпохи), дышал «общим воздухом» и плакал, подобно всякому ребенку... 

В этом отрывке заключен также следующий смысл: было бы неплохо, если бы языческие цари, которым льстят и которых часто даже обожествляют, особенно в Александрии, помнили о своем истинном состоянии. 

 

7-14 — ...он получил Премудрость Божью, потому что просил ее у Бога и предпочитал ее всем благам

 

 

Он молился, и Бог исполнил его молитву (ст. 7), он предпочел Премудрость всем земным благам (ст. 8-10), и эти блага были дарованы ему как плоды Премудрости, как ее следствие (ст. 11-12). Поэтому он желает поделиться тайной, которая ему открылась, и приобщить других к источнику счастья и Божьей милости. 

 

15-16 Теперь он молит Бога о том, чтобы тот даровал ему возможность говорить об этом достойно

 

Ибо хорошо говорить об этом есть милость (ст. 15), а не только вопрос техники и умения (ст. 16). 

 

17-21 Премудрость Божья — источник глубокого познания

 

В Александрии науки переживают настоящий расцвет (см. введение). Богодухновенный писатель сочувственно смотрит на это явление. Однако он напоминает о том, что Бог — источник знания, космологии (ст. 17), астрономии (ст. 18-19), зоологии, психологии, ботаники, медицины (ст. 20) вообще любой науки (ст. 21). 

 

22-24 Природа Премудрости

 

В этом отрывке перечисляются качества Премудрости. Не будем рассматривать, по крайней мере при первом чтении, каждое из них в отдельности. Запомним лишь их число: 21; это число представляет собой произведение двух совершенных чисел: 3 х 7 и выражает Божественное совершенство Премудрости. (Толкование тех или иных текстов Писания при помощи чисел было весьма распро­странено в ту эпоху.) 

Обратим внимание и на то, что автор особо выделяет чистоту, подвижность и действенность Премудрости: она пронизывает всё, вещи и сердца, дабы всё очистить и всё познать. 

 

25-26Происхождение Премудрости 

 

Премудрость совершенна, ибо она есть свойство Бога: дуновение его Всемогущества, излияние Его Славы, отблеск Его Света, зеркало Его Деятельности, образ Его Превосходства. 

Она есть Бог, так как Он открывает и отдает Себя. Впоследствии в Новом Завете эти речения стали относить ко Христу — Слову Божьему (Посл, к евреям, гл. 1, ст. 3; Посл, к колоссянам, гл. 1, ст. 15 Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 9 и т. д.). 

 

27 Деятельность Премудрости

 

Вследствие этого ее Божественная деятельность не прерывается и обладает бесконечной действенностью. Она обновляет все, как Дух Божий (ср. Псалом 102/10и ст. 27-28 или Псалом 104/103^ ст. 30). Она освящает души, приводит их в близость с Богом. 

Ее победа над злом столь же сокрушительна, как победа солнца над тьмой. 

8 — Премудрость охватывает всю полноту пространства и времени. 

2 — Соломон возлюбил ее как невесту, сияющую красотой. 3-6 — Премудрость обладает Божественным достоинством, возлюблена Богом, посвящена в Его тайны, принимает участие в Его творческом делании. 

3-6 — Премудрость обладает человеческим достоинством, возлюблена Богом, посвящена в Его тайны, принимает участие в Его творческом делании. 

7-8 — Она дарует человеку добродетель и знание. Читатель-христианин может непосредственно отнести эти стихи: 

а)    ко Христу как творческому Слову (см. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 1 и Посл, к колоссянам, гл. 1, ст. 15), Свету мира (см. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 5 и гл. 8, ст. 12), Возлюбленному Отца (см. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 18 и Посл, к колоссянам, гл. 1, ст. 14), открывающему Его тайны (см. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 18 и гл. 17, гл. 6), источнику Божьей милости (см. Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 14-15), святости (см. Еванг. от Иоанна, гл. 17, ст. 17), познания (см. Посл, к колоссянам, гл. 2, ст. 3), непобедимой силы (см. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 5 и гл. 16, ст. 33); 

б)    к Святому Духу, которого Христос посылает нам; 

в)    к Церкви — непорочной невесте Божьей (см. Посл, к ефессянам, гл. 5, ст. 27); 

в) к Божьей Матери. 

 

9-16 Премудрость необходима прежде всего царям

 

Благодаря ей они смогут лучше выполнять свои обязанности и обеспечат счастье своих народов. 

 

17 Молитва о Премудрости

 

Соломон просит этого высшего блага, ибо получить Премудрость можно только в том случае, «если ее дарует Бог» (ст. 17-21). 

9 — Следует обратить особое внимание на молитву, которую автор вкладывает в уста царя Соломона. И здесь мысль невольно обращается ко Христу. 

 

Отметим в особенности:

 

1 — Молитвенный призыв к Богу — верному и любвеобильному Богу Отцов, преисполненному творческого Всемогущества. Такова основа всякой молитвы, проникнутой упованием. Ныне мы знаем, что это Слово есть Личность — творческое Слово, «полное благодати и истины» (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 14). В следующем стихе это Слово отождествляется с Премудростью. Впоследствии Христа также называют «Премудростью Божьей» (1 Посл, к коринфянам, гл. 1, ст. 24). 

2-3 — Бог создал человека, дабы он господствовал над творением (ср. Бытие, гл. 1, ст. 26-28; Псалом 8, ст. 6-9; Екклесиаст, гл. 17, ст. 2-4). 

4-8 — Премудрость разделяет с Богом его престол, как и ожидаемый Мессия (см. Псалом 110/109 ст. 1), как Сын Человеческий, о котором пророчествовал Даниил (см. Даниил, гл. 7, гл. 13-14). Даровать ее может только Бог, ибо человек слаб. 9-12 — (Ср. Притчи, гл. 8, ст. 22-30 и Екклесиаст, гл. 24). Премудрость вечно пребывает с Богом (ст. 9). Да пошлет же ее Бог! Да поможет она человеку в «трудах его» (ст. 10)! Да откроет она ему свою волю, да «руководит» им, да охраняет его «своей Славой» (ст. 11)! 

Молитва эта осуществилась с необычайной полнотой! Об этом свидетельствуют апостол Павел и прежде всего апостол Иоанн. Укажем на следующие многозначительные сопоставления: 

«В начале было слово, и Слово было у Бога» (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 1; Посл, к филиппийцам, гл. 2, ст. 6; Посл, к евреям, гл. 1, ст. 3). 

«Все через Него начало быть» (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 3; Посл, к колоссянам, гл. 1, ст. 15; Посл, к евреям, гл. 1, ст. 3). 

«Оно было в Славе» (Еванг. от Иоанна, гл. 17, ст. 5; Посл, к евреям, гл. 1, ст. 3). 

Его «послал Бог» (Еванг. от Иоанна, гл. 3, ст. 16-17; Посл, к римлянам, гл. 8, ст. 3). Оно «обитало с нами» (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 14). 

Оно подчинилось законам человеческого существования (Посл, к филиппийцам, гл. 2, ст. 7-8). 

«Мы видели Славу его» (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 14). 

Оно открывает нам Бога и ведет нас к Нему (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 18 и гл. 14, ст. 6). 

13-18 — Вновь настойчиво говорится о том, что Премудрость есть бескорыстный дар Божий. Кто может знать Божьи замысел и Волю? Ведь человек с трудом постигает и то, что на земле, то есть человеческие реальности; постигнуть же то, что «на небесах», то есть реальности божественные, неизмеримо труднее. Для этого необходимы сила и свет, нисходящие свыше, — Премудрость и Святой Дух, которые, в сущности, тождественны друг другу. 

Пользуясь подобными же выражениями, впоследствии Иисус говорил о себе как о том, кто открывает небесные тайны (ср. Еванг. от Иоанна, гл. 3, ст. 12). 

 

III. ИСТОРИЧЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ ПРЕМУДРОСТИ

 

Первое замечание 

 

У автора нет намерения написать курс истории и тем более научно доказать реальность событий, о которых он упоминает. Он исходит из того, что пользуется всеобщим признанием в александрийской иудейской среде, и с особой охотой задерживается на фактах, относящихся к исходу из Египта, поскольку он живет в этой стране. Ни на одно мгновение он не задумывается над исторической достоверностью или легендарностью того или иного библейского повествования. Перед ним стоит иная задача. Уточним ее в двух следующих замечаниях. 

 

Второе замечание

 

 

Наш автор пытается историческими данными обогатить библейское учение, «богословие». В конкретных событиях раскрываются многие черты Божьей Премудрости: ее воспитательное делание (ср. гл. 10, ст. 12; гл. 11, ст. 16; гл. 11, ст. 22; гл. 12, ст. 19), ее могущество и правду (ср. гл. 12, ст. 15-17), ее предведение (ср. гл. 19, ст. 1), ее сладость (ср. гл. 16, ст. 20-21), ее долготерпение (ср. гл. Ни 12), ее провиденциальное значение (ср. гл. 19, ст. 21). 

Некоторые выводы могут показаться читателю слишком поспешными, однако истина заключается в том, что история повествует нам о Боге. 

 

Третье замечание

 

Кроме того, опираясь на библейское учение, автор пытается раскрыть смысл истории. В данном случае его мысль движется в обратном направлении, и движение это неотделимо от первого. Так что знание, дарованное Божьей Премудростью, как бы озаряет своим светом исторические события. 

Например, учение о вселенскости, согласно которому все люди призваны ко спасению, позволяет автору по-новому истолковать повествование о постепенном уничтожении хананеев (см. Исход, гл. 23, ст. 25-30). 

Наш автор усматривает в этом знак Божьего долготерпения, предоставляющего язычникам время для покаяния (Кн. Премудрости Соломона, гл. 12, ст. 3-19). То же относится и к египтянам (гл. И, ст. 17 и гл. 12, ст. 2). 

Другой пример: учение о последних свершениях помогает ему понять исторические борения избранного народа как предвосхищение торжества избранных, которое будет иметь место на Суде Божьем. Этим объясняется сходство глав 16-19 и главы 5. Этим же объясняется и странный, фантастический, апокалиптический характер описаний (особенно гл. 16-19). Все это приводит чита­теля в недоумение... И тем не менее истина заключается в том, что Откровение помогает нам постичь смысл исторических событий. 

 

10 — От Адама до Иосифа

 

1-2 — Речь идет о Адаме; это указывает на Книгу Бытия, а также на распространенные в Александрии внебиблейские умозрительные построения. 3-4 — Каин, Ной и потоп. 

5 — Вавилонская башня (см. Бытие, гл. 11, ст. 1-9), Авраам (см. Бытие, гл. 22). 

6 — Лот (Бытие, гл. 19). 

7 — Ссылка на Бытие, гл. 19, ст. 26. На юго-запад от Мертвого моря еще существуют странной формы соляные столбы. 

10-12 — Иаков (Бытие, гл. 27-33). 

13 — Иосиф (Бытие, гл. 37-42). 

Отметим, что здесь каждое действующее лицо становится как бы олицетворением «Праведника», которого в ту эпоху отождествляли с грядущим Мессией. 

 

15 — Исход

 

Освобождение от египетского рабства, переход через Красное море и через пустыню ознаменовали рождение Израиля как народа Божьего. Исполненный духовного восторга автор пользуется поэтическими образами и сравнениями, чтобы еще более подчеркнуть чудесный характер всех этих событий. Вспомним 3-й и 4-й стих Псалма 114/113/: «Море увидело и побежало... Горы прыгали, как овны...» 

 

11 Первый контраст: вода

 

4 — В этом отрывке упоминается вода, чудесным образом истекшая из камня (см. Исход, гл. 17, ст. 1-7); далее говорится о неком парадоксе: одна и та же стихия наказала нечестивых и спасла верных. 

Для христианина крещальная вода — вода благодати, которая упраздняет грехи и дарует спасение. 

 

15-26Божье долготерпение по отношению к египтянам 

 

Автор подчеркивает умеренность наказания египтян. Всемогущий Бог знает меру: Он «все расположил мерою, числом и весом». С этой мыслью охотно согласился бы любой культурный грек той эпохи. 

Бог Творец — прежде всего Бог милосердный; он любит все существующее (ст. 24), все живое (ст. 26). Его кары умеренны, постепенны и имеют целью обращение грешников. 

12 — Язычники и отступники заблуждаются. Бог напоминает им об этом, дабы «они уверовали» в Него. Здесь невольно вспоминается притча о блудном сыне (см. Еванг. от Луки, гл. 15). 

 

3-18 Божье долготерпение по отношению к хананеям

 

До прихода Израиля Землю Обетованную заселяли хананеяне. Здесь дано чрезвычайно мрачное описание их обычаев (ст. 3-7). На фоне этого описания милосердие Божье выделяется особенно ярко: «Но и их, как людей, Ты щадил» (ст. 8). Бог наказывал их «мало-помалу», «давал место покаянию» (ст. 10). 

 

19-27 Божья милость

 

Она должна служить примером: «Праведному должно быть человеколюбивым». «Сыны Божьи» почерпают в ней надежду. 

 

13 Суетность идолопоклонства: служитьи поклоняться можно только единому Богу

 

Перед нами известный текст, который вдохновил апостола Павла (см. Посл, к римлянам, гл. 1, ст. 19-23). 

1-2 — Язычники поклоняются небесным светилам и силам природы — огню, ветру, морю... но все создано единым Художником, который глаголет о себе: «Аз есмь сый». 

3-5 — Красота и мощь тварей — это всего лишь отблеск Красоты и Всемогущества Творца. Почему же столько людей, притом глубоко религиозных, этого не поняли? Надо ли порицать их? 

6-7 — Нет, потому что они искали Бога и в своих поисках прельстились красотой творения; они остановились в дороге. Следовательно, они должны продолжить свой поиск! 

8-9 — Да, потому что они владели достаточным знанием, чтобы постичь законы Вселенной, и все же не смогли узреть ее Господа. 

Итак, невозможно сказать, что роковым образом вина ложится на того, кто не обладает Светом. Человек становится виновным постольку, поскольку он сознательно отказывается принять Божественный Свет. 

Отметим здесь следующее: автор обращается к идолопоклонникам, а не к безбожникам. Он предполагает, что у них есть некое, реальное, хотя и помутненное ощущение Божественной реальности. Современные идолы — деньги, страсти и т. д. лишь заменили античные статуи. 

 

Суетность идолопоклонства: истинную опору можно обрести лишь в едином Боге

 

10-19 — Язычники возлагают свое упование на идолов — на статуи, амулеты и т. д. Однако все это не что иное, как творения рук человеческих, — непрочные, хрупкие творения, лишенные жизни и энергии. Данное автором описание идолопоклонства весьма насмешливо и выразительно. Может ли статуя помочь взывающим к ней, если «она сама себе помочь не может... и имеет нужду в помощи»? 

14 — Защитить людей может только Промысел Всемогущего Бога; достаточное свидетельство тому дает история Израиля. Автор предлагает вспомнить об Исходе и «гордых исполинах» прежних времен (см. ст. 3-6). Эта последняя черта представляет собой отголосок сплетения легенд, порожденных гл. 6-й Книги Бытия. Следует вспомнить и о Ноевом ковчеге. Идолы прокляты Богом. 

 

Суетность идолопоклонства: вечность принадлежит единому Богу

 

12-21 — Идолы не вечны, «не было их вначале, и не во веки они будут». Они порождены человеческой слабостью и тщеславием; к идолопоклонству привело обожествление умерших и обожествление властителей. Идолопоклонники возводят на бесконечную высоту все эти бездушные предметы и впадают в грубое нечестие, соединяя их с «несообщаемым Именем Того, Кто Есть». 

 

22-31 Суетность идолопоклонства: лишь вера в единого Бога дарует человеку возможность вести праведную жизнь

 

Идолопоклонство приводит к нравственной извращенности. Автор развивает тему, обозначенную в 12-м стихе. Чудовищные языческие обычаи происходят от ложного представления о Боге. Впоследствии апостол Павел черпал вдохновение в этом отрывке (см. Посл, к римлянам, гл. 1, ст. 25 и слл.). 

Отметим позитивный характер подобной апологетики, опирающейся на свойственное каждому человеку религиозное и нравственное чувство. Такая апологетика не столько доказывает, сколько напоминает о забытом. 

 

15 Мудрость Изралия, хранящего верность Единому Богу

 

1-6 — Перед нами краткая, но прекрасная апология веры и делания Избранного Народа. 

 

7-13 Суетность тех, кто изготовляет идолы

 

Вариации на уже известную тему. В ту эпоху Александрия была переполнена ремесленниками, которые занимались изготовлением различных идолов; для местных иудеев это был источник непрестанного соблазна. Наш автор строго порицает язычников, которые «не познали своего Творца» и «считают жизнь... прибыльною торговлею» (ст. 11-12). 

 

14-19 Суетность египтян

 

Египтяне — самые неразумные из всех язычников-идолопоклонников. Автор возвращается к египтянам и больше с ними не расстается. 

 

16 Египет и Израиль: второй контраст

 

Важное обстоятельство: после долгого отступления, в котором автор рассматривал идолопоклонство, он возобновляет размышление об истории. 

История представлена как апокалипсис. В ту эпоху были широко распространены многочисленные апокалипсисы (то есть «откровения»), в которых давалось чрезвычайно выразительное повествование о конце времен. Автор проводит некую параллель между казнями, которые Ягве обрушил на египтян, и благами, которые он даровал своему народу. Прежде всего обратим внимание на само число таких контрастных сопоставлений: их семь. 

1-4 — Первое из них находится в гл. 11, ст. 3-14. Вероятно, речь идет о семи великих чашах гнева Божьего, которые олицетворяют последние времена (ср. Откровение Иоанна Богослова). Представление о семи казнях Божьих свойственно всем без исключения библейским апокалипсисам. Обратим внимание и на содержащиеся здесь намеки на Суд, описание которого дано в первой главе Книги Премудрости. 

Второе сопоставление проводится между «насыщением необычайной пищей — перепелами» и голодом, который якобы поразил египтян. Повторим еще раз: у нашего автора нет намерения излагать историю. 

 

5-14 Египет и Израиль: третье сопоставление 

 

Оно проводится между чудом медного змея и наказанием саранчой (см. Исход, гл. 8, ст. 16-20). 

В этом рассказе по-прежнему смешиваются история и легенда, однако в нем содержатся глубокие, прозорливые суждения о Боге — «Спасителе всех» (ст. 7; ср. Еванг. от Иоанна, гл. 3, ст. 14-17 и гл. 4, ст. 42), о Его Слове, Которое исцеляет всех и каждого. Он — Спаситель; поэтому Он господствует над жизнью и смертью (ст. 13). 

 

15-27 Египет и Израиль: четвертое сопоставление

 

Оно проводится между наказанием градом и огнем (см. Исход, гл. 9, ст. 22) и чудесным насыщением манной небесной. Описание становится все более и более красочным: огонь пылает в воде, иудеи вкушают необычайно вкусную манну, которая отвечает вкусу каждого и тает, как масло. Теперь можно сделать три вывода. 

Во-первых, чудеса свидетельствуют о Всемогуществе и Любви Бога. Ради блага своих детей Владыка Вселенной изменяет законы природы (ст. 24-25). 

Во-вторых, чудеса эти как бы предвосхищают конечный Суд. Они — знамения будущего. То, что наш автор говорил в гл. 5 (ст. 17-20) о небесном торжестве избранных, он относит и к чудесным событиям Исхода. 

И в-третьих, они имеют воспитательное значение: насыщая иудеев манной, Бог учил своих «сынов возлюбленных» питаться Его Словом. 

Эти три черты свойственны и христианским таинствам, прежде всего Евхаристии; в таинствах как бы продолжаются ветхозаветные «дивные дела» Божьи (ср. Еванг. от Иоанна, гл. 6). 

 

17 Египет и Израиль: пятое сопоставление

 

Оно проводится между наказанием тьмой (см. Исход, гл. 10, ст. 21-23) и чудом огненного столпа (см, Исход, гл. 13, ст. 21-22). На этот раз апокалиптическое описание достигает своего апогея: перед нами подлинное пророчество о Суде. 

 

18 Египет и Израиль: шестое сопоставление

 

5 — Оно проводится между смертью «всех первенцев в земле египетской» (Исход, гл. 12, ст. 29-30) и милующей благодатью, которая была дарована Израилю в день ветхозаветной Пасхи. 

Следует обратить особое внимание на стихи 14-16. Здесь Слово поэтически олицетворяет всемогущее действие Божье. 

 

19 Египет и Израиль: седьмое сопоставление

 

1-5 — Красное море пропускает иудеев и поглощает египтян. 

 

6-22 Торжественное заключение

 

Начиная с шестого стиха вновь вспоминаются все те блага, что Бог даровал своему Народу. Описание это напоминает финал музыкальной симфонии. Исполненный духовного восторга автор повествует о чудесных событиях Исхода как о настоящем воссоздании Вселенной (ст. 6-18): эти Божьи деяния предвосхищают возрождение, обновление, которое должно совершиться в конце времен. Таким образом, Исход — это воистину пасхальная тайна всех времен. 

13-17 — Здесь автор делает последнее предупреждение «египтянам» — прежним и нынешним гонителям. 

В заключение он благодарит Бога и ободряет своих собратьев — александрийских иудеев: «Так, Господи, Ты во всем возвеличил и прославил народ Твой, и не оставлял его, но во всякое время и на всяком месте пребывал с ним!» 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

 

Для того чтобы лучше понять глубокое учение этой книги, попытаемся осуществить, хотя бы отчасти, синтез всего того, что относится к идее Премудрости. 

 

Что можно сказать о Премудрости?

 

Премудрость есть свойство Бога. Однако этот Божий атрибут включает и все другие: всеведение, всемогущество, любовь, красоту... Его синонимы — Слово и Дух. 

Это свойство представлено как Лицо, природа которого та же, что у Бога; Лицо это неким образом отличается от Бога. Можно ли утверждать, что речь здесь идет о своего рода поэтическом олицетворении? А может быть — это начало богословского размышления о жизнетворческом преизбытке Единого Бога? Подобное предположение окажется вполне разумным, если мы увяжем его с Пришествием Иисуса Христа — Сына Божьего и со Святым Духом — Божьей Силой. В дальнейшем апостолы Павел и Иоанн, Отцы Церкви и церковное богослужение наделили понятия Премудрости, Слова и Духа новым, бесконечно более глубоким смыслом. 

В сущности, Премудрость — это Сам Бог, который устанавливает живую связь со Вселенной, с человеком и прежде всего с избранным Им историческим народом. 

Рассмотрим более подробно эти три положения. 

 

1.            Премудрость Божья и Вселенная

 

Вселенная была сотворена Премудростью Божьей (или Словом или Духом); Вселенная пребывает в Премудрости, которая обеспечивает ее существование (гл. 1, ст. 7; гл. 9, ст. I и слл.). 

Поэтому творение прекрасно, ибо оно пронизано Премудростью (гл. 7, ст. 22 и слл.). Всякая тварь служит Божьему Спасению (гл. 1, ст. 14). 

С помощью науки познавая творение, человек должен и может приблизиться к Богу (гл. 13, ст. 9). 

Ибо красота и мощь творения есть отблеск красоты и мощи Творца (гл. 13, ст. 1-5). 

 

2.            Премудрость Божья и человек

 

Человек был образован, «устроен» Премудростью Божьей (гл. 9, ст. 2), и он должен и может пребывать в ней. Следовательно, всякий человек, даже язычник и грешник, возлюблен Богом (гл. 11, ст. 24). 

Человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому он бессмертен (гл. 2, ст. 23); ему будет дарована жизнь бесконечная и вечно блаженная (гл. 3, ст. 1-8), если он сам «не отступит от Господа» (гл. 3, ст. 10). 

Если человек будет с любовью искать Премудрость Божью, то он сможет приобщиться к ней, то есть сможет познать ее и жить по ее законам (гл. 6, ст. 12-20). 

Чадо Божье — человек призван подражать Премудрости, то есть быть человеколюбивым (гл. 12, ст. 19), справедливым и верным (гл. 3, ст. 13) «владыкой Творения» (гл. 9, ст. 2) и т. д. 

 

3.            Премудрость Божья и история

 

Бог своей Премудростью и в своей Премудрости вел Израиля через историю, исполненную чудес. 

Мудрец — посвященный, исполненный божественного знания, — без труда прочтет эту историю, сумеет раскрыть глубинный смысл событий. 

Благодаря этому он сумеет еще более обогатиться Премудростью и знаниями и приблизиться к Богу. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вот, вкратце, основное содержание этого великолепного повествования. Книга Премудрости Соломона была написана относительно поздно. Иудеи не включили ее в свой Канон, то есть в свой традиционный состав библейских Писаний. 

Апостол Павел и прежде всего апостол Иоанн, хотя и не цитируют ее, часто вдохновляются ею в своем учении об Иисусе.