Символ 12/ 1984  

 

КНИГИ ИИСУСА НАВИНА 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

"Второзаконническая история", или "Первые пророки" 

 

Народ бережно хранил память о великих событиях прошлого: рассказы о них передавались из поколения в поколение, порой об этих событиях напоминали торжественные богослужения, к тому же очень скоро все это было закреплено письменно. Мало-помалу небольшие рассказы, вначале независимые друг от друга, были сгруппированы и слиты воедино. 

В то время как совершался этот постепенный редакционный труд, зазвучал голос великих пророков: они требовали от народа святости и любви к Богу и открывали народу смысл его истории, состоящий в некоей подготовке и воспитании. 

Богодухновенные авторы, использовавшие разрозненные предания, чтобы придать нашим книгам их окончательную форму, были проникнуты этим учением и этим духом: во всех событиях они видят действие Божие, Бог управляет всем — и победами и крушениями — на благо своего народа. Это он ведет Израиль по пути завоевания, поэтому все успехи рассматриваются как нечто являющееся непосред­ственно делом Божиим. Это Бог требует полной верности Союзу-Завету, следовательно, все неудачи представляют собой наказание за многочисленные измены народа. 

Учение пророков в сжатом виде изложено во Второзаконии, где особо подчеркивается идея земного и коллективного воздаяния. Поэтому написанные в том же духе книги Иисуса Навина, Судей и Царств называют иногда "Второзаконнической историей". Древние евреи несомненно уловили пророческое вдохновение этих книг, назвав их "Первыми пророками". 

 

Книги Иисуса Навина и Судей 

 

Книга Иисуса Навина полна эпического энтузиазма. Ее автор видит только основное событие: народ Божий, являясь единым целым, овладевает, по воле Божьей, Землей Обетованной. Завоевание изображается как молниеносный победный поход, сопровождаемый яркими чудесами. После перехода посуху через Иордан происходит чудесное взятие Иерихона, затем одна кампания на юге, одна на севере — и остается только разделить завоеванную землю. 

Книга Судей, напротив, более конкретно и более реально отображает медленный и трудный процесс проникновения еврейских отрядов в Ханаан. Мы видим разногласия между коленами и их изолированность, привычную неверность Союзу-Завету и идолопоклонство, постоянно возрождающееся несмотря на воздвигаемых Богом спасителей. Перспектива весьма реалистична и довольно мрачна. Вместо эпического повествования книги Иисуса Навина — мелкие факты местного значения, отдельные эпизоды, связь которых с великой историей отнюдь не открывается с первого взгляда. 

Благодаря этому контрасту мы понимаем, как нужно читать Священную историю. Ни одна книга не может быть понята в отдельности, независимо от других, свою истинную ценность каждая приобретает лишь тогда, когда ее воспринимают как часть целого, как один из элементов в совокупности Откровения. Две книги — два взаимодополняющих аспекта; оба верны, но должны быть "наложены" один на другой, чтобы мы смогли уловить намерение Духа, эти книги вдохновившего. 

 

Исторические условия 

 

В ту эпоху исторические условия благоприятны: на востоке и на западе, в Месопотамии и в Египте великие империи находятся в упадке или погружены в сон. (Чтобы остановить еврейские отряды и помешать завоеванию, было бы достаточно появления на горизонте какого-нибудь завоевателя или сильного владыки.) Главный враг раннего Израиля еще далеко: филистимляне, "народ моря", атакуют побережье Палестины лишь после поражения в Египте, приблизительно через полвека после прихода евреев. 

С другой стороны, земля Ханаанская — это мозаика племен и народов, разделенных на крошечные царства. Один современный документ перечисляет 119 "царей" на территории, которая меньше Бретани. Каждое из этих "царств" занимает площадь в несколько квадратных километров. Таковы же и города: они меньше наших самых маленьких сел, но окружены крепкими стенами. Эта разъединенность, очевидно, благоприятствует военным предприятиям евреев. Страна к тому же слабо заселена: обжиты места у водоемов, плодородные долины, но они разделены целыми районами, горными или лесными, где нет никого и где можно утвердиться, почти не обнажая меча. Это именно то время, когда кочевые и полукочевые отряды ближайших родичей и часто врагов евреев племена Едома, Моава, Аммона утверждаются на этой земле и переходят к оседлой жизни. Евреи поступят так же, как они. 

Налицо, таким образом, все провиденциальные обстоятельства, при которых может осуществиться столь важное в духовном отношении событие: вступление народа, несущего в себе зачаток спасения, в Землю Обетования, избранную Богом для своею Воплощения. 

 

КНИГА ИИСУСА НАВИНА

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Для понимания любой книги надо прежде всего установить, к какому жанру она относится: историческая ли это книга, роман или эпопея. 

 

Из области истории... 

 

Историческая ценность книги Иисуса Навина не подлежит никакому сомнению: завоевание Ханаана евреями есть исторический факт. 

И способ завоевания вполне соответствует тому, что известно о евреях. Это настоящие варвары, гораздо менее цивилизованные, чем хананеяне, в чью землю они вторгаются. Данные раскопок показывают, что эта эпоха принесла с собой упадок во всех областях жизни: новые пришельцы не умеют строить, их керамические изделия чрезвычайно грубы; нет более привозных товаров, пришельцы незнакомы с торговлей и промышленностью. Это начало железного века, но евреи еще нескоро научатся плавить и обрабатывать железо. В этих условиях ход завоевания, как он изложен в книге Иисуса Навина, представляется совершенно правдоподобным. Вот некоторые его задачи и методы: 

1)              утвердиться в малообитаемых местах;  

2)              вступить в союз с некоторыми кланами (гаваонцы) или с встречающимися здесь группами сородичей; 

3)              использовать засады (Гай) и предательство  (Вефиль). 

Тактика элементарная: типичны ночные походы, внезапные нападения и преследования. Когда какой-нибудь город действительно хочет обороняться, его не могут взять. 

Евреи, по сути, не вооружены, но обладают мощным динамизмом, основанным на вере в обетование Ягве. Это и внушает священный ужас их врагам (Ис Нав 2.9-11). Иисус же Навин, сильный и незаурядный человек, истинный вождь, сумел воодушевить их и повести к победе. 

 

... представленной как эпопея... 

 

Итак, основа книги представляется весьма достоверной, книга эта действительно историческая. Но не следует искать такой же достоверности и в деталях. Здесь есть немало противоречий, и их наличие ценно само по себе, ибо доказывает, что не деталям учит нас Святой Дух. Кроме того, противоречия показывают полнейшую честность редактора, который предпочел оставить заметные расхождения, вместо того чтобы произвольно сглаживать их. 

 

... с точки зрения религиозной 

 

Книга проникнута великим религиозным энтузиазмом, что и сообщает ей эпический характер. Она стремится показать нам Бога действующим в истории по своему произволению, чудесным образом дающим своему народу ту землю, которая была ему обетована со времен праотца Авраама. Не детали, а мощный размах повествования передает общий взгляд и подчеркивает устремленность, которая по существу своему религиозна. 

Следовавшие один за другим редакторы, которые придали книге ее теперешнюю форму, жили при последних царях, затем во время плена и восстановления. Их современникам был знаком страх перед великой угрозой со стороны ассирийцев и халдеев, ужасы плена и непрочность положения после возвращения. Эта книга укрепляла их надежду на обетование, веру в Божье могущество и верность. Свою живительную силу книга сохраняла и для христиан на всем протяжении полной превратностей жизни Церкви. 

 

План книги 

 

Четко различаются три части: 

1)              завоевание Земли Обетованной — гл. 1-12; 

2)              раздел ее — гл. 13-21; 

3)              конец деятельности Иисуса Навина — гл. 22-24. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Завоевание Земли Обетованной 

 

1 — Это богословское введение представляет собою ключ к истории завоевания: Ягве дает страну тем, кто соблюдает его Закон. 

3-4 Обратим внимание на этот торжественный эпический тон. Палестина никогда не доходила до "великой реки Евфрата" и до Ливана, но разве не вся земля — Божья и разве "истинный Израиль" не распространился еще гораздо дальше, за границы Палестины? 

6-7,9,18 "Будь тверд и мужествен..." Отметим настойчивость, с какой здесь говорится о мужестве, необходимом для вождя, о том мужестве, которое требуется, чтобы овладеть Божиим даром. 

6-8 — В этом увещании повторяются последние советы, данные Моисеем Иисусу Навину (Втор 31.7-8); вообще все это место выдержано в духе Второзакония (ср. Втор 6.6-7) . 

12 Эти колена с позволения Моисея утвердились в Заиорданье, но с условием, что они присоединятся к своим собратьям, чтобы помочь им при завоевании. Иисус Навин напоминает им это обещание (ср. Втор 3.18-20; Числ32). 

 

2 — Раав 

 

9 Эти слова чрезвычайно важны: на войне моральное состояние сражающихся часто служит решающим фактором победы. 

11 Прекрасное исповедание веры, исполненное удивительной чистоты в устах этой ханаанской проститутки. Как мы увидим, эти слова дают ключ к продолжению рассказа (ср. Евр 11.31). 

 

3-4 Переход через Иордан  

 

В этом рассказе следует отметить очевидное желание представить Иисуса Навина продолжателем Моисея, а происходящие события — параллелью к событиям Исхода. Соответствующие места мы будем каждый раз отмечать, но об их религиозной ценности надо сказать немедленно. В истории спасения завоевание Земли Обетованной является событием столь же решающим, как Исход из Египта. Благодаря Исходу из Египта начал свое существование народ, благодаря завоеванию получают возможность существования нация и царство. Во времена Исхода чудесный переход по воде, который как будто должен был бы оказаться смертельным, на самом деле привел народ к жизни. Это чудо повторяется и при вступлении в царство. Все это служит прообразом крещения — ведь и христианское крещение погружает нас в смерть Христа, чтобы ввести затем в его Царство. Намеченная перспектива четко проявляется в богослужебном характере рассказа: вступление в Землю Обетованную представлено не как война, а как торжественное шествие целого народа вслед за ковчегом Завета. 

16 — На естественные причины этого чуда проливает свет рассказ одного арабского географа. 8 декабря 1267 г. до Р.Х. вода Иордана остановилась на десять часов именно в том месте, которое здесь указано. Произошло это из-за оползня, случившегося выше по течению. 

4 — Воспоминание об этом событии было связано с двенадцатью камнями, символизировавшими единство двенадцати колен. Здесь заметно желание: 

2-8 1) канонизировать древнее место доисторического культа, подобно тому как в наши дни миссионеры воздвигают статую на месте идола; 

9 — 2) очистить сам этот новый культ, когда увеличилась требовательность относительно единства святилища. Был издан закон, запрещавший поклоняться Ягве в иных местах, кроме Иерусалимского Храма. Тогда постарались поместить посреди Иордана, в недоступном месте, те камни, которые более раннее предание связывало с Иисусом Навином. Оба предания соседствуют, не сливаясь. Сравнивая их, мы можем проследить развитие религиозного воспитания Израиля. 

 

5 — Обрезание 

 

2-9 — Предание сохранило память об этом обрезании, совершенном при вступлении в Землю Обетованную. Религиозное значение этого рассказа очевидно, оно сохраняется и для нас: личное очищение необходимо для всех, кто принадлежит к народу Божьему и призван к сотрудничеству в деле Божьем. 

 

10-12 Пасха 

 

Эта торжественная Пасха соответствует Пасхе Исхода (Исх 12.1-28; 13.3-10). Одновременно она означает конец "эпохи манны" и кладет начало новому устроению: теперь не сам Ягве непосредственно питает свой народ, как это было в пустыне, но народ кормится плодами земли, "текущей молоком и медом". Нельзя забывать, что и при этом Бог в не меньшей мере проявляет свое всемогущество и любовь. 

 

13-15 — Явление таинственного вождя 

 

Для Иисуса Навина оно представляет собой явную параллель с Неопалимой Купиной Моисея (Исх 3.2-5); это событие утверждает подлинность его призвания и снова показывает, еще до начала военных действий, что народ ведет в битву сам Ягве. 

 

6 Взятие Иерихона 

 

Чтобы понять значение этого эпизода, одного из самых знаменитых в Священной истории, нужно вспомнить то, что было сказано об эпическом и богослужебном характере книги Иисуса Навина. Речь идет, несомненно, об историческом факте: при раскопках Иерихона, именно на уровне, который соответствует той эпохе, обнаружен толстый слой пепла, свидетельствующий о страшном пожаре, сопровождавшем завоевание (ст. 23). 

Но конкретное описание того, как был захвачен город, должно служить целям религиозного поучения. В этом описании отмечаются два момента. 

5-19 — Процессия обходит город в молчании, за которым следует громогласный воинственный клич, это повторяется в течение семи дней.  

3-8 — Священники под звуки труб обходят город, неся ковчег Завета. 

И в том и в другом случае подчеркивается, что землю завоевывает сам Ягве, присутствие которого символизируется ковчегом Завета. 

В ст. 24.11 Иисус Навин заявляет: "Стали воевать с вами жители Иерихона". Но этого не видно из рассказа о захвате города. Отсюда можно заключить, что этот рассказ не есть точный отчет о фактических событиях, он должен лишь подчеркнуть их религиозное значение, дабы поддержать веру, любовь и благодарность Израиля, а вслед за тем и нашу любовь, веру и благодарность Богу, который все направляет ко благу своих избранных. 

 

16 — Заклятие  

 

Обычай заклятия, то есть полного истребления побежденных и всего, что им принадлежит, отталкивает нас (по крайней мере в принципе, поскольку на практике при наших теперешних орудиях войны та же цель достигается с куда большим успехом, чем у древних с их примитивными средствами). В этом обычае несомненно чувствуются следы очень древних верований во вредоносные токи, которые могли исходить от врага и от всего, что ему принадлежало. Но при вере в истинного Бога этот примитивный мотив включается в проникнутое высоким смыслом восприятие абсолютного права Бога: Бог дает победу, однако при условии бескорыстия сражающихся, которые не должны извлекать из этой победы никакой материальной выгоды.  

В данном случае нужно еще подчеркнуть значение заклятия как меры, предохраняющей от опасности язычества: орудия и предметы обихода хананеян были настолько тесно связаны с идолопоклонством, что казалось безопаснее их уничтожить, чем использовать. Так Израиль с его жалкими примитивными орудиями должен был утверждаться в превратностях и бедности, охранявших, однако, чистоту его веры. 

22-24 — Раав спасена и причислена к народу Божьему. Родословная по Матфею (1.5) называет ее матерью Вооза, то есть относит к предкам Христа. Этот эпизод очень важен, он обладает поистине вселенским значением, ибо показывает, что "исключающие" законы имеют лишь временную и относительную ценность. Последние из язычников, подобно этой проститутке имеющие веру, могут стать частью народа Божьего. 

 

7 Нарушение заклятия  

 

7-9 Заступничество Иисуса Навина Это один из редких текстов, открывающих душу Иисуса Навина, его способ общения с Богом: он просит во имя славы Божьей и непрерывности Божьего милосердия как Моисей (Исх 32.11-13; Числ 14.13-19; Втор 9.26-29). 

 

19-26 Наказание Ахана 

 

Осквернившись тем, что проклято, виновный сам становится заклятым, и вместе с ним все, что ему принадлежит. 

Этим эпизодом подтверждается то, о чем говорилось в предыдущей главе: хотя Ахан и принадлежит к народу Божьему, он изгоняется из-за недостатка веры и послушания. Пусть в прикровенной и зачаточной форме, мы находим здесь все учение об "истинном Израиле". Это уже святой Павел: важна лишь вера, а не обрезание. 

 

8 Взятие Гая 

 

3 Тридцать тысяч человек! Как двенадцать тысяч в ст. 25... Эти впечатляющие цифры обусловлены жанром эпопеи они должны показать всю значительность события, важность его дня замысла Божьего, и их не следует понимать в плане точною отражения численности израильского войска. 

 

30-35 Жертвенник на горе Гевал у Сихема  

 

Объединение колен через торжественное возобновление Союза-Завета согласно предписанию Моисея. 

31 Жертвенник из цельных камней согласно очень древнему закону, выражающему заботу о сохранении природы такой, какой ее создал Бог. Ср. Свод Завета (Исх 20.25 и Втор 27.6). 

33 "Пришельцы" — здесь это не враги, а те, кто живет среди народа Израиля в качестве рабов, пленников, беженцев.  

"Природные жители" — это, разумеется, израильтяне. 

32-35 Автор считает нужным подчеркнуть — то, о чем говорилось во Втор 27, осуществилось на деле. 

 

9 — Гаваонцы  

 

Это рассказ о случае — вероятно не единственном, — когда проникновение в землю Ханаанскую осуществилось благодаря некоему союзу, договору, что, конечно, сильно отличается от завоевания силой оружия. Такой способ проникновения — "антипод заклятия”, он влечет за собой опасность всяческих компромиссов, и является нарушением строгих Божьих запретов. Поэтому о хитрости гаваонцев рассказывается со множеством подробностей, чтобы показать, насколько израильтяне невиновны и добросовестны. 

Кроме того, гаваонцы принадлежали к клану хурритов, а не хананеян и, вероятно, враждовали со своими соседями. Таким образом, эта история представляется вполне правдоподобной: гаваонцы ищут союза с новыми пришельцами, чтобы стать сильнее в борьбе со своими постоянными врагами. 

21-27 — «Дровосеки и водоносы». Для культа с его очищениями и всесожжениями требовалось много воды и дров, а значит — и много работников. В работники брали язычников из покоренных племен и военнопленных. Их называли «данными», так как они были «даны» Храму. Спустя несколько веков, после возвращения из плена, в списках вернувшихся их имена окажутся более многочисленными, чем имена левитов. К тому времени "данные" стали верными Ягве, после того как столь долго были его рабами. Здесь, как и в эпизоде с Раав Книга Иисуса Навина также открывает нам вселенскую перспективу. 

 

10 Завоевание юга 

 

Описание характеризуется уже знакомыми нам чертами. Завоевание юга Палестины представлено в широком ракурсе, и автор не останавливается перед упрощающими ситуацию обобщениями типа: "Никого не оставил, кто уцелел бы..." (ст. 40), не беспокоится о точности деталей — например, хевронский царь, уже убитый в ст. 26, оказывается убитым вторично в ст. 37. Не это важно — важно напоминанием о великих событиях прошлого поддержать надежду изгнанников, напомнить о могуществе и любви их Бога, который может совершать какие угодно чудеса, распоряжаться градом и повелевать солнцу... 

12-14 — Эти стихи следует воспринимать именно в таком плане, как отрывки из эпической поэмы, что будет гораздо более правдоподобно и удовлетворительно, нежели любые ссылки на какие бы то ни было метеорологические явления. 

 

11 Завоевание севера  

 

Тот же эпический стиль (ст. 4), тот же молниеносный успех. 18 — Лишь одна фраза говорит нам о том, что все это было, возможно, не так уж легко: "Долгое время вел Иисус войну..." 

 

12 Победная сводка  

 

Чтобы оценить подлинные масштабы завоевания, следует помнить то, что было сказано ранее о значении слова "царь" (см. гл. "Исторические условия"). Эти "царства" занимали территорию в несколько квадратных километров.  

10 — Кроме того, стремясь дать общий обзор, редактор перечисляет города, в его время входившие в состав Израиля, и при этом упоминает Иерусалим, который был вэят только при Давиде. Тот же прием встретится и в книге Судей (1.8). 

 

Распределение земли 

 

1-6 Страна, которую еще остается завоевать  

 

Несколько строк возвращают эпопею в скромные рамки исторической реальности: оказывается, значительную часть страны еще надо завоевать, ибо евреи утвердились лишь в нескольких пунктах. 

Стало быть, "раздел" следует понимать скорее как распределение между коленами сфер влияния, как распределение территории, на которых еще предстоит утвердиться окончательно. 

Отметим важное значение этих строк. Они уточняют смысл всей книги и помещены как раз посредине, "на стыке" героического, намеренно схематического повествования и следующего за ним "географического документа". 

 

7 Географический документ  

 

Документ такого рода в высшей степени интересен для географов и археологов. С деталями можно при желании ознакомиться по любому библейскому атласу. 

Однако гораздо важнее понять смысл.  

Как и в связи с другими подобными списками, родословными и т. п., прежде всего возникает вопрос — почему в Библию включены эти тексты, которые, как нам кажется, лишены всякого духовного интереса? Какова была тут цель Святого Духа? 

Это архивы народа Божьего: каждая семья бережно хранит документы на свое имущество, хотя и не читает их постоянно. Документы на впадение Землей Обетованной приобретают исключительное значение, когда народу-владельцу угрожают завоеватели, когда вторгаются враги, и особенно — когда этот народ находится в изгнании. В таких ситуациях все эти бесконечные перечни деревень звучат для людей как прекраснейшая песнь надежды. 

13-17 Вчитываясь в собранные здесь документы, мы видим, что после упоминания о владениях колен, уже утвердившихся к востоку от Иордана, автор все внимание уделяет трем большим коленам — прежде всего колену Иуды, а затем потомкам Иосифа — коленам Ефрема и Манассии. 

18-19 О разделе земли между остальными коленами говорится гораздо менее подробно. Это показывает "коэффициент" их значения в Божьем замысле: Иуда выдвинут на первое место, все внимание сосредоточено на нем, потому что он будет носителем верности подлинному ягвизму, носителем всей мессианской надежды — это колено даст жизнь Христу 

20 — Эта земля — святая: чтобы повиноваться Закону (Числ 35.9-29; Втор 19.1-13), отдельные города будут выделены особо и станут городами-убежищами. 

21 — Это земля, посвященная культу Ягве. Колено, избранное для служения, колено Левия, не имеет собственной территории. Ибо, согласно выражению, которое при новом Законе любят повторять все посвященные, "их часть есть Ягве". Текст несколько раз (13 14; 14.4 и др.) напоминает, что левитам ничего не выделено Эта глава перечисляет города, где живут левиты, — таким образом, повсюду в Израиле присутствуют представители того колена, которое своею "частью" имеет Ягве: Израиль есть народ святой 

43-45 — Список географических названий заканчивается строками, как бы приглашающими вникнуть в духовный смысл перечисленных даров и богатств: овладение землей окончательно завершилось, мир установлен, врагов больше нет, все обетования осуществились, "все сбылось". 

Малейшее знакомство со Священной историей — уже с последующими ее главами — ясно показывает, что в действительности такою полною осуществления не произошло, да оно и невозможно в земной жизни. Это наводит на мысль, что земля, о которой идет речь, земля реальная, чье описание столь обильно уснащено географическими названиями, — лишь прообраз, символ и залог совсем иной земли, той, которая обетована кротким. И царство, о котором говорится в таких выражениях, побуждает нас думать о вечном Царстве, том, которое не от мира сего и в котором действительно царит бесконечный мир при совершенном обладании всеми дарами Божьими. 

 

22 — Конец деятельности Иисуса Навина 

 

После этой дивной перспективы мира и обладания сразу же появляется первый симптом разрыва, угроза братоубийственной войны. 

1-10 Колена, утвердившиеся к востоку от Иордана, с благословениями направлены на свои территории, но они воздвигают жертвенник на берегу Иордана. Правда, в ту древнюю эпоху закона о единстве святилища, которого требует Второзаконие (гл. 12) , еще не существовало, но этот эпизод, вполне в духе книги Судей, уже обнаруживает некое соперничество, попытку установить своего рода монополию, обнаруживает непрочность того "всеизраильского" единства, которое в других местах книги Иисуса Навина всегда изображается нерушимым. 

 

23-24 Увещания Иисуса Навина  

 

Здесь чувствуется та просветленность, которая иногда нисходит на вождей в их смертный час. Иисус Навин предчувствует все измены Израиля — и последний редактор, живший несколько столетий спустя, без колебаний акцентирует это. 

 

24 Великое собрание в Сихеме  

 

Перец смертью Иисус Навин отправляется к священному месту, где Авраам воздвиг жертвенник (Быт 12.6-7) и где произошел первый сбор израильтян после их вступления в Землю Обетованную. Здесь он возобновляет Союз-Завет перед всем народом, пополнившимся теперь новоприобретенными союзниками (как, например, гаваонцы — см. гл. 9), которых не было у Синая. Этот Союз скрепляет религиозное единство, на котором основано единство всей конфедерации. 

2-13 — Иисус Навин напоминает народу все великие деяния Ягве, открывшегося в ходе истории. 

14-23 — Он ставит народ перед грозным выбором. Народ избирает Ягве. Пророческое вдохновение, пронизывающее эти страницы, сближает их со страницами Второзакония. Божье требование осознается здесь во всей своей полноте, но как трудно служить этому ревнивому, неуступчивому Богу, не желающему ни с кем делить свою власть... 

25-27 Союз-Завет возобновлен, о чем свидетельствует памятный камень, согласно обычаю, существующему со времен праотцев. 

29 "Сто десять лет" — цифры снова имеют символическое значение. Иисус Навин был в Израиле великим вождем, верным Ягве, и это выражается числом лет жизни, указывающим на широкое благословение Божье, однако все же меньшее, чем у Моисея, награжденного ста двадцатью годами.  

32 Это упоминание о погребении костей Иосифа имеет целью показать, что египетский этап полностью завершен: круг замкнулся, ибо тот, кто вызвал сынов Израиля в Египет, теперь сам покоится в Земле Обетования. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Коллективная солидарность и личная ответственность 

 

Книга Иисуса Навина в целом показывает нам весь Израиль действующим вместе и весь народ солидарным при любой индивидуальной вине. Именно это представление, должным образом очищенное и одухотворенное, перешло в христианство под названием "общение святых": мы ответственны за всех наших братьев, и каждый наш поступок, даже самый тайный, отзывается на всем едином Мистическом Теле. 

 

Отделение и вселенскость 

 

Чувство индивидуальной ответственности разовьется гораздо позже. Сейчас в расчет принимается только принадлежность к группе, коллективное существование которой должно быть сохранено во что бы то ни стало. Отсюда все заклятия и запреты по отношению к чужеземцам. 

Вот почему так важен эпизод с Раав, показывающий, что для спасения важнее всего личная вера. Язычникам открывается возможность стать частью народа Божьего, выявляется вселенская перспектива, окончательно утвержденная Новым Заветом:спасает вера, а не обрезание. 

Дар Божий и человеческие усилия 

Земля дана Богом — эти слова постоянно повторяются в книге, — и однако эту землю нужно завоевать. Дары Бога даются по его соизволению (кроткие наследуют землю см. Мф 5.5), но мы должны приложить и свои усилия. Наш ответ на появление дара состоит в овладении им, но для этого нужно употребить силу (см. Мф 11.12). 

Сила Божья служит Божьему народу, но только в меру его верности, а верность дело трудное (см. 24.19), особенно в период относительного покоя, следующего за войной. Для постоянства требуется больше сил, чем для первого натиска. 

 

Иисус Навин в истории спасения 

 

Имя Иисуса Навина, Йегошуа, — то же, что у Ииуса Христа. Иисус Навин ввел народ в Землю Обетования, завершив великое дело избавления, начатое Исходом: переход через Иордан повторяет переход через Красное море, вступление в Землю отмечается торжественной Пасхой. 

После плена, когда народ через пустыню возвращается в Священную Землю, его ведет, рядом с одним из потомков Давида, еще один Иисус, первосвященник. 

И наконец является последний Иисус, Христос, который, проведя свой народ через воды крещения, вводит его в свое Царство, и Царству этому не будет конца.