Символ 11/ 1984  

 

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ВТОРОЗАКОНИЯ 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Почему такое заглавие? 

 

Это заглавие, данное пятой (и последней) части Пятикнижия в переводе Септуагинты, означает "Второй Закон". Действительно, Книга представляет собой как бы воспроизведение законодательства, впервые данного евреям у горы Синай и в Кадесском оазисе. (Теперь Моисей вновь произносит эти заповеди в районе Моава, то есть на плоскогорьях, тянущихся вдоль восточной границы Палестины.) В особенности гл. 12-26 как бы повторяют и дополняют гл. 20-25 Книги Исхода.  

 

Своеобразие Второзакония 

 

Второзаконие — по существу своему книга веры. Это волнующий призыв жить с Ягве, истинным Богом. 

Повторяя историю Израиля, Книга выдвигает на первый план смысл событий, связанных с Исходом, пребыванием у Синая и завоеванием Ханаана. Она вскрывает значение Закона и ставит будущее в зависимость от верности ему. 

 

Литературный жанр  

 

Второзаконие обращается к сердцу. Это речи Моисея, обращенные к народу. Поэтому стиль Книги — ораторский, проповеднический, как у пророков Исаии, Амоса и в особенности Иеремии. Фраза обладает здесь такой силой, какая редко достигается в библейской прозе. Ораторский слог проникает даже в тексты законов, обрамленные речами, и полностью преображает их.  

 

Кто автор Второзакония?  

 

Эта Кни га — как бы духовное завещание, оставленное Моисеем народу после усыновления Синайского Закона. 

Известно, как свободно в древности (особенно у евреев) обращались с литера турной собственностью. 

Что касается Второзакония, то здесь, по всей вероятности, был использован чисто литературный прием, имеющий целью, согласно принятомуу семитов обычаю, присоединить относительно позднее законодательство к более древнему. "Второй Закон" вводится от имени Моисея, потому что продолжает его прежние законы и приспосабливает их к новым временам. Действительно, вновь произнесенные Моисеем законы воспроизводят законы периода Исхода, изменяя и даже полностью преобразовывая их в соответствии с положением, существовавшим во времена царей (см., например, законы о рабах, десятине, жертвеннике, единстве святилища). 

Эта переработка была осуществлена, по всей вероятности, в смутную эпоху после раскола, для восстановления духа Союза-Завета. Работа производилась на основе древних документов, новые тексты были включены в первоначальные, старые повествования. 

Текст Второзакония долгое время оставался неизвестным. Обнаруженный в одной из пристроек Иерусалимского Храма во времена царствования Иосии — в 622 г. до Р. X., — он послужил программой для важной религиозной и этической реформы, совершившейся после периода упадка и идолопоклонства. 

Советуем прочитать гл. 22-23 Третьей книги Царств.  

 

Близость к пророкам  

 

Она очевидна. Стиль Второзакония особенно напоминает стиль Иеремии, великого иерусалимского духоносца, во времена которого Второзаконие как раз и было найдено. Во многом оно тесно связано с учением пророков. 

Это целиком объясняется влиянием Второзакония на пророков конца VII века до Р. X. и эпохи плена и влиянием пророков на тех авторов, которые переработали, пересмотрели и обнародовали Второзаконие. 

Очень часто роль пророков заключалась в том, что они, таксказать, "актуализировали" страшные проклятия, которыми оканчивается Свод, и объясняли израильтянам, что это их религиозный синкретизм вызвал катастрофы, предусмотренные Второзаконием и теперь обрушивающиеся на несчастное Иудейское царство.  

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ  

 

Первая речь Моисея  

 

1.1-5 — Формула перехода, которая связывает настоящую Книгу с предыдущими и указывает на время и место действия. 

6-46 — Напоминание о событиях, отметивших странствование евреев по пустыне со времени ухода от Синая. 

2-3 — Явное вмешательство Божие. Благодеяния, а также строгости Бога Израилева указывают на его верность своему народу. 

4 — Здесь Моисей говорит о верности Израиля Богу и его Закону. Великолепное увещание призыв быть послушными Богу и сохранять верность древним законам Союза-Завета. Эта верность Израиля служит условием его величия и благосостояния. 

34 — Решительное утверждение единобожия. См. также ст. 39. 

6-8 — Восхищение Божиим Законом. Он справедлив, то есть в совершенстве приспособлен к требованиям общественной жизни и позволяет благополучно разрешать все затруднительные проблемы. Живя в послушании, израильтянин обладает мудростью, позволяющей ему различать истинные ценности, достигать их и благодаря этому добиваться успеха в жизни. 

15-19 — Второзаконие запрещает изображать Бога, а также каких-либо тварей, чтобы у человека не возникло соблазна поклоняться им. 

21-22 — Перспектива изгнания и потери Земли Обетованной вследствие неверности Израиля. Но также и возможность возвращения к Ягве и прощения. 

24 — Эта "ревность" есть избыток Любви. 

32-34 — Величие избранности Израиля. Бог избрал себе Израиль между всеми народами и дал ему знаки, чтобы постигать Божественное присутствие. Израиль должен все время помнить о своей избранности. 

34-40 — Библейский образ Божьего могущества. Новый призыв подчиниться Закону и изложение побуждений к этому.  

 

Вторая речь Моисея  

 

5 Десять заповедей 

 

1-22 — О них напоминается в начале речи. Они составляют основу Союза-Завета, обеспечивающего Израилю Божье покровительство. 

Обязанности по отношению к Богу связаны с обязанностями по отношению к ближнему. В отличие от других богов, требования которых ограничиваются областью культа, Ягве предъявляет людям требования нравственного характера. 

Впоследствии Христос не потребует ничего другого для жизни вечной (см Мк 10.17-20), но он даст своим верным благодать, позволяющую соблюдать заповеди

 

6 Волнующий призыв любить Бога 

 

Великолепный пример ораторского искусства. 

1-3 — Цель предписаний, которые следуют далее, — внушить Израилю дух истинной религии, которая заключается в совестливой покорности воле Божией. Верность Закону будет вознаграждаться долгой и счастливой жизнью, а также многочисленным потомством. 

4 — Решительное утверждение чистейшего единобожия: Ягве для Израиля — единственный Бог. Первые два слова этого стиха дали название молитве, читавшейся в Храме и в синагогах уже во времена Господа нашего Иисуса Христа (см. Мк 12.29). Позже евреи стали читать ее дважды в день. Это больше чем молитва, это — исповедание веры. 

5 — Так как Ягве для Израиля — единственный Бог, его надо любить безгранично, и это есть первый долг. Любить его всей силой своего ума, всей пламенностью своих чувств и желаний. Чтобы еще больше подчеркнуть напряженность этого чувства, добавлено: "всеми силами своими". 

Это и есть основное предписание, характерное для Второзакония. Конечно, страх Божий остается, но это уже не страх перед неведомой силой, о которой неизвестно, благотворна она или нет. Это благоговение перед величием Всевышнего. 

Это формула, которую произносит книжник, когда Христос спрашивает его об основном законе иудаизма. И Христос перенимает эту великую заповедь любви, чтобы сделать ее первою заповедью (см. Мф 22.37), той, от которой зависят все остальные (ст. 40) и которая подводит итог им всем (ср. Рим 13.8-11). Прочитав эти строки, остается навсегда отбросить ложное и мелочное представлениео Ветхом Завете как "Законе страха". 

6-7 — Это основное предписание должно быть начертано в сердцахи оставаться в них запечатленным навсегда, точно выбитым на камне. 

8-9 — Его следует носить на руке и на лбу, помещать на дверных косяках, чтобы оно служило "знаком", напоминанием об обязанно стии соблюдать эту заповедь. Все это должно внедрить в сознание людей идею необходимости постоянно следовать этому предписанию (вспомним надписи у входа в дом и татуировки в честь того или иного божества, встречавшиеся, например, в Египте). Впоследствии, в иудейскую эпоху, это предписание стало пониматься буквально, откуда и пошло ношение филактерий (особого рода коробочек, или футляров, прикрепленных к ремням и содержащих куски пергамента с цитатами из Закона). 

10-12 — Моисей по опыту знает непостоянство Израиля. Он опасается соблазнов легкой жизни в Ханаане и притягательной силы ваалов, от которых, согласно хананейским верованиям, зависело плодородие земли и семейное благосостояние. Ссылка на рабство в Египте должна напоминать евреям о мощи и благоволении Ягве. 

13 — Три основных религиозных долга: страх, отправление культа (главным образом жертвоприношения), клятва именем Ягве (способ признавать его верховное достоинство, ибо клянутся тем, кого считают высшим и достойнейшим). 

В древнееврейском слово "бояться" имело не тот смысл, что в наших современных языках: оно означало "воздавать кому-нибудь религиозный долг послушания и уважения". 

14-15 — Поклонение чужим божествам запрещено: не должно "следовать" им, Ягве этого не терпит. Он — Бог ревнивый; это означает, что он не допускает никакого "дележа" в поклонении и не терпит для своего народа никаких компромиссов. 

16-19 — Сомневаться в могуществе Ягве, испытывать его, чтобы судить об истинности и действенности Божиих обетований (как поступили евреи в Массе — см. Исх 17.1-7), — значит проявлять по отношению к нему недоверие, равносильное оскорблению его могущества и его благоволения, столько раз им доказанных. Это значит вступить на путь отступничества, потому что таким образом проявляется больше доверия к другим богам. 

20-25 — Свидетели событий, сопровождавших уход из Египта и путешествие по пустыне, должны позаботиться о том, чтобы объяснить своим детям, почему они подчиняются Закону Ягве. Детям следует внушить, что это подчинение есть свидетельство благодарности за благодеяния Божии, позволяющие надеяться на дальнейшие благодеяния.  

Это дает право не только на Божие милосердие, но и на то, чтобы считаться в глазах Божиих праведниками, поскольку условия Союза-Завета точно соблюдаются. Эта верность принесет осуществление тех обетовании, которые Ягве с нею связал, в особенности его благосклонное покровительство. 

Вся эта великолепная глава уже связана с учением пророков и как бы предшествует творениям святого Павла.  

 

7 Израиль как народ освященный 

 

1-6 — Избранничество Ягве делает Израиль народом освященным (святым), то есть народом выделенным, совершенно отделенным от других. Он должен избегать всяческой нечистоты, которая могла бы повредить его верности и его традициям, избегать союзов и браков с представителями других народов. Повеление уничтожить хананеев и предметы их нечестивого культа. Это еврейский "херем": истребление всего живого, людей и животных, и передача Ягве всех богатств. Чтобы по справедливости оценить это повеление, надо перенестись в ту среду и постараться понять его суть. Моисей разделяет взгляды своего времени и не останавливается перед кровавым насилием, когда затронута судьба его дела — спасения народа Божия. Это принятые в то время законы войны. 

7-8 — Избранность Израиля определяется не его численностью и не его праведностью, а Божией Любовью и верностью тем обетованиям, которые были даны предкам Израиля. Второзаконие ярко показывает любовь Ягве к Израилю (тема пророка Осии). 

9-11 — Если действие благости Ягве распространяется на "тысячу поколений", то ненавидящих его он поразит "в лице их", то есть поразит именно тех, кто на его любовь отвечает ненавистью и на его верность — непокорностью. Впрочем, это наказание может коснуться и следующих поколений. Во Второзаконии уже появляется понятие личной ответственности, которая, однако, еще не настолько противопоставляется ответственности коллективной, как в дальнейшем у Иеремии (31.29) и в особенности у Иезекииля (18). 

12-16 — Кроме своего покровительства, Ягве обещает верным ему и мирские блага: здоровье и благоденствие, а в особенности плодовитость семьи, стад и земли. Мы все еще в стадии мирского, то есть земного вознаграждения. Однако здесь видна трогательная и глубокая мысль: самые скромные материальные блага есть проявление Божией любви к человеку. 

17-24 — Бог обещает избранному им народу свое покровительство. Израиль не должен бояться ничего: как бы ни были сильны его враги, с ним Ягве, который его поддерживает.  

 

8 Испытание пустыней 

 

1-6 — Испытания пустыней были не столько наказанием, сколько знаком Божией заботы об Израиле. Они воспитывали в нем смирение, упование на Бога и покорность ему. 

7-10 — Красочное описание Земли Обетованной. По выходе из пустыни Ханаан представляется евреям садом блаженства. При силе этого изобилия Моисей опасается гордыни и неблагодарности своего народа. Поэтому он напоминает ему о прошлых благодеяниях Ягве избавлении от египетского рабства и страхов, связанных с блужданием в пустыне. Несмотря ни на что, нужно всегда различать руку Божию в событиях, которыми только Бог и распоряжается; на щедроты Ягве нужно отвечать благодарностью, хвалой и покорностью его предписаниям. 

19-20 — Торжественное предупреждение: если бы евреи забыли своего Бога, то Ягве стал бы обращаться с ними, как с языческими народами.  

 

9 У Израиля нет никаких заслуг 

 

Земля Обетованная есть дар Божий. Она дается Израилю не в силу каких-либо его добродетелей, наоборот, она передается народу "жестоковыйному", то есть непослушному, наподобие упрямого животного не склоняющему головы. Второзаконие настаивает на том, что избранность Израиля целиком зависит от Божьего соизволения. Здесь уже намечается понимание Божьей благодати как дара, не зависящего от человеческих заслуг. 

24 — "Знать" в том смысле, в каком знают друга. У Хорива Бог и Израиль вступили в отношения тесной близости. 

Моисей — посредник: он искупает свой народ и заступается за него, будучи в этом прообразом Христа, просьбы которого всегда исполняются (см. Ин 11.42).  

 

10 Ковчег Завета  

 

1-9 — Ковчег Завета — место присутствия истинного Бога — содержит только скрижали Закона как выражение Божьей воли. Ягве отвергает статуи и желает оставаться духовным Богом. Учреждение священства левитов.  

12-13 — Во Второзаконии нет проповеди обманчивого сентиментального благочестия. Любить Бога означает наполнить душу боязнью и верностью, идти путем, который указывает Бог. Эта любовь доказывается действиями, соблюдением заповедей. Красота заповедей, которые учат любить Бога так, как должно. В этой любви к Закону нет никакого фарисейского формализма, она сливается с любовью к Богу. Впоследствии Христос в четвертом Евангелии так же объединяет любовь к Богу и соблюдение заповедей (см. Ин 15.10). 

16 — Обрезание было знаком принадлежности к народу Ягве (см. Быт 17 II).Но, действительно, быть связанным с Ягве — значит творить его волю. Следовательно, этим знаком должны быть отмечены и духовные качества человека, его "сердце", по древнееврейскому выражению, — то есть надо перестать быть непокорным, перестать ожесточать свое сердце.  

 

11 Новый призыв к любви и послушанию 

 

Следует правильно понять уроки, вытекающие из дел Божиих, дел, свидетелями которых израильтяне стали при уходе из Египта и впустыне. Главный урок — покорность, вдохновляемая искренней и всепоглощающей любовью. Таково основное условие для овладения Землей Обетованной и для долгой счастливой жизни в ней. 

Ягве — единственный податель благ, следовательно, нельзя забывать его и обращаться к хананейским богам плодородия. Закон есть наследие, которое израильтяне должны сохранять, и выражение Бож иих повелений, которые они должны выполнять. 

26 — Благословения и проклятия повторяют все сказанное ранее. Чтобы сделать их доходчивее, Моисей связывает с ними две горы, находящиеся в центре Ханаанской земли. Эти две горы будут напоминать народу о торжественных предупреждениях Ягве.  

 

Свод Второзакония  

 

Быстрое, но достаточно детализированное повторение основных пунктов Моисеева законодательства.  

 

12 Законы, относящиеся к культу 

 

2-3 — Второзаконие стремится обеспечить защиту ягвизма уничтожением мест хананейского культа (культа плодородия, приводившего к безнравственности). 

4-12 — Защите ягвизма служит и закон о единстве святилища: один культ и один храм, подобно тому как есть только один Бог. 

При наличии многих святили щ Израиль подвергает ся искушению подражать различным хананейским культам. Поэтому Второзаконие запрещает традиционные места поклонения — " высоты" (Исфиль, Сихем, Хеврон и т. д.), где праотцы совершали свои жертвоприношенияи воздвигли памятные камни. 

5 — Эта абсолютная централизация осуществляется, разумеется, в Иерусалиме, в Храме. 

13 — Предупреждение относительно лжепророков.  

 

15 Любовь к ближнему и общественная мораль  

 

Любовь к Богу естественным образом ведет за собой любовь к ближнему. Во Второзаконии важное место уделено вопросам общественной морали. Этим выражается любовь к ближнему. 

7-11 — К слабым и больным следует применять более гуманные и мягкие меры. 

11 — Фраза, впоследствии процитированная в Евангелии от Иоанна (12.8). Как видим, она представляет собой не пророчество, а констатацию печального факта. 

12-14 — Каждые семь лет рабы должны отпускаться на волю, если не будет формального отказа с их стороны. 

15 — Каждые семь лет должны прощаться все долги. Это позволяет тем, кто находится в стесненных обстоятельствах, воспользоваться богатством других. Однако под "ближним" здесь по-прежнему подразумевается соотечественник, в крайнем случае — чужеземец, прочно обосновавшийся в Палестине, но никогда не враг народа Божия. Лишь Христос в дальнейшем окончательно разовьет это понятие.  

 

16 Религиозные праздники  

 

Их три. 

1-4 — Праздник Пасхи и опресноков. По всей вероятности, первоначально эти праздники не были связаны с религиозной жизнью. Но ягви зм насытил их глубоким духовным смыслом, связав их с десятой казнью египетской и с исходом из Египта. Это религиозная вершина израильского года. 

9-12 — Праздник седьмиц (потому что он бывает через семь недель после Пасхи). Он получает название праздника жатвы, а позже — Пятидесятницы. Его цель — благодарить Бога за его мирские "благословения" — за плодородие земли и урожай.  

13-15 — Праздник кущей Второзаконие связывает его со сбором винограда. Его церемониал здесь подробно не описывается. 

16 — Эти праздники обычно сопровождаются жертвоприношением и, следовательно, паломничеством в Иерусалим как единственное место культа. 

Как мы видим, эти израильские праздники тесно связаны с земледельческим циклом ( первины, жатва, сбор винограда) и с чередованием времен года (весна, лето, осень). Но они всегда служат средством возблагодарить Бога и подтвердить посредством жертвоприношений его верховную власть над каждым. 

16.1 9-17 .7 — Возвращение к гл. 13: наказания за извращения Закона и кул ьта, в особенности предупреждение против поклонения звездам (воинству небесному), которое распространялось в Иудее под ассирийским влиянием. 

8 — Учреждение суда левитов. Избрание царя. 

20 Ягве не против установления монархии, но оно чревато опасно стями, может привести народ к идолопоклонству (примеры: Иезавель, Офолия). Следует принять меры предосторожности. 

18.9-22 Колдовство и магия воспрещаются. Божию волю и Божию тайну можно узнать только через пророчество.  

 

19 Закон кровной мести  

 

Речь снова идет о законе кровной мести. Израильское общество еще не вышло из стадии "частного отмщения". Наказывать за убийство человека надлежит не творящему правосудие государству, а кровному мстителю ("гоэлю"), близкому родственнику убитого. Мститель одновременно и покровитель. 

1-13 — Учреждение городов-убежищ — это уже некий зародыш судопроизводства. 

15-20 — Еще один элемент судопроизводства. 

14 — Очевидно, этот прием часто использовался в древнем Израиле для округления владений — Библия упоминает его многократно.  

 

20 Законы о войне  

 

Эти особые предписания Второзакония имеют целью запретить жестокие, варварские обычаи, которым часто следовали другие древние народы. Второзаконие пытается, так сказать, очеловечить правила ведения войны. 

1-9 — Следует особо заботиться о молодых воинах, проявлять к ним снисходительность.  

 

21 Преступления и проступки  

 

1-9 — Законодатель возвращается к преступлениям и правонарушениям. Он стремится избежать того, чтобы семья пострадавшего слепо применяла право мести, хотя эта месть и является ее долгом Он не изобретает нового решения, но несколько меняет уже существующее, стремясь внести в него идеи Второзакония. 

10-23 — В связи с законами о войне намечаются вопросы семейного и брачного права.  

 

22 Различные предписания  

 

1-12 — Древние постановления, которые теперь слегка изменены в свойственном Второзаконию духе братства. 

13-29 — Законы о браке. 

23.10-14 — Законы, связанные с постановлениями относительно войны и отвечающие тому же духу Второзакония. 

15-23 — Защита слабых. 

24-25 — Отметим с восхищением реализм этих установлений и проявленное в них знание психологии: можно мимоходом поживиться в винограднике или на неубранном поле. Впоследствии апостолы воспользуются этим разрешением во время своих странствий по Галилее (см. Мк 2.23). 

24.14-15 — Некоторые социальные категории пользуются особым благоволением законодателя: это вдовы, сироты, а также люди, имеющие малые доходы. 

19-21 — Разрешение подбирать то, что останется после жатвы. Все, что не убрано при жатве, принадлежит "сироте и вдове". 

25.5-10 — Закон левирата.  

 

26 Ягвистские ритуалы  

 

Конец Свода, как и начало, составляют предписания относительно центр ализации культа и земледельческой обрядности.  

 

Третья речь Моисея 

 

Предписания, относящиеся к возобновлению Синайского Союза-Завета, то есть договора, связавшего народ с Ягве. Это возобновление стало необходимым сразу же после вступления евреев в Землю Обетованную, потому что старое поколение, бывшее свидетелем торжественного договора, исчезло полностью. 

27 — Распоряжения об обрядах, связанных с возобновлением Союза-Завета. 

28 — Обещание благословений верным и проклятий грешникам. Нагнетением этих проклятий автор достигает подлинно трагического величи я. Это место следует сравнить с великими пророчествами, где пароду предрекаются худшие бедствия, если он отойдет от Ягве. 

29-30 — Настойчивое увещание возобновить Союз-Завет. 

29 — Для понимания путей Божиих нужна Божия "милость", открывающая сердца. 

30.11-14 — Этот закон, высочайший, так как он приближает к Богу, в тоже время вполне осуществим для человека, обладающего доброй волей. 

15-20 — Речь заканчивается очень торжественным и очень настойчивым предупреждением. Образ "двух путей", который впоследствии будет принят христианством: жизнь и счастье или смерть и несчастье. Наличие такого выбора подчеркивает значение человеческой свободы и ответственности.  

 

Кончина Моисея  

 

31 Последние действия Моисея  

 

Избрание в преемники Иисуса Навина; священникам и старейшинам поручается возвещать евреям Закон и следить за его исполнением; приказ написать "песнь во свидетельство" и научить ей детей И зраилевых.  

 

32 Песнь Моисея  

 

Хвалебная песнь, воспроизводящая историю Израиля; в ней подчеркивается снисходительность и верность Ягве и самомнение избранного народа.  

 

33 Благословение Моисея 

 

Под конец Моисей произносит над каждым из колен благословения, аналогичные тем, которые Иаков, умирая, обращал к своим сыновьям — предкам двенадцати колен.  

 

34 Краткий рассказ о смерти Моисея  

 

С горы Нево старец видит Ханаанскую землю вокруг Иерихона и дальше. Этот взгляд вдаль заменяет ему вступление в Землю Обетованную, куда Господь не допускает его из-за его "вины". На этой вершине, видя перед собой Землю Обетованную, он умирает в возрасте ста двадцати лет. 

10 — "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу".  

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ  

 

Место Второзакония в истории спасения  

 

Второзаконие представляет собой очень важный исторический этап в развитии Откровения. 

Действительно, начиная с IX века до Р. X. вера Израиля переживает серьезный кризис, третий на протяжении его истории (после кризисов в пустыне и в эпоху судей). Национальное единство разрушено расколом, который разделил страну на два соперничающих царства, каждое со своей столицей, — Самарией на севере и Иерусалимом на юге. Этим внутренним разделением подрывается и единство религиозное. Чувственные культы ханаанских богов и культы в местных святилищах Ягве ставят под угрозу самые основы Синайского Союза-Завета. С другой стороны, политическое положение, отягощенное внешней опасностью со стороны Египта и Ассирии, способствует назреванию социального кризиса: образуются руководящие классы, которые угнетают народ. 

Перед лицом этих извращений Второзаконие сводит воедино все то, что высказывалось пророками.  

 

Характерные черты второго религиозного законодательства  

 

Оно основано на убеждении, что народ, освобожденный Богом из египетского рабства, должен вести жизнь, достойную такого исключительного благодеяния. 

Местами Второзаконие слово в слово повторяет законы, содержащиеся в Синайском своде Завета, приводит текст десяти заповедей. Но в большинстве случаев оно перерабатывает или дополняет эти древние законы. 

Его важнейшее нововведение — это закон о единстве святилища. В этой абсолютной централизации культа оно видит сильнейшее средство защиты единобожия. 

Оно утверждает закон мирского воздаяния. 

Соблюдение Закона Ягве вознаграждается хорошими урожаями, долгой жизнью в добром здравии и победами на войне. Как почти всюду в Ветхом Завете, во Второзаконии нет никаких намеков на загробное воздаяние. 

Здесь право становится более человечным, усиливается заметный уже в Синайском своде Завета элемент прогресса, отличающий законы Моисея от законов кочевников, приведенных в Книге Бытия. Главное же, право оживляется новым духом: отношения между Ягве и его народом и израильтян между собой должны быть основаны на взаимной любви.  

 

Духовное значение Второзакония для нас, христиан  

 

Второзаконие выражает религию Израиля во всей ее чистоте. Для него характерно глубокое благочестие по отношению к Ягве. Единый Бог есть отец для своего народа, любимого им. Божий закон — это дар отеческой любви, приносимый отцом дабы воспитать свое дитя и повести его к счастью. Великие деяния прошлого служат для надежды народа непоколебимой опорой. 

Второзаконие утверждает внутреннюю религию. Оно провозглашает первенство Духа над Законом, святость Бога, мерзость греха, надежду на мессианское спасение. 

Оно дает как бы первый набросок Христова закона любви, углубляет в сердцах его ожидание и намечает черты Царства Божия в духе и истине. 

Это более чем свод законов, это краткий итог религиозной жизни. 

Это самая христианская из книг Ветхого Завета.