Символ 11/ 1984   

 

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ЧИСЕЛ 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Почему это странное заглавие?  

 

Греческий переводчик озаглавил так четвертую книгу Моисеева Пятикнижия потому, что в ней содержится много цифровых сведений. Действительно, мы находим здесь данные двух переписей, проведенных во время Исхода (гл. 1-4.49 и гл. 26), и на всем протяжении повествования много внимания уделяется цифровым уточнениям. "Числа" действительно придают этой книге некий особый облик.  

 

Что содержит эта книга?  

 

Она представляет собой продолжение Исхода. В ней рассказывается о путешествии израильтян по пустыне, начиная с последних месяцев, проведенных у горы Синай, и кончая кануном их вступления в Землю Обетованную. В этой книге продолжается "эпопея предков". Стало быть. Числа (подобно, впрочем, всему Пятикнижию) следует воспринимать как национальную и религиозную эпопею, где изложение исторических эпизодов чередуется с законодательными предписаниями и кодификацией существующих обычаев.  

 

Характер книги  

 

Это не назидательная история. Годы кочевой жизни полны ропота и мятежей, за которые Бог сурово наказывает. За исключением двух человек, никто из живших в Египте не войдет в Ханаан.  

Однако, несмотря на свое непостоянство, избранный народ остается объектом милосердия и особого внимания Божия. По-прежнему он народ Божий и в нем, хотя и медленно, с трудом, но непрерывно, подготавливается Воплощение и религия Иисуса Христа, Спасителя всех людей. Советуем перечитать 1 Кор 10.1-6.  

 

Литературный жанр  

 

Кажется, что книга составлена из разнородных элементов, следующих один за другим без логической связи. 

Дело в том, что Книга Чисел, как и все остальное Пятикнижие, не была создана в один прием. Она — результат долгого литературного труда. Наряду со сравнительно поздними законодательными постановлениями в ней содержатся и очень древние фрагменты. С сухими юридическими текстами соседствуют живые рассказы. Все эти отрывки принадлежат к самым разным литературным жанрам. Главное же, в Книге Чисел мы снова находим три предания — ягвистское, элогистское и священническое, которые последний редактор слил воедино и представил как одно целое.  

 

Кто автор Книги Чисел?  

 

Сказанное нами о других частях Пятикнижия относится и к Книге Чисел. Основа Книги принадлежит Моисею (что не исключает использования Моисеем более древних источников). 

Эта Моисеева традиция передавалась сначала устным путем, затем письменно, через ягвистское, элогистское и священническое предания. Большая часть книги восходит к последнему. А оно идет от священников Иерусалимского Храма, от которых, через Садока, прослеживается линия к Аарону, и следовательно к Моисею. Заметны многочисленные точки соприкосновения Книги Чисел с Книгой пророка Иезекииля. Весьма вероятно, что один из редакторов Книги Чисел испытал влияние великого пророка и в свете его откровений заново продумал израильские предания, сообщив им новую глубину, позволяющую предвидеть новозаветное богословие о Церкви. Эта работа, возможно, происходила во времена плена и совершалась с мыслью о новом Исходе, которому предстояло восстановить очищенный испытанием Израиль в обладании Божественным наследием. 

Некоторые дополнительные законы, в высшей степени практического характера и очень тщательно разработанные, были составлены, по-видимому, после возвращения из плена, может быть в эпоху Неемии и Ездры, в связи с потребностями и трудностями происходившего тогда восстановления. Но и эти законы могут быть названы Моисеевыми, поскольку они были задуманы в духе великою законодателя и основываются на его творчестве. 

Итак, окончательная редакция Книги Чисел сохраняет глубок у ю связь с Моисеем. Это выражается не только внешне, в постоянных ссылках на его авторитет, но и внутренне, в содержании, которое Аароново священство, верное чистому ягвизму, предохранило от всякого "заражения" культами Ваала.  

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ  

 

Перед выходом в путь  

 

Пребывание у горы Синай продолжалось около года. Период, рассматриваемый в Книге Чисел, составляет девятнадцать дней. Моисей готовится двинуться всем лагерем дальше. 

Тема: единство народа Божия. Разнородную толпу (см. Исх 12.37) Моисей преобразовал в общество с четкой социальной и религиозной структурой. Оно начинает сознавать свое призвание "народа Ягве". У горы Синай происходит формирование избранного народа: он получил определенное законодательство и теперь ему требуется территория. Через Ханаанскую пустыню Моисей поведет его к Земле Обетованной.  

 

1 Перепись 

 

Данные переписи колен Израилевых сознательно преувеличены. На Древнем Востоке допускались такого рода операции над цифрами (мы об этих операциях знаем очень мало). 

2 — Порядок, которого следует придерживаться при постановке лагеря и в походе. 

3 — Отметим привилегированное положение колена Иудина: оно ставит лагерь первым и его стоянка располагается "лицом к солнцу" (символу Христа). 

3-4 — Место левитов в общине. 

5-6 — Различные законы о священстве. 

6.22-27 — Прекрасная формула благословения. 

7-8 — Последние приготовления перед уходом.  

9 — Присутствие Ягвесреди его народа в скинии собрания. Оно выражается в явлении над скинией облака, которое и дает сигнал к уходу. Жизнь Израиля есть жизнь в постоянном единении с Ягве и в полной покорное ж его повелениям, которые передаются через это облако, беспрестанно напоминающее и о его присутствии, и о его таинственности и духовности. 

10.29-32 Уход. Ховав, которого Моисей считает лучшим проводником, отказывается идти со всеми. 

33-34 Как и уход из Египта, путешествие по пустыне основывается на вере Моисея в слово Ягве. 

35-36 Богослужебные формулы. Ковчег Завета — престол Яг ве находится во главе каравана, который ведет сам Ягве.  

 

От Синая до Кадеса  

 

Израильтяне направляются прямо к Ханаану. Переход через пустыню Фаран, от горы Синай до Кадесского оазиса, занимает одиннадцать дней. 

Тема: ропот народа. Несколько раз народ ропщет из-за пищи и трудностей пути. Уже эти первые перипетии чреваты угрозами единству народа Божия. Но мощь Ягве торжествует над робостью его народа. 

11.1-3 — Недалеко от горы Синай, в месте, названном "Тавера", эти жалобы вызывают гнев Ягве, поражающий народ Божественным огнем. 

4-32 — Людям надоела манна, они требуют мяса. Необыкновенное появление перепелов. Представим себе эту поразительную картину: на двадцать километров вокруг лагеря дичь образует ковер толщиной в метр, то есть на каждого человека приходится не меньше двадцати тысяч перепелов. Этот эпизод представляет собой типичный пример эпического повествования. Перепела каждый год пересекают Палестину и север Синайского полуострова. Евреи-кочевники охотятся на них. 

33-34 Неудивительно, что обжоры умирают. Такая невоздержанность в еде действительно может вызвать массовую гибель. 

24 — Устав от ропота своего народа, Моисей выбирает семьдесят старейшин, чтобы те помогали ему в делах управления. 

12 — Бунт Аарона и Мариам против брата. Чудесное наказание Мариам (проказа). Ягве подтверждает власть Моисея. 

13 — Евреи достигают юга Ханаана. Их соглядатаи появляются в Хевроне, около гробницы Авраама. Моисей, намеревающийся приступить к завоеванию Ханаана, посылает их разведать дорогу и "высмотреть землю". Их донесение весьма пессимистично: завоевать Ханаан практически невозможно, так как живущий там народ очень силен, а стены городов хорошо укреплены. Воображение бывает способно представить ту или иную задачу невероятно трудной. 

27 — Однако Ханаан показался этим кочевникам дивно плодородным. Отметим известное выражение: "земля, текущая молоком и медом". Такая характеристика вполне могла прельсти, кочевников. 

14 — Разражается бунт. Евреи говорят о том, что нужно назначить другого вождя и вернуться в Египет. Наказание разведчиков (за исключением Иисуса Навина и Халева, которые возражали против преувеличенных опасений своих товарищей). 

40 — После трусливой нерешительности — самоуверенность: теперь все хотят проникнуть в Ханаан несмотря на запрет Моисея. Слишком поздно: эффект неожиданности утрачен, местные жители остерегаются. Евреев разбивают под Хормой (приблизительно в сорока километрах к северу от Кадеса). 

22-24 — Поскольку народ в пустыне продолжает роптать и сожалеть о спокойной жизни в египетском рабстве, Моисей решает, именем Божиим, что ни один из тех, кто в зрелом возрасте вышел из Египта, не вступит в Ханаан. Исключение будет сделано лишь для Иисуса Навина и Халева.  

 

Пребывание в Кадесе  

 

Тема: поколение недовольных должно исчезнуть до вступления в Землю Обетованную. Пребывание в Кадесе продлится более тридцати лет. Некоторые все время остаются там, но большинство странствует в окрестностях. По всей вероятности, периодически все возвращаются в Кадес, ибо там находится ковчег Завета, поддерживающий единство народа Божия. 

15 — Там же Моисей продолжает законодательную деятельность, уточняя свои законы. По-видимому, в Кадесе их начали применять на практике. 

16 — Бунт Корея, Дафана и Авирона. Наказание. Здесь, скорее всего, слиты воедино два рассказа: один о бунте колена Рувимова (носившем политический характер), другой — о бунте Корея (религиозном). Оба происходили после неудачной попытки проникнуть в Ханаан, но в разное время. 

37 — Из кадильниц бунтовщиков делаются листы для покрытия жертвенника — они священны, так как к ним прикоснулся Божественный огонь.  

32 — Те, кто ропщетно поводу наказания Корея и его отряда, в свою очередь наказаны. 

17 — Бог, совершив чудо, подтверждает священство Аарона. 

12-13 — Ужас израильтян. 

18— Распоряжения относительно служения и доходов священников и левитов. 

19— Закон о бочищении, если причиной осквернения было прикосновение к мертвому.  

 

20 Вина Моисея и Кадесская тайна  

 

2-5 Израильтяне находятся в пустыне Син. Им не хватает воды. Подымается ропот. 

7-8 — Ягве повелевает Моисею взять чудесный жезл и приказать скале дать воду. 

12 — За этим следует нечто странное. Ягве упрекает Моисея и Аарона за то, что они недостаточно верили в него. Они будут лишены чести ввести народ Божий в Землю Обетованную. Суровость наказания предполагает соответственно значительную вину. В чем же провинился Моисей? 

То, что он дважды ударил в скалу и перед этим обращался к израильтянам, не может оправдать этого тяжкого обвинения и сурового наказания. 

Должно быть, произошло какое-то важное событие, которое вначале было известно всем, но потом замалчивалось из уважения к великому израильскому законодателю. 

К тому же весь период пребывания в Кадесе как будто окутан некоей тайной. Рассказывающие о нем тексты мало связаны между собой и носят нарочито неполный характер. Так, например, от второго года Исхода внезапно следует переход к сороковому. Коротко говоря, нам многое сообщают о том, что происходило до первой остановки в Кадесе, то есть подробно рассказывают о периоде, который длился чуть больше года, но у нас очень мало свидетельств о том, что происходило затем в течение тридцати восьми лет. Кажется, что пребывание в Кадесе хотели прикрыть некоей завесой тайны. 

Эту завесу мы можем слегка приподнять, читая обвинения пророка Амоса (5.25-26), повторенные в Деяниях Апостолов (7.42-43). Пророк упрекает израильтян за то, что в течение сорока лет в пустыне они не приносили Ягве ни жертв, ни хлебных приношений и вместо этого стали служить разным идолам. Заметим, что и обрезание, этот основной обряд ягвизма, в это время также не совершалось; стало быть, речь идет, по-видимому, об общем отступничестве. Весьма вероятно, что нарочитая неясность этих глав скрывает позор избранного народа. Можно предположить, что вина Моисея, также пройденная молчанием, как-то связана с этим отступничеством народи. К томуже обе провинности были совершены в Мериве. Дело могло быть в отсутствии доверия и в глубокой подавленности.  

 

На пути к Земле Обетованной  

 

Тема: движение народа Божия вперед несмотря на противодействие и препятствия. 

20 — Когда Моисей видит, что из старого поколения никого не осталось, а новое достигло зрелого возраста, он возврашается к своим планам проникновения в Ханаан. Оно начнется с востока, поскольку южная дорога закрыта. Поэтому он просит едомского царя пропустить израильтян, но тот отвечает ему отказом. Смерть Аарона. 

21 — Моисею приходится обходить Едом с юга, затем вдоль его восточной границы израильтяне следуют на север. Сражение с хананеями. Победа под Хормой. Разрушение города

 

4-9 — Эпизод с ядовитыми змеями  

 

Новые жалобы и протесты в связи с жизнью в пустыне и скудостью пищи. Страшное наказание: ядовитые змеи, укус которых вызывает сильную лихорадку и смерть. 

Моисей вымаливает для виновных прощение: чтобы избежать смерти, достаточно посмотреть с упованием на медного змея, поднятого на древке посреди лагеря.  

 

Завоевание Заиорданья  

 

10-35 — Чтобы обеспечить переход через Иордан, Моисей нападает на аморреев Заиорданья. Борьба продолжается к востоку от Мертвого моря. 

22 — В конце концов еврейское войско сосредоточивается в Моаве, напротив Иерихона. Местные жители дважды предпринимают попытки избавиться от завоевателей. 

 

23-24 Обращение к магии 

 

Первая попытка (связанная с магией) терпит неудачу. Не очень надеясь на силу своего оружия, моавитский царь прибегает к магии.  

Но волхв Валаам, посланный проклясть евреев, может, как оказалось, лишь благословлять их. В те времена на Востоке обращение к магии вовсе не было чем-то неслыханным. Магия занимала значительное место в общественной жизни. Этот загадочный эпизод показывает несравненное могущество Ягве и единственное в своем роде счастье его народа. Чтобы защитить свой народ и осуществить свои древние обетования, Ягве торжествует и над магией: Валаам исполняет то, что угодно ему, Ягве. 

Четыре пророчества Валаама развивают и понемногу уточняют для Израиля огромные перспективы. Кульминацией служит возвещение царствования могущественного царя, который доведет славу Израиля до апогея, восторжествовав над его всегдашними врагами — Моавом и Едомом. Невозможно не вспомнить при этом о блестящем царствовании Давида. Открывающаяся перспектива бесконечна: пророк возвещает и приветствует приход царя-Мессии. Эти тексты, особенно с т.24.17, который перекликается со словами о звезде евангельских волхвов, используются в рождественском богослужении. 

Еще три пророчества о врагах Израиля — и количество предсказаний Валаама выражается совершенным числом "семь". 

25 — Вторая попытка (уже не связанная с магией) почти удалась. В некоторых местах нашествие евреев заканчивается их братанием с местным населением. Женщины-язычницы пользуются этим, чтобы проникнуть в израильский лагерь, и в результате многие мужчины становятся отступниками. В святилище Ваал-Фегора, находящемся на левом берегу Иордана, напротив Иерихона, евреи празднуют победу, прибегая к религиозным обрядам хананеев и моавитян — пиру и священной проституции. Так начинается искушение ханаанскими культами, которые и впредь постоянно будут прельщать Израиль и с которыми, не переставая, будут бороться пророки. Идолопоклонство, о котором здесь идет речь, вытекает из специфического представления о тесной связи между территорией и ее божеством. Невозможно жить счастливо на этих землях, не принося жертв их богам. 

4-18 — Моисей осуществляет кровавую расправу над виновными руководителями: они посажены на кол или распяты на жарком солнце. Кроме того, в наказание разражается смертельная эпидемия. Все приходит в порядок.  

 

Последние действия Моисея  

 

Тема: Евреи находятся поблизости от Земли Обетованной. Их вождь знает, что не вступит в нее. Поэтому он отдает последние распоряжения. 

26 — Новая перепись ввиду предстоящего вскоре раздела Ханаана между коленами Израилевыми. 

27 — Назначение преемника Моисея, верного Иисуса На вина. 

28 — Правила, касающиеся жертвоприношений. 

29-32 — Последние законодательные меры и правила, которых следует придерживаться во время священной войны и при разделе Святой Земли. 

33-36 — Коротко об этапах Исхода.  

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ  

 

Значение этой книги в истории нашего спасения  

1) Тема путешествия по пустыне  

 

Благодаря сорокалетнему путешествию по пустыне Бог превращает евреев в святую общину. 

а)    Община. Пустыня есть то горнило, в котором выковывается израильская нация. В течение сорока лет избранный народ отрезан от всякого общения с соседними народами-идолопоклонниками. В этой изоляции под давлением обстоятельств, обусловленных кочевой жизнью, и благодаря авторитету вождя разнородная масса выходцев из Египта осознает общность своей судьбы и организуется. 

б)    Община святая. В подлинный народ превращает евреев сам Ягве. Синайские обязательства, данные Моисеем религиозные, общественные и юридические установления утвердили религиозное единство как основу единства национального. Годы кочевой жизни сделали эти обязательства и эти установления неотъемлемой частью жизни колен Израилевых. Моисей — посредник между Ягве и его народом. Он во имя Божие осуществляет свою власть над израильтянами, чтобы подчинить их Закону.  

 

2) Тема искушения в пустыне 

 

В течение этих сорока лет Бог воспитывает веру у своего народа. Вера евреев в Бога, заключившего с ними Союз-Завет у горы Синай, не так крепка, как вера Авраама. При трудностях они беспрестанно ропщут и бунтуют. Их постоянно искушают идолопоклонство и желание положиться прежде всего на человеческие средства. 

3)           Тема Бога пастыря своего народа 

 

В течение этих сорока лет Бог ради своего народа изменяет на время обычные условия жизни. Он становится вожатым своего народа, его защитником и сам заботится об удовлетворении его потребностей. 

Следует также продумать темы воды и манны — темы путей Божиих, которые не есть пути человеческие.  

 

4)           Тема Моисея - человека Божия 

 

Стать народом Завета учит евреев Моисей. Он говорит с Богом, "как друг говорит с другом своим". Он неустанно борется со своим народом, чтобы заставить его обратиться к Богу. Он борется также и с Богом — чтобы получить для народа прощение, когда Бог, разгневанный столькими изменами, готов отказаться от своего Союза-Завета.  

 

5)           Тема очистительного страдания 

 

Бог открывает своему народу смысл страдания. Он учит, что страдание связано с греховным состоянием и может иметь ценность как средство обращения к Богу. Действительно, на этом этапе Исхода вместо долготерпения проявляется Божия строгость. Свою благость Бог достаточно показал до Синая. Конечно, еще совершаются благодеяния и чудеса, которые должны побудить израильтян к верности и к соблюдению Закона. Но теперь, когда Бог дал познать себя и даровал свой Закон, он ожидает веры и послушания.  

 

6)           Богослужебное продолжение тем пустыни 

 

Пребывание в пустыне имело в истории народа Божия такое значение, что впоследствии, обосновавшись в земле Ханаанской, евреи стали, в память о годах странствий, ежегодно отмечать праздник кущей (то есть шатров). Каждый год потомки тех, кто жил в пустыне, восемь дней проводили в шатрах.  

 

Духовное значение Книги Чисел для христиан 

1) Исход Христа 

 

Христос пожелал для самого себя повторить духовный путь своего народа. Его сорокадневный пост в пустыне сразу после Крещения, три искушения, в слегка измененном виде повторяющие триглавных искушения еврейского народа, упоминание о предписания данных Богом в пустыне его народу, — все это представляет собой очевидное напоминание о сорока годах Исхода. 

Преодолев испытание в пустыне, Иисус открывает, что он один есть верный народ, подлинный Израиль, Сын Божий.  

 

2)Исход христиан 

 

Исход евреев и их путешествие по пустыне являют собой образ земной жизни христианина. 

Христианин, по зову Божию, прошел через воды Крещения (1 Кор 10.1-2), через кровь Христа лично вступил в союз с Богом (Лк 22.20). Он принадлежит к новому народу Божию, образованному Новым Заветом, который символизируется Ветхим (Евр 9). Этот новый народ, еще более чем прежний, есть царственное священство (1 Петр 2.9-10). Земная жизнь христианина — это прохождение по пустыне. Ибо Бог желает испытать его, дабы узнать, каков он, — вправду ли он сын Божий по сердцу и достоин ли небесного блаженства. Христианин подвергается нападениям внутренних и внешних врагов и очистительным испытаниям. Он должен воздерживаться от всякого бесплодного сожаления и проявлять дух решимости (Лк 9.62). Не следует доверять самому себе, держаться за прочно установившееся положение. Не нужно бояться перемещений и неизвестности, падать духом и роптать. Должно уповать на любовь своего Бога, узнавать Божие провидение в повседневных событиях и оставаться твердым в вере, как Моисей. Для этого, как Моисей, нужно жить в Божией близости. Быть уверенным, что на грехи христианина (то есть на его неудачи, слабости и усталость) Бог отвечает своей милосердной любовью и извлекает из этих грехов свою славу и наше благо. 

Великопостное богослужение и есть это стремление, эта попытка оторваться от земных благ ради подлинно молитвенной жизни, ради усиленного упования на Бога. Советуем перечитать послание св. Павла, которое звучит в церкви в первое воскресенье Великого поста.  

Христианин идет не на ощупь, ибо он, как некогда евреи, передал свое существование в руки Божии. Как для евреев, Бог для христианина — вожатый, поддерживающий его в странствовании богослужениями, таинствами и в особенности манной Евхаристии. Бог утоляет его жажду Христом (1 Кор 10.4) и исцеляет его медным змеем (Ин 3.14) — распятым Христом, источником жизни для тех, кто смотрит на него с верой. Бог всегда с христианином, ибо всегда присутствует в ковчеге Завета — в соблюдении Божиих заповедей (Ин 14.15-21). 

Христианин идет не в одиночестве, но, подобно своим предкам-евреям, образует со своими крещеными братьями новый народ Божий, Церковь, под руководством духовных возглавит елей, представляющих Бога, как некогда Моисей и Аарон. 

Конечно, мы уже вступили в Землю Обетованную — в царство благодати. Но истинная Земля Обетованная — это царство славы, к которому мы продолжаем идти. До Парусии Церковь будет находиться "в пустыне", двигаясь к Земле Обетованной, где избранные поют песнь Моисея и песнь Агнца (Откр 15.3).  

 

3) Прекрасный образ Моисея 

 

Это центральный образ Исхода и Книги Чисел: он особенно сознавал, что происходит под воздействием Божиим. Моисей, освободитель и вожатый народа Божия, — прекрасный образ вождя. 

Он законодатель Союза-Завета. Для Израиля Моисей — законодатель по преимуществу. Потому-то выражения "Моисей и пророки" и "Закон и пророки" синонимичны. 

Он был воспитателем Израиля, обеспечившим его религиозное и социальное формирование. 

Вособенности же он был посредником между Богом и его народом: он один входил в контакт с Богом и говорил за народ. 

Моисей представляет собой образ совершенного христианина — образ Христа. 

Моисей царит над историей Израиля (в Новом Завете он упоминается восемьдесят раз). Однако он не принадлежит к тому роду, который идет от Авраама к Мессии. 

По самому существу своему он был человеком Божиим, человеком веры, мистиком — не завоевателем, не философом и не моралистом. "Говорил Ягве с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх 33.11).