Символ 10/ 1983  

 

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ЛЕВИТ 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Почему это странное заглавие? 

 

Потому что это руководство для левитов.  

Левиты (потомки колена Левия) — это те евреи, на которых были возложены обязанности служителей культа. Таким образом, третья книга Пятикнижия представляет собой прежде всего богослужебный сборник. 

 

Что содержит эта книга? 

 

Совокупность обрядовых предписаний, которыми определялось отправление культа у евреев, — следовательно, указания о том, как себя вести, чтобы оставаться достойными Союза-Завета, заключенного с Богом. Это синтез литургический жизни Израиля начиная с очень древних обрядов и до иудейской эпохи. 

 

Внешнее впечатление от этой книги и ее значение 

 

Поначалу эта книга кажется не слишком привлекательной. Перед нами довольно компактная масса подробных заметок о внешних аспектах культа у древних израильтян. Невольно возникает соблазн рассматривать эту часть Библии лишь как описание церемониала, как выражение узкого формализма. 

В действительности эта книга, внешне как будто сухая, исполнена самой высокой религиозной ценности. Речь идет о "Святой Торе" Законе, стоящем в центре Откровения. В этой книге выражены, от имени Бога, основные принципы религиозной жизни Его народа — жизни, которая, по существу, должна быть шествием к Господу Завета и общением с Ним. 

 

История написания книги 

 

Чтобы обнаружить глубинный смысл Левита, нужно сначала почувствовать тот дух, каким вдохновлялась эта книга, узнать, в каких условиях она родилась. 

Левит отражает великое усилие, предпринятое иудейской общиной после Вавилонского пленения (то есть в пятом веке до Р.Х.), когда остатки народа Израиля объединились вокруг своих священников, с тем чтобы перенести теперь уже исключительно на религиозный план. Божественное призвание, которое больше никак не могло осуществляться на плане национальном и политическом. Израиль становится отныне священнической общиной. Требование тщательного соблюдения точно установленных обрядов, которое мы находим в Левите, свидетельствует о стремлении создать на земле, среди языческих народов, народ святой, чья жизнь посвящена хвале истинного Бога, народ, способный осуществлять совершенное вплоть до мельчайших деталей служение этому Богу, чья трансцендентность (то есть бесконечное величие) воспринимается с крайней остротой. 

В Левите отражается дух Десяти Заповедей и пророков. 

 

Кто автор Левита? 

 

Все это законодательство предполагает длительный контакт с хананеянами, оседлую жизнь, городскую цивилизацию, такую культуру, которая невозможна в пустыне. Сравнение с другими преданиями Пятикнижия и с историческими книгами показывает, что богослужебная жизнь уже не такая, какой она была в пустыне при Моисее, а значительно изменившаяся. Отсюда ясно, что не все предписания Левита восходят к Моисею. Автор собрал много древних текстов, но при этом дополнил их, что-то было переделано, что-то добавлено — в особенности после построения Храма Соломонова (в десятом векедо Р.Х.). В своем окончательном виде Левит относится, по всей вероятности, к эпохе после возвращения из плена, что как будто подтверждают многочисленные проявления сходства с пророком Иезекиилем (гл. 40 и далее). Следовательно, редактирование Левита невозможно приписать самому Моисею. Однако связь предписаний Левита с Моисеем несомненна. В этом выражется великая истина, что все это законодательное развитие совершилось в духе Моисея. 

Религиозная основа и глубинное вдохновение Левита исходит от Моисея. 

 

План  

 

В Левите нет почти никакого порядка, нет, во всяком случае, общих идей, имеются только законы, регулирующие конкретные случаи. Законодательные тексты сгруппированы чаще всего на основании общности темы, но в том, как они соединены между собой и введены в общий свод, не чувствуется явной логической связи. 

Тем не менее можно различить четыре основных части, объединенных центральной идеей величия Божия. Действительно, тщательное соблюдение обрядовых предписаний есть один из способов привести человека к тому, чтобы он делал все для возможно более достойного служения столь величественному и столь святому Богу. 

1.              Жертвоприношения (гл. 1-7). 

2.              Священники (гл. 8-10). 

3.              Чистое и нечистое (гл. 11-15). 

4.              Святость (гл. 16-26). 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Ритуал жертвоприношений (гл. 1-7) 

 

Общий взгляд 

 

Левит старается классифицировать жертвоприношения и свести их к нескольким типам, руководствуясь глубоким богословским учением о грехе, искуплении и общении с Богом. 

Действительно, со времени плена всю религиозную жизнь оживотворяет новых дух, сказывающийся и на понимании жертвоприношений. Ощущение греховности обострилось под влиянием предсказанных пророками заслуженных наказаний, и в связи с этим ярче выступает искупительная роль жертвоприношений: в них видят не только акты благодарения, служащие прославлению Божиих благодеяний, но и средства, данные Богом в распоряжение грешных людей, для того чтобы они могли совершать примирение с Ним.  

Эта классификация останется в силе до 70 г., то есть до разрушения Храма. Она чувствуется и в Новом Завете. 

Стоит перечитать гл. 31 и 35-40 Книги Исхода, где дается общее представление о рамках и духовной атмосфере жертвоприношений. Речь там идет о присутствии Ягве среди своих, в Ковчеге, об имеющих важнейшее значение священных предметах, об иерархическом и тщательно соблюдаемом священное лужении, какого требует святость обиталища. 

 

1 Всесожжение  

 

1 — Скиния собрания представляет собой кочевое святилище Ягвев пустыне, своего рода передвижной храм, названный так потому, что Бог назначает там как бы встречу со Своим народом.  

2 —"Принести" — первый из встречающихся в Левите многочисленных "технических" терминов. Древнееврейское слово, производноеот корня, означающего "приблизиться, приблизить", указывает, что культ, с которым связано жертвоприношение, представляет собой движение к Богу, приближение к Нему. Через жертвоприношение приближаются к Богу, получают доступ к Нему. 

Речь идет о принесении домашних животных. То, к чему приближаются, представляет собой некий дар. Следовательно, нужно, чтобы приносимое было собственностью приносящего. И это должно быть нечто ценное. 

Дикие звери никогда не могут быть принесены в жертву Ягве. 

 

Описание всесожжения 

 

Этот вид жертвоприношения стоит в Израиле на первом месте. Это жертвоприношение по преимуществу, ибо в нем осуществляется полная отдача и оно стоит человеку дороже, чем любое другое: принесенная жертва целиком сжигается в огне. Священнику и принесшему жертву не остается ничего. Это — наиболее действенное жертвоприношение, оно достигает всех присущих ему целей: его совершают как для благодарения, так и для искупления. Жертвоприношение это очень древнее, оно известно во многих древних религиях. 

Обозначающее его еврейское слово имеет смысл "подняться, поднять, поставить наверх". Жертва приносится и целиком возлагается на жертвенник. Таким образом, идея та же, что в принесении, но с добавлением элемента поднятия наверх. Этому слову присущаочень характерная идея движения. 

 

Выбор жертвы: 

 

Крупный скот, бык или теленок, это наиболее достойная жертва. Применяется при жертвоприношениях от общины, от лиц царской семьи и при посвящении левитов, реже при частных  жертвоприношениях. 

Мужского пола: это источник жизни. Ведь жизнь великий дар Божий, высшая ценность в мире, сотворенном Богом.  

Без изъяна: идея полноты, целостности, совершенства. Бог отвращается от всякого недостатка — Ему нужно приносить то, что у человека есть самого лучшего. 

 

Место: 

 

У входа в Скинию собрания, то есть перед Ягве. Там находится Бог, там только и можно вступить в общение с Ним. Весь ритуал вдохновляется этим особым присутствием Божиим.  

Чтобы жертва была принята (еврейское слово, передающее представление об удовлетворенности, благосклонности, благоволении): одобрение Богом, Его удовлетворенность, приятие Им — вот что важно в жертвоприношении. 

4 Обряд возложения рук — идея отказа от своей собственности, то есть представление одновременно и об обладании, и об отказе. Может также означать солидарность: приносящий составляет одно целое с жертвой. 

Следовательно, этот обряд возложения рук торжественно подтверждает, что жертва исходит от приносящего ее и что жертвоприношение, совершаемое священником, делается для приносящего, который и пожнет плоды этого жертвоприношения. 

Обряд очищения. Очень важное слово, означающее "покрытие, удовлетворение, умиротворение, прощение", а также "выкуп". Значит, этим обрядом покрываются провинности: Бог больше невидит их, Он их прощает. Это понятие очищения стоит в центре Левита. 

 

Роль священников и мирян 

 

Весь труд мясника должен быть выполнен приносящим жертву. Но самую главную роль играет священник, который через посредство жертвенника ставит жертву в связь с Богом. Здесь содержится целое представление о священстве и жертвоприношении. В этих стихах следует видеть не вульгарное описание кромсания животного, а выражение религиозного внимания при совершении жертвоприношения, которое должно быть угодно Богу. 

5 — Сыны Аароновы — это священники. Аарон, брат Моисея, был первым первосвященником. Не на каждого можно возложить обязанности по отправлению Божиего культа, для этого требуется Божий зов, призвание. 

"Кровь" — по еврейскому представлению, это начало жизни, сама жизнь. А жизнь принадлежит одному Богу. Поэтому ее и приносят Богу, представленному жертвенником; те же, которые ее приносят, должны быть людьми, избранными Всевышним Владыкой жизни. 

"Покропят"', кровь свидетельствует о том, что некая жизнь была отдана и принесена в жертву. Это возлияние крови красноречиво напоминает о драме греха. 

6 — Разрезание жертвы — как бы для трапезы. Считается, что Бог съедает жертву, Ему служат, как за столом. Но при всесожжении приносящие жертву не участвуют в пире. Жертва сжигается полностью. 

7 — Огонь часто означает в Библии Божие присутствие. Он есть средство изъять из человеческого потребления и передать Богу эту "духовную пищу". 

9 —"Благоухание приятное" означает удовлетворение Божестватем почитанием, которое Ему воздано. 

10-17 — Всесожжение настолько важно, что со стороны наиболее бедных верующих допускается принесение в жертву совсем неболь­ших животных — горлиц или голубей. 

 

2 Приношение хлебное 

 

Это жертвоприношение скорее от людей, живущих оседло, чем от кочевников. Оно представляет собой приношение продуктов земледелия, горсть которых сжигают перед Ягве. 

Соответствующее древнееврейское слово означает "дар, подарок". Этот термин употребляется в связи с приношением продуктов, которые изготовлялись из возделываемых человеком растений и шли в пищу. Ежедневное всесожжение всегда сопровождалось хлебным приношением, но роль его (хлебного приношения) обычно оставалась второстепенной. Этот вид жертвоприношения менее древний, он характерен уже не для кочевого, а для оседлого населения. Священник играетроль посредника, как при всесожжении. 

2 —"В память" означает, по всей вероятности, что жертва приносится Богу в качестве напоминания о приносящем ее, чтобы снискать Божие благоволение, — это в некотором роде "жертвоприношение на память". 

3 — "Великая святыня" — нечто чрезвычайно святое, потому что освящено тем, что было сожжено в честь Божества; эта святыня освящает все, к чему прикасается (ср. Исх 29.37). Вследствие этой святости то, что остается после жертвоприношения, должно быть съедено священниками в особых условиях (без закваски и в святом месте, перед Скинией собрания). 

4-10 — Описание различных хлебных приношений. 

11-12 — Запрещение употреблять для жертвоприношений квасные хлебы и мед. Закваска и мед считаются возбудителями броженияи порчи, следовательно, они не должны касаться жертвы, приносимой Божеству. Они лишили бы жертвоприношение всякой ценности. Это также защитная мера против ханаанских обрядов, при которых в жертву приносились квасные хлебы и медовые лепешки. 

13 — Предписана соль — во-первых, потому, что это необходимая приправа, в особенности к растительной пище, которой она придает вкус. Кроме того и главным образом, она — символ совместной трапезы и тесной дружбы, устанавливающейся между хозяином и его гостями. Отсюда выражение "соль Завета". Использование соли во всех хлебных приношениях напоминает Израилю о Союзе-Завете, заключенном с Ягве, и вместе с тем о необходимости выполнять связанные с этим Союзом обязательства. 

 

3 — Жертва мирная, или жертва приобщения  

 

Это, может быть, наиболее древнее из жертвоприношений, встречавшихся в Израиле. Нечто похожее наблюдалось и у соседних народов.  

"Мирная" — значит, это жертва ради благоденствия, спасения, мира. Ее приносят или для получения каких-то благ, или, чаще, для того чтобы возблагодарить за блага уже полученные. 

Характерная черта: приносящий съедает часть того, что предназначено в жертву. Отсюда и название "жертва приобщения" (см. Исх 24). 

Это жертвоприношение может сопровождаться принесением плодов земли. Оно легко могло давать повод к злоупотреблениям, поэтому Левит, по-видимому, относится к нему сурово. 

Идея, его вдохновляющая: это священный пир, совершаемый верующими у Божества и вместе с Ним. Эта радостная праздничная еда выражает общность жизни верующих и Божества и укрепляет чувство доверия и дружбы, как между самими гостями, так между ними и Богом. Часто это составляло обязательную часть приздничного ритуала, особенно при важных событиях истории Израиля: "Израиль ест и пьет перед Ягве". 

Это жертвоприношение менее свято и менее достойно, чем всесожжение.  

3-4 — Части жертвы, которые через огонь должны быть принесены Ягве: жир, покрывающий внутренности (потому что он тесно связанс жизнью), почки (средоточие функций размножения), печень (средоточие чувств и глубоких жизненных движений). 

5 — Эта пища передается Ягве посредством огня — антропоморфизм, означающий удовлетворение, которое Бог получает от воздаваемых Ему почестей. 

17 — Запрещение употреблять в пищу жир и кровь. Человек неможет есть то же, что Бог. Напоминание о Божий трансцендентности. 

В первых трех главах десять раз повторяется: "Пища огня — приятное благоухание для Ягве". Это своего рода рефрен, создающийритм этой части и выражающий ее основное содержание. 

 

4 Искупительное жертвоприношение за грех 

 

Речь идет о грехе против одной из заповедей Ягве, совершенномпо ошибке, невольно (в противоположность грехам, совершенным "поднятой рукой", то есть сознательно). Имеются в виду не только культовые провинности. Употребляющееся в данном случае еврейское слово означает "упустить, не достичь цели". Следовательно, в нравственной области им обозначается всякое отклонение от правил добра, всякое не соответствующее им действие. Грешник — тот, кто неделает того, что должен, или делает то, чего не должен. В конечном итоге он делает то, в чем заложены семена гибели и что губит его самого: он не достигает Бога. Так как цель была поставлена Богом, то и упущение касается непосредственно Бога, это неповиновение Ему и оскорбление Его. 

Отметим острое восприятие греха, выраженное в таком понимании. Вина рассматривается объективно, то есть все время помнят о "потерпевшем". Левит напоминает нам, что грех касается прежде всего Бога, что нужно отдать себе в этом отчет, даже если в первый момент этого не знали. Здесь перед нами здравое воспитание совести. Отметим также, что это представление никак не противоречит понятиям свободы и ответственности. Оно выражает лишь отказ от чисто субъективной морали. 

Этот род жертвоприношений охватывает несколько категорий, смотря по тому, какое положение занимает в общине провинившийся. 

3 — В случае первосвященника 

Он — глава священства, освященный представитель Божества перед народом и общины перед Ягве. Грех, совершенный им при исполнении обязанностей, особенно тяжек. Через него виновным становится весь народ. Чтобы искупить этот грех, нужно особое жертвоприношение — в этом случае в жертву приносится не имеющий недостатков молодой бык. 

4 — Обряд возложения рук. Отметим настойчивость законодателя: "пять раз". Очевидно, он хочет напомнить о перенесении греха на жертву и замене ею того, кто ее приносит Ягве: животное искупает, вместо приносящего жертву, виновного, с которым оно отождествляется. 

5 — Важная роль крови в жертвоприношении. Отметим внушительность обряда. Кровь не разливают вокруг жертвенника, но приносят в Скинию собрания, чем подчеркивается значительность искупаемой вины (то же самое происходит в случае греха народного собрания). Эта вина, этот грех есть оскорбление святости Ковчега, хранителем которого является получивший помазание священник,а также и святости представляемого им народа. Торжественность кровавых обрядов соответствует значительности вины.  

Чтобы до конца понять эту искупительную роль крови при жертвоприношениях, нужно осознать то религиозное значение, которое, исходя из своих физиологических представлений, придавалией древние евреи. Семиты считают, что кровь это душа, жизнь. А владыка жизни — Бог. Значит, Он один имеет право распоряжаться кровью; это право Он всегда оставляет за Собой. Таким образом, кровь имеет священный характер, вследствие чего человек никогдане должен пить крови. В силу ее священного характера считается, что принесением крови получают искупление грехов, в особенности когда приносящий заменяет жертвою себя самого: он как бы приносит свою собственную жизнь. 

Эти представления углублены и очищены пророками. Из-за внутреннего несовершенства — как тех, кто приносит жертву, так и самих священников — Бог не мог принимать эти приношения как абсолютное искупление. Пророки напоминают о том, что приношение крови требует в то же время соответственного внутреннего расположения (ср. Ис 1. 11-17). 

Впоследствии Послание к Евреям уточняет, почему Бог отвергал ветхозаветные приношения. Причина была в коренном различии между внешними культовыми актами и внутренней действенностью. Умерщвление животного как ритуал может произвести некий эффект, но он не достигает душ. Вот почему этому беспрестанному и недейственному повторению противопоставляется новозаветное умерщвление, единственное в своем роде и абсолютно действенное. Излияние на Голгофе крови Христа, Сына Божия, сразу и в совершенстве осуществляет то очищение, которого тщетно пыталось достичь богослужение Левита. 

6 — Окропление "пред завесою", то есть перед Святым Святых, перед Ковчегом — на пороге обители, где пребывает вызывающее трепет Божественное величие. 

Священное число 7 — символ совершенства и полноты. Оно присутствует в церемониях, сопровождающих заключение Союза-Заветаи произнесение клятвы верности ему (один и тот же корень означает "семь" и "клясться"), поэтому эти семь окроплений здесь вполне закономерны (ведь речь идет о провинностях, которые могут подорвать Союз между Богом и Его народом). 

7 — Окропление жертвенника благовоний и его "рогов", то есть вершин четырех внешних углов жертвенника. "Рога" являются не только украшением, но и важной частью жертвенника. Они напоминают о Божественных совершенствах, о властвующей и благотворной силе Божества. В Писании рог — символ силы и плодородия. Рога символизируют умилостивляющие свойства самого жертвенника как места жертвоприношения. 

8-12 — То, что осталось от жертвы, уносится за пределы лагеря для сожжения — полного уничтожения жертвы. Святой Павел проводит параллель между жертвой за грех и жертвой Христа (Евр 13. 10-13). Автор Послания к Евреям снова утверждает также искупительную ценность крови, перенося ее на искупление кровью Иисуса Христа.  

В случае собрания Израиля 

13-21 — Для собрания существуют те же обряды, что для первосвященника (представляющего собрание). Народ рассматривается как солидарное целое, как единое тело (таков и смысл соответствующего древнееврейского слова), он составляет собрание, общину. 

19 — Формула-рефрен, образующая ритм этой части текста. Употребленный далее глагол выражает идею искупления греха. Искупленный грех "стерт" и удален, а не только покрыт и спрятан. Этот глагол обозначает совокупность религиозных действий, восстанавливающих первоначальную чистоту людей и вещей. Таким образом, основоположная идея искупления была у евреев связана с обрядом, стирающим, снимающим и удаляющим грех или нечистоту. 

22-26В случае начальника 

Грех менее тяжек. Через начальника вина ложится лишь на сравнительно небольшое число людей. Поэтому обряды проще и жертваменее высокого качества. Видна разница в достоинстве духовной и светской власти: начальник (как и человек из народа) остается в сфере мирского. Поэтому и кровь заменяющей его жертвы не вносится в священную Скинию. Здесь также надо отметить остроту восприятия греха. 

27-35В случае простого израильтянина  

Этот грех еще менее важен, чем предыдущие. Поэтому требуется всего лишь животное женского пола (коза или молодая овца). Мужские атрибуты символизируют начальственное положение. 

 

5 Другие случаи жертвоприношений 

 

Казуистическое перечисление: три разных случая жертвоприношений за грех. Упоминается отказ свидетельствовать на суде, культовая провинность (прикосновение к нечистому) и необдуманная клятва. Последствия: сначала торжественное и публичное исповедание вины, затем принесение жертвы. 

7-13 — Моисеево законодательство предусматривает заботу о бедных: им разрешается приносить в жертву то, что стоит менее дорого (двух горлиц, или двух молодых голубей, или даже определенное количество пшеничной муки). 

14-19 — Возмещающее жертвоприношение за проступок, или принесение жертвы повинности, добавляющееся к жертвоприношению за грех. Возмещающее жертвоприношение имеет место в случае невольного нарушения законов Ягве, а также в случае нарушения справедливости по отношению к Богу или ближнему. Рассматриваются случаи, когда кто-либо по ошибке согрешает "против посвященного Господу" и "против заповедей Господних". 

6. 1-7 — Урон, нанесенный ближнему. Идет ли речь о нарушении права Божией или человеческой собственности, в жертву всегда приносится овен; при этом жертвоприношение сопровождается полным возмещением причиненного убытка, а подчас еще и выплатой штрафа. Следует отметить разделение греха и проступка. 

 

8 и далее . Жертвоприношения и священство 

 

Здесь говорится о тех же жертвоприношениях, но теперь они рассматриваются с точки зрения священника. 

Отметим, что цели жертвоприношений совпадают со всеми целями молитвы: жертвоприношения выражают поклонение, хвалу, просьбу о прощении и т. д. Христиане найдут в них сходство с католическим богослужением. 

9 и далее. Эти предписания относятся уже не ко всему народу, а только к Аарону и его сыновьям. 

9-13 Предписания для всесожжения 

Огонь не должен угасать. Это его постоянство является видимым знаком того поклонения, которое беспрерывно воздается Ягве Его народом. Оно ничем не напоминает идолопоклоннические культы других народов. Огонь Моисеева жертвенника — не божество и даже не изображение божества. 

14-23 Предписания для хлебного приношения 

Они касаются главным образом той части приношения, которая предоставляется священникам. Предписание отмечает священный характер того, что выделено для священников (ср. слова Лев 2. 4-7 относительно лепешек, приносимых в жертву Ягве). Бог вместе со Своими священниками охраняет принесенную Ему жертву. Поэтому она становится святой. 

Отметим особый характер того, что священно: оно может через соприкосновение передавать свои качества тому, что его окружает, и таким образом как бы расширяет свою область предмет больше не может считаться мирским и им уже нельзя распоряжаться как угодно. Приверженцы очень духовной религии уже не верят в эту "передачу священных качеств", понятую в буквальном смысле, но принимают меры для сохранения границ между священным и мирским и, тем самым, для внушения уважения к священному. 

И здесь цель законодателя заключается в том, чтобы предохранить святость того, что предназначено только Богу и Его священникам. 

25-30 — При жертвоприношении за грех также ясно указывается на святой характер жертвы. 

Нужно хорошо понять, чем вдохновляются все эти обычаи: стремлением выявить и сохранить Божественную святость. 

 

7 Возмещающее жертвоприношение за проступок 

 

1-6 — Здесь также отмечается особо святой характер жертвоприношения. 

7-10 Определение части, предназначенной для священника. 

11-15 — Предписания для жертвы мирной. 

Новое разделение мирных жертвоприношений: 

жертвоприношение хвалы или благодарности; жертвоприношение по обету; 

жертвоприношение "от усердия", связанное с каким-либо религиозным побуждением. 

19-22 — Все нечистое обязательно должно быть удалено от жертвенного мяса, так как от любого соприкосновения с нечистым оно лишилось бы своей святости. 

22-25 Запрет употреблять в пищу жир, который предназначен для Ягве. Виновный будет извергнут из своего народа. 

26-27 — Такой же запрет относительно крови. 

28-36 Определение части священника. 

Движение, связанное с "представлением" жертвы. Для мирного жертвоприношения характерен обряд раскачивания священник как бы протягивает предмет к Божеству, потом возвращает его к себе (соответствующее слово обозначает движение руки вперед и назад). 

Два символических жеста: священник предлагает предмет Богу и получает его из рук Божиих в дар священникам, Божиим служителям. 

32-33 — Правое бедро имеет большое значение в культах. Бедро это та съедобная часть, которая ближе всего к органам размножения, а значит, и к тайне жизни. Правая сторона сторона благоприятная. 

33-38 Заключение. 

 

Обряд поставления священников 

(гл. 8-11) 

 

По всей вероятности, это отрывок, выделенный из более широкого целого, которое носило полуисторический, полузаконодательный характер. Все детали этого обряда указывают на величие и важность священства. 

Полезно прочесть Исх 28. 254-0 и 29-39, продолжение которых составляют эти главы Левита. Они весьма конкретно выражают смысл, характер и роль священства через символику священных одеяний и обряд посвящения священнослужителей. 

 

8 Обряды поставления  

 

Выполнение предписании Исх 29, которые здесь повторяются вкратце. 

1-5 Приготовления. Эти обряды имеют целью перевести священника из области мирского в область священного. 

6-13 — Посвящение. Будучи переведен в область священного, священник может находиться там без опасности для себя: он может войти в святилище, заниматься находящимися там предметами, есть от принесенных жертв. 

Очищение Аарона и его сыновей. Это омовение символизируетчистоту, требующуюся для служения Богу. Напоминание о святости, которая необходима для служителей жертвенника Ягве.  

Возложение священных одеяний. Эти особого рода одежды означают, что священники не принадлежат к области мирского. 

Помазание Скинии, жертвенника для всесожжений и медного умывальника. Помазание елеем самого Аарона единственного среди всех присутствующих. 

14-32 — Три жертвоприношения, осуществляемых Моисеем как посредником Союза-Завета. Сначала жертвоприношение за грех; являющееся его целью очищение относится не к какому-либо отдельному греху Аарона и его сыновей, но к их общему состоянию грешных людей. Прежде чем общаться с Богом и со святыми вещами, нужно очиститься кровью жертв. Очищается и сам жертвенник. Мясо и кожа сжигаются за пределами лагеря, так как священники не могут воспользоваться жертвой, принесенной за их грехи.  

18-21 — Овен предается всесожжению. Этим жертвоприношением отмечается роль первосвященника при принесении жертв. 

22-31 — Второй овен приносится в жертву мирную или в благодарение за сан, дарованный Аарону и его сыновьям. Кровь на правом ухеозначает особую связь, установленную между Богом и Его служителями. Она символизирует внимание священников к повелениям Ягве и покорность им. Кровь на руке символизирует постоянное выполнение святых дел, кровь на ноге — хождение в правде и святости. 

27-28 Это главный обряд. (См. Исх 29.20; 32.29). 

"Положить на руки" выражение, означающее "передать в чьи-то руки", "доверить кому-либо священство". В руки священника влагают то, что он впредь должен будет приносить в жертву Ягве. Этим выражется неразрывная связь между священником и жертвоприношением. 

32-36 — Чтобы завершить посвящение, тот же обряд повторяется семь дней подряд. Этот церемониал должен был внушать священникам и народу очень высокое представление о священническом сане. 

 

9 Вступление священников в должность 

 

1-7 Приготовление. Такое множество жертвоприношений свидетельствует о торжественности события и величии его следствия — явления славы Ягве. 

8-14 Принесение жертв за священников: сначала жертвоприношение за грехи, в знак и в обеспечение очищения, необходимого длятого, чтобы приблизиться к Богу. Затем всесожжение — символ полной отдачи Богу. 

15-21 Принесение жертв за народ: жертвоприношение за грех, всесожжение, приношение хлебное. Здесь полностью осуществляется посредничество при жертвоприношениях, которое составляет самуюсуть священства, — священник является необходимым посредником между верующими и Богом. Он приносит, он совершает жертвоприношение за народ; его роль первостепенно важна. 

22-24 — Благословение народа и явление славы Ягве. Моисей вводит Аарона в Скинию собрания, где тот должен отныне исполнять свою должность. Взорам всего народа явлено право первосвященника приближаться к Божеству; он без малейшего вреда вошел в святилище и вышел из него наделенный благословениями. Отныне он — признанный и утвержденный представитель Бога перед Его народом. Чтобы народ был в этом уверен, происходит явление славы Ягве (по всей вероятности, внезапное просветление облачного столба, покрывающего Скинию). Это знак Божией благосклонности: священство Аарона и совершаемый им культ угодны Богу. Огонь, исшедший от Ягве и пожирающий жертву, доказывает, что Богу угодны и предлагаемые Ему жертвоприношения. 

Этими грандиозными явлениями завершаются церемонии посвящения и вступления в должность Аарона и его сыновей. 

 

10 Правонарушение Надава и Авиуда  

 

Это происшествие служит напоминанием о святости и воле Божией.  

Надав и Авиуд тяжко провинились при исполнении богослужебных обязанностей, ибо предстали перед Ягве, не получив на то повеления от Него. Это происшествие дает повод для введения нескольких установлений, относящихся к священникам: под страхом самых тяжких наказаний, они обязаны точно придерживаться обрядовых предписаний, не помышляя о новшествах. Священники лучше других знают требования Божией воли, поэтому и ответственность их больше и они подвергаются более страшному наказанию, особенно когда публично поступают недостойно. 

10-17 — Наряду с обрядовым совершением жертвоприношений у священников есть и другая функция: они наделены властью учить и судить. Они должны сообщать народу волеизъявления Ягве и определять практическое применение Десяти Заповедей. 

Требования святости, особо предъявляемые к священнослужителям: отделенность, освящение. 

 

Обряды очищения 

(гл. 11-16) 

 

Детали, связанные с соблюдением закона чистоты. Не следует соприкасаться с тем, что нечисто, — это лишает права участвовать в культовой жизни. 

В этих законах речь идет о чистоте, которой трансцендентность Бога требует от Его народа-священника. Тема "чистого и нечистого" важная и глубокая тема Левита. Ярче всего представленная в гл. 11-16, она, более или менее, чувствуется в книге повсюду. По существу, это тема, проходящая через всю Библию. 

Чтобы правильно понять эти "законы чистоты", нужно познакомиться с определенными идеями того времени. 

 

1.              Библейское представление о человеке. Человек есть плоть и дух в единстве — единстве одного и того же живого существа. Нет резкого разделения между жизнью физической и жизнью моральной. Есть соответствие между областью "материальных" вещей и областью "духовных" явлений. Следовательно, все, что касается человека (даже и его тела), затрагивает религиозную жизнь. В этих законах чистоты проявляется уважение, которое древние евреи оказывали всему тому, что в повседневной жизни может находиться в соотношении с Богом и Его культом. Эти законы выражают некое "богословское" восприятие материальной реальности. 

2.              Великое библейское видение реального великой борьбы за жизнь против смерти, абсолютной и неустранимой противоположности жизни и смерти. 

Чистота связана со здоровьем, жизненностью, победой, счастьем, долголетием, плодовитостью, а также с величием, устойчивостью, властью и даже с благословением, спасением, святостью. 

Нечистота связана со слабостью, ущербностью, болезнью, неловкостью, поражением, несчастьем, бесплодностью, беспорядком, ложью, анархией, заблуждением, бедствием, грехом, а следовательно и с наказанием, проклятием и вечным осуждением. 

 

3.              Библейское отталкивание от всего смешанного: всякая смесь рассматривается как "порча", снижение, зараза. 

У библейского человека все располагается на плане энергий и жизни, священных реальностей, по самой своей сущности религиозных, а не только моральных: соприкоснуться с жизнью значит соприкоснуться с Богом. 

Таким образом, эта "Тора" чистого и нечистого представляет собой систематизацию эмпирических наблюдений и древних обычаев в свете одного великого религиозного принципа: вследствие святого присутствия Бога жизни, вследствие принадлежности к народу Бога живого и святого не едят что попало, не прикасаются к чему попало, не пользуются как попало силами, порождающими жизнь. 

Левит есть книга жизни, целиком приноровленная к жизни и представляющая собой некую совокупность правил жизни. В нем проявляется тяготение к жизни и к Богу жизни, что сближает его с Новым Заветом. 

 

11 — Животные чистые и нечистые 

 

Возникновение этих правил связано с разными историческими причинами, подчас нам неизвестными. Некоторые из животных попали под запрет у народа Ягве потому, что считались священными у соседних народов. Другие запреты объясняются соображениями гигиены и вкуса, третьи — простыми аналогиями. Необходимо запомнить великий религиозный принцип, лежащий в основе всех этих запретов: "Не питаются чем попало".  

41-47 — Это место в особенности заслуживает прочтения. В нем изложено "богословие" некоторых запретов, причины, их обосновывающие. Отметим сходство всех упоминаемых животных с проклятым змеем, которому приверженцы стольких природных культов в знак поклонения подносили плоды земли. Но что особенно важно: трансцендентность Бога Союза-Завета требует от верующих в Него особого поведения; законодательство чистоты связывается, таким образом, с законодательством святости. 

 

12 — Случаи временной нечистоты 

 

Главный из этих случаев рождение ребенка. Роды рассматриваются как уменьшение жизненной силы. Поэтому для восстановления ее полноты требуются определенные обряды, возобновляющие ее единение с Богом живым, источником жизни. 

 

13 Проказа у людей 

 

Речь идет о заразных заболеваниях, которые могут вызвать волнения и страх у всей общины. 

Все гигиенические советы, содержащиеся в этом разделе и сегодня кажущиеся нам странными, соответствуют светским познаниям своего времени. Эти главы отражают "медицину" той эпохи. Не забудем, что Моисей и его преемники заботились обо всех интересах общины. Поэтому им приходилось принимать меры для борьбы с распространением болезней, в особенности заразных. Отметим, что священник — не врач; он не лечит, а ограничивается тем, что наблюдает и объявляет об общественной опасности, угрожающей народу Божию. 

47 — "Проказа одежды". Понятие проказы у древних евреев шире, чем у нас. По их представлениям, проказе может быть подвержена одежда и даже дома. Речь идет об определенных видах плесени и деятельности каких-то насекомых. Наблюдались случаи заражения через одежду. 

 

14 Очищение прокаженных 

 

Оно необходимо, чтобы восстановить их в святой общине Израиля. Проказа домов — это, по всей вероятности, изменение окраски, вызванное лишайниками, в обилии покрывающими влажные камни. Сельские жители сильно тревожатся, когда видят это явление, аналогичное "проказе одежды". 

 

15 Половая жизнь 

 

Эта глава особенно важна. Говоря о половых проблемах, Левитне выказывает ни ложной стыдливости, ни чувственности; он проникнут ощущением их тайны. Все, что касается плодовитости, возникновения жизни, имеет таинственный и священный характер. 

Плодовитость, оплодотворение, рождение, родство, общностькрови — все эти физиологические реальности располагаются на религиозном и священном плане. Жизнь — от Бога, Бог — источник жизни; передача жизни есть тайна, в которой присутствует и действует Бог. Половое начало есть нечто в высшей степени религиозное (см. возглас Евы: "Приобрела я человека от Господа" — Быт 4). Брак свят, потому что свят Бог. Поэтому следует питать отвращение ко всем тем мерзостям, которые Левит не боится описывать. 

 

16 — Обряды великого дня Очищения 

 

День общественного возмещения грехов. Он ознаменовывается постом и знаменитой церемонией изгнания козла отпущения. Азазель имя демона, которому приписывали внешний вид козла и который, согласно верованиям древних евреев, жил в пустыне, в земле бесплодной, где не проявляется оплодотворяющая деятельность Божества. Это единственный день, когда первосвященник — и только он мог войти в Святое Святых. Демону не приносят жертву, к нему отсылают козла не умерщвленного. Животное заменяет собою народ и таким образом устраняет последствия совершенных провинностей. Священники должны были сначала очиститься от своих собственных грехов. Отметим особо острое ощущение греховности, которое проявляется в этом ритуале. Время, когда произошло это углубление смысла церемонии, невозможно установить точно, но оно относится, очевидно, к иудейской эпохе. 

Послание к Евреям (9. 11-14) показывает, каким образом Христос, в Самом Себе, осуществил искупление, потребность в котором была выражена этим обрядом. 

 

Закон святости 

(гл. 17-26) 

 

Это наиболее древняя часть Левита. И его средоточие. Израильтяне, избранные Ягве, должны быть причастны Его святости и поэтому должны соблюдать особые правила, позволяющие им жить с Богом, соединяться с трансцендентным Божеством. 

Следует отметить, что это понятие святости, характерное для последней части Левита, господствует во всей книге. Мы не найдем здесь определения этой святости, но найдем целый ряд предписаний, как ее достигнуть. Краткое выражение этого закона содержится в ст. 19.2: "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш", — утверждение, достойное Нагорной проповеди. 

Каждое из этих предписаний сопровождается рефреном: "Я Господь (Бог ваш)", соответствующим приведенной выше фразе: "Святы будьте, ибо свят Я". Без пролития крови нет прощения (ср.Евр 9.22). 

 

17 — Святилище  

 

Закон о единстве места умерщвления и жертвоприношения, 

1-7 — По древнему семитскому обычаю всякий убой скота связан у евреев с жертвоприношением. Жертва эта должна приноситься одному Ягве, истинному Богу. В обеспечение этого предписано умерщвлять животных у дверей Его святилища. Преступивший этот закон будет обвинен в кровопролитии и извергнут из среды своего народа. Ибо кровь можно проливать только в честь Бога, единственного владыки жизни, а значит, и крови. Поэтому да не будет больше жертвоприношений сатирам. 

8-9 — Так же обстоит дело с жертвоприношениями в собственном смысле слова: все они должны совершаться у входа в Скинию собрания, а не в древних святилищах» унаследованных от хананеян. Причина — опасность для чистоты культа. 

10-12 — Закон об использовании крови. Запрещение пользоваться ею не для священных целей. Это запрещение повторено семь раз, что доказывает важность, которую придает ему законодатель. 

Причина: жизнь всякого живого существа — в его крови, а жизнь эта принадлежит единому Богу, Он один имеет право ею распоряжаться. Поэтому кровь священна. Она должна служить для жертвенника, во искупление душ. Человек, получивший от Бога жизнь и своими провинностями заслуживший ее потерю, находит прощение через приношение крови жертвы. Богу угодно принять ее вместо собственной жизни грешника. Эта идея замены четко выражается обрядом возложения рук. 

13 Кровь убитой дичи должна быть покрыта землей снова благоговейное отношение к крови. 

 

18 Святость брака 

 

Определенная степень родства препятствует браку. Нельзя жениться на близкой родственнице. Тем более запрещены, разумеется, всякие внебрачные половые сношения. 

Рефрен "Я Господь, Бог ваш" напоминает о том, от какого авторитета исходит Закон и сколь строго будут наказаны его нарушители.  

1-5 — Важность этих повелений еще более подчеркивается тем, что они исходят от Ягве. Ягве выделил народ Израиля, чтобы он был Его народом. Стало быть, этот народ должен хранить свою святость, не действуя наподобие египтян и хананеян. Он отличен от других народов и поэтому не должен поступать, как они (святость Израиля: отделенность и разрыв). 

19-23 — Другие предписания относительно целомудрия. Цель все та же: сохранить святость брака. Особо тяжкую провинность представляет собой прелюбодеяние. 

21 — Запрещение посвящать детей Молоху, то есть через огонь приносить их в жертву этому ханаанскому божеству. Уже в Книге Бытия (гл. 22) содержится очень ясное утверждение, что человеческие жертвоприношения неугодны Богу. Раскопки на территории древнего Ханаана показали, что эти жертвоприношения существовали еще ранее пятнадцатого века до Р.Х. Пророки (в особенности Иеремия 7.31; 19.5; 32.35) упоминают их многократно. Израильтян привлекали чувственные и жестокие древние ханаанские культы. Впоследствии иудейские цари Ах аз и Манассия "проводили своих сыновей через огонь" (4 Царств 16.3; 21.6). Следовательно, была необходимостьв таких предупреждениях. 

Автор "Книги Царств" видит в этом обычае одну из причин осуждения на гибель царства Израильского (4 Царств 17.17). 

22 — Содомский грех, который в древности был очень распространен, в частности в некоторых восточных культах, но также и в самом Израиле, назван здесь "мерзостью" (ср. Рим 1.27). 

23 — Скотоложество — срам. 

24-30 — Израильтяне не должны осквернять себя преступлениями, подобными тем, что совершали хананеяне, которые скоро будут изгнаны из страны Ягве. Иначе Бог подвергнет Свой народ тем же наказаниям. 

 

19 Святая община израильская 

 

В гл. 19-25 появляется понятие бедного, "ближнего брата". (Соответствующее еврейское слово означает "тот, с кем вместе пасут, с кем разделяют пастбище под водительством одного и того же пастыря", то есть тот, с кем, в конечном итоге, ведут общую жизнь. Отсюда также и понятие святой общины.) 

Если с неизраильтянином обращаются не совсем как с братом, то на это имеются причины одновременно религиозные и исторические. Они носят характер временный и, так сказать, подготовительный. Община, прежде чем раскрыться, должна сначала стать самой собою и реализовать себя совершенным образом. Чтобы сделаться свидетелем и миссионером, народ должен сначала стать "святым" перед Ягве. 

2 — Изложение закона святости. Речь идет о святости не только обрядовой и законнической, но, как показывают последующие повеления, также нравственной и религиозной.  

9-18 — Отношения с ближними. Заповедь братства между израильтянами. То, за что Господь более всего будет упрекать Свой народ, "прелюбодействующий", то есть изменяющий Ему, это проступки против любви к ближнему. 

9-10 — Часть, уделяемая бедным в доме и при сборе винограда. 

11-12 Честность и искренность в отношениях с человеком своего народа. 

13 — Указывается один из способов вредить ближнему: задержка выплаты работнику. 

14 — Милосердие особенно необходимо по отношению к бедными слабым, "глухим и слепым". 

15 — Справедливость в судах. 

17-18 — Призыв к примирению и любви; месть и злопамятность запрещены между детьми народа израильского. Ягве повелевает любить: "Люби ближнего твоего, как самого себя; Я Господь (Богваш)". Это краткий итог, слова, венчающие остальные заповеди (ср. Рим 13.9). 

Кто этот ближний? Тот, кто принадлежит к народу Божию, но также и чужеземец, живущий среди израильтян и принявший Закон. 

Слово Господа нашего Иисуса Христа (Мф 5.43) прекрасно подводит итог еврейскому нравственному учению об отношении к ближнему. Оно верно передает дух Ветхого Завета — ненависть к язычникам, которые являются врагами народа Божия, а следовательно и Самого Бога. 

Христос высказывает новое правило любви: "А Я говорю вам:любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас" (Мф 5.44). 

26-28 — Несколько предписаний против суеверных обычаев против гадания, магии, вызывания умерших. 

32 — Почтение, воздаваемое старцу за его старость и мудрость. 

33-34 — Что касается поселившегося в стране чужеземца, егоследует любить, как самого себя, а не только воздерживаться от его притеснения и дурного обращения с ним. 

 

20 Наказания  

 

Устанавливаются наказания за провинности, осужденные в гл. 18. 

7 — Эта фраза означает: чтобы человеку приобщиться к Божией святости, его дела и поступки должны быть достойны Бога святого. Послушание законам проистекает из обязанности соблюдать святость: Ягве дает эти законы Своему народу для того, чтобы отделить его отдругих народов, поднять его выше их, освятить его.  

22-26 — Народ, посвященный Богу святому, должен "отделиться" от всего мирского, чтобы избавиться от грехов, которым предаются языческие народы (первая идея святости). Это воздержание от греха становится затем самым существенным в понятии святости. Но впоследствии святой Павел (Гал 5.14) называет "святыми" христиан, которые, получив через веру и крещение благодать Христа и Духа, придерживаются закона, вкратце выраженного в предписании Левита 19.18: "Люби ближнего твоего, как самого себя". 

 

21 Святость жизни священников  

 

Если и простой израильтянин должен быть свят, то люди, особым образом вступающие в общение с Ягве, должны быть еще святее других: таковы священники, назначение которых — совершать жертвоприношения Ягве. Достоинство священников налагает на них ряд обязательств.  

1-4 — Их святость нужно охранять от осквернения через соприкосновение с трупами, через участие в обычных траурных обрядах (с которыми были связаны различные суеверия). Исключения допускаются лишь для самых близких родственников по браку или покрови.  

10-15 — Святость первосвященника охраняется еще более строгими мерами. 

16-24 — Определенные телесные недостатки несовместимы со служением у жертвенника. Бог есть творец физического мира, и Его народ должен признавать Его таковым. Физический недостатоку священника противоречил бы этому, тем более что священники близки к Богу, тесно приобщены к Его святости и являются Его представителями перед людьми. 

 

22 — Святость жертв 

 

Все, что относится к культу Ягве, должно быть свято. Святость есть Божественная прерогатива. Поэтому ею должно характеризоваться все, что прямо или косвенно касается личности Божества. Одного присутствия Ягве достаточно для того, чтобы сделать святым все, что Его окружает. 

1-30 — Отсюда святость жертв при совершении жертвоприношений. Условия, которые требуются при этом от священников и мирян, условия выбора жертвы. 

31-33 — Призыв соблюдать заповеди, изложенные в гл. 21 и 22. 

Напоминание о самом основном: святить Ягве среди детей Израиля. Как можно святить Ягве, который Сам освящает? Собственно говоря, Его не святят в прямом смысле, но дают людям узнать и почувствовать Его святость, сообразуя свое поведение с предписаниями Бога святого. Этот долг "святить Бога" есть прерогатива Израиля — Ягве хочет, чтобы Его прославили Его сыны (ср. молитву Христа, "Отче наш": "Да святится имя Твое"). Впоследствии Иисус будет учить Своих учеников молитве, где Бога Отца станут просить о том, чтобы имя Его святилось всеми людьми, которые будут творить на земле Его волю, то есть еврейского "партикуляризма" больше не существует (Мф 6.10; Лк 9.2). 

 

23 Богослужебная жизнь: суббота и большие праздники 

 

Святым должен быть богослужебный круг, который в течение года обеспечивает единение народа с его Богом. 

Отсюда предписания о соблюдении праздников. Левит называет "священными" те собрания, которые должны происходить в святилище во все субботние дни, то есть в дни отдыха, посвященного Ягве, и в дни религиозных праздников, при торжествах Ягве.  

"Торжества" — это "времена, установленные Богом для празднования Его праздников". 

"Священные собрания" — собрания в святилище.  

3 — Во-первых, суббота. Напоминается устанавливающее ее предписание. Это не торжество в собственном смысле слова, но в этот день происходит "священное собрание". Отдых должен быть полным ("суббота" происходит от еврейского глагола, означающего "перестать действовать", "не работать"). Это радостный отдых, посвященный Ягве. 

Всех торжеств пять: 

5-14 — Пасха с приношением первин 

Празднуется в первый месяц, то есть в месяц нисан (приблизительно соответствующий нашему апрелю), в его четырнадцатый день. Праздник начинается вечером и кончается вечером следующего дня. Это Пасха (прохождение) Ягве. Затем на пятнадцатый день и в течение семи последующих дней празднуется праздник опресноков. 

Об обрядах, связанных с этими праздниками, и их значенииследует прочесть Исх 12.1-14,21-28 и Исх 12. 15-20; 13. 3-10. 

9-14 —Приношение первин. Пасха действительно совпадаетс началом жатвы (ячменя). Приносится благодарение Всевышнему Подателю всякого блага, в надежде на небесное благословение дляобильной жатвы. 

Обряд раскачивания снопа означает приношение Ягве. Это приношение сопровождается  всесожжением ягненка и пшеничной муки. 

 

15-22 Пятидесятница, или праздник седьмиц 

 

Второе из трех великих торжеств у евреев. Оно названо такпотому, что приходится на пятидесятый день после приношения снопа ячменя во время праздника опресноков. 

Это земледельческий праздник, он должен засвидетельствовать перед Ягве благодарность Его народа за благодеяния урожая. Это продолжение пасхального торжества. Евреям этот праздник напоминало верности Ягве Его обетованиям (Исх 38): Он вывел их из Египта, чтобы привести в землю плодородную, и теперь дает им обильныеурожаи и прочие земные блага. 

17 — Приношение: два хлеба поднявшихся, потому что это в благодарность за каждодневную пищу, и два ягненка. Те и другие несъедаются, а передаются священникам. 

18-19 — К этому добавляются жертвоприношения трех других родов, подчеркивающие религиозный характер праздника. Они выразительно символизируют чувства поклонения, раскаяния, благодарения и единения с Богом. 

 

23-25 Новолуние седьмого месяца  

 

На новолуние или в первый день каждого месяца происходят увеселения и жертвоприношения при трубных звуках. В начале седьмого месяца торжество особенно велико: это праздник труб. Первый день этого седьмого месяца должен быть отмечен священным собранием и отдыхом. Подробное описание обрядов см. в Числ 29.1-6. Седьмой месяц, субботний, носит особо священный характер: в это время происходят большие праздники очищения и кущей. 

Трубы напоминают народу, что он должен объединиться в священном собрании, дабы возблагодарить Бога за полученные благодеяния. 

 

26-32 — День очищения (см. гл. 16) 

 

Обязательные пост и отдых. Этот день обладает исключительным значением. Тех, кто не соблюдает его, постигнет жестокая кара. 

 

33-43 — Праздник кущей (хижин из веток и листьев) 

 

В Исх 23.16 это праздник урожая, который отмечается в конце года, когда собирают плоды полей. 

Во Втор 16.13-15 это праздник, сопровождающий сбор плодов гумна и давильни. 

В Левите он приурочен к пятнадцатому дню седьмого месяца. Подробно описываются жертвоприношения, происходящие в течение восьми дней праздника (см. также Числ 29.12-38). 

Связь этого праздника с земледелием, его религиозный и исторический характер. 

Пребывание в хижинах из ветвей напоминает о пребывании в шатрах кочевников в пустыне. Шаткому положению в пустыне противопоставляется устойчивое положение в стране Ханаанской. 

40 — Этот праздник должен быть исполнен радости. Он и в самом деле был самым радостным в году. Его называли словом, обозначающим "праздник по преимуществу". Контраст между счастьем жизни, наделенной Божиими благодеяниями, и нищетой мрачных дней, проведенных в пустыне, возбуждал в душах чувства радостной благодарности Ягве. 

 

24 Дополнительные обрядовые предписания 

 

1-9 — Повеления относительно светильников и хлебов предложения. Хлебы предложения (по-древнееврейски "хлеб, положенный пред лицом Господа") изготовлялись левитами из пшеничной муки. Этих хлебов должно быть двенадцать (по числу двенадцати колен Израилевых). Их располагают в два ряда на золотом столе, стоящем перед Ягве (ср. Исх 25.23-29). Поверх каждого ряда кладется чистый ладан.  

Эти хлебы не приносились через огонь в жертву Ягве, они принадлежали Аарону и его сыновьям. Их меняли каждую субботу в свидетельство и обеспечение вечного Союза Ягве с Его народом. 

Эти хлебы — нечто "очень святое": только Аарон и его сыновья могли есть их, притом в святом месте. 

10-23 — Наказание за богохульство и некоторые другие провинности. Закон "Око за око". 

 

25 Законы о субботнем и юбилейном годе 

 

В основе этого закона о годе "покоя земли" лежит великолепная идея: нет ни капитализма, ни коммунизма, все принадлежит Богу, все управляется Им. Это должно стать явным для всех. Отсюда практические выводы: нужно принимать во внимание обеднение слабыхи странников. Каждый седьмой год утверждается верховное право собственности Бога на Землю Обетованную, которая также свята.  

1-7 —Субботний год: каждый седьмой год земля отдыхает, по аналогии с обязательным отдыхом человека в седьмой день. Освящение и признание верховного владычества Ягве. 

6-7 — Все плоды земли принадлежат Богу, истинному владельцу страны, и Он распоряжается ими на благо всех жителей. 

До Вавилонского пленения этот закон нигде не упоминается. Он не всегда соблюдался из-за связанных с ним трудностей недостатка продуктов и других лишений. 

8-55 — Юбилейный год: идея субботы расширяется и находит новое применение. Предписывается возвращать прежнему владельцу всякий отчужденный земельный надел (ибо страна принадлежит Ягве) и отпускать на свободу каждого попавшего в рабство израильтянина (ибо он служитель Ягве). 

Так надлежит поступать каждый пятидесятый год, по прошествии семи субботних годов, то есть после каждых сорока девяти лет. Таким образом, юбилейный год следует за субботним годом седьмой седьмицы годов. Этим еще усугубляются трудности и стеснения, связанные с субботним годом: второй год без сева и урожая. Начало этого года возвещалось трубным звуком в десятый день седьмого месяца.  

Отметим большое социальное значение этого религиозного закона: земля не принадлежит тем, кто ее обрабатывает, она собственность Ягве, который дает ее в пользование всем семьям. Таким образом, становится невозможным разделение на две социальных группы: богатых землевладельцев и бедняков, которых богатые лишили земельных наделов. 

На практике результат далеко не отвечал намерениям законодателя. 

23-34 — Бывшие владельцы проданных земель или их близкие родственники могли выкупать эти земли, не дожидаясь наступления пятидесятого года. 

36-37 — Запрещение давать взаймы под проценты, необходимость милосердия. Израильтянин должен помнить щедрость Ягве по отношению к нему и сам поступать бескорыстно.  

46 — Отметим явный прогресс по сравнению со Сводом Заветаи с Второзаконием в том, что касается защиты обобранных. 

47-49 — Обращение с чужеземцами. Постоянных рабов следует искать среди них. 

Случай израильтянина, проданного разбогатевшему в стране чужеземцу: право выкупа. Обращаться с этим израильтянином следует мягко, как с наемником, ибо дети Израиля являются служителями Ягве. Следовательно, они не должны оставаться в рабстве у чужеземца. 

Фактически в истории Израиля не обнаруживается признаков применения закона о юбилейном годе. На несоблюдение этого закона жаловались пророки, в особенности Михей и Исайя. 

 

26 Заключительное увещание 

 

Эта глава в наибольшей степени проникнута пророческим духом. В ней раскрываются великие идеи пророков, особенно Иезекииля, о будущем Израиля (которое для ее автора принадлежит уже прошлому). В ней продолжается всегда необходимая великая библейская проповедь о том, как Ягве поступает со Своим народом, верным или неверным, раскаявшимся и обратившимся. Ибо народ Божий, постоянно находящийся в состоянии неустойчивого равновесия между "благословением" и "проклятием", должен стараться быть верным всегда, даже после того как согрешил. 

Благословения или проклятия зависят от поведения Израиля. 

4-10 —Благословения материального характера: плодородие земли, защита от диких зверей и вражеских воинов, обетованиемного численного потомства. 

11-13 — Духовные благословения: Бог Израилев будет присутствовать среди Своего народа. Храм будет Его жилищем. Бог обеспечитнароду постоянное покровительство — народ будет Его народом. 

Следует отметить "нарастание" обетований, которые из плана материального подымаются в план духовный. 

14-39 — Проклятия: угрозы наказаний в случае несоблюдения Божиих законов и повелений. Следует отметить возрастающую суровость этих угроз: болезнь, засуха и плохой урожай, нашествие диких зверей, война, опустошение страны и изгнание ее жителей. 

Речь идет не о частных и преходящих провинностях, но об общем и постоянном отказе осуществлять на деле Божественные принципы, о небрежении и отталкивании, которые приводят к нарушению Союза-Завета. 

44-46 — Глава заканчивается обетованием верности Ягве Своему народу. 

 

27 — Приложение  

 

Оно примыкает скорее к первой части: речь идет об определении платы в святилище. 

1-29 - Возможность выкупить людей или вещи, посвященные Богу. Отчисления на Храм: они принадлежат Ягве. 

30-33 Десятина от земли (с урожая зерновых и фруктов) может быть выкуплена посредством уплаты ее стоимости, увеличенной наодну пятую. 

Десятина с крупного и мелкого скота посвящена Ягве и не может быть выкуплена. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Религиозное значение Левита 

 

Существует предубеждение, увы, весьма распространенное, будто бы чтение Левита может интересовать только специалистов по истории культов. В крайнем случае допускается, что простой христианин может бегло просмотреть эту часть Библии, для того чтобы ознакомиться с религиозным миром иудаизма, в котором жил Господь наш Иисус Христос и с которым связано Его учение. Действительно, в Новом Завете (например, в Евангелии и в Посланиях Павла, в Послании к Евреям) есть много ссылок на обряды Левита. 

Необходимо ясно сказать, что Левит, несмотря на "суровую внешность", представляет собой великую книгу живого богословия. Он вводит нас в атмосферу глубоко религиозную и весьма своевременно преподает нам уроки религиозного духа (что можно было заметить уже во время чтения). 

Остановимся на некоторых из великих религиозных тем Левита. 

 

Левит дает нам чувство Бога 

 

На всех своих страницах он говорит нам о Боге. Говорит не абстрактно о Его "природе" и "атрибутах", а показывает, что такое Бог для Своего народа. Это исповедание веры в действии.  

Тем самым он дает нам в полной мере ощутить святость Бога. Что следует понимать под этим выражением? Святость Бога — это то, что присуще именно Ему. Это тайна Бога, который "совсем иной", абсолютно отличный от сотворенных существ, "отделенный". Абсолютно никто не может быть сравнен с Ним. 

Эта идея трансцендентности Бога, то есть Его бесконечного величия, господствует во всей книге. 

Левит напоминает христианам, что отцовство Бога, которое им открыл Христос, не должно вызывать у них чувства пренебреженияк тому глубокому благоговению, какое испытывал перед своим Богом Израиль. 

 

Левит дает нам ощутить, что такое народ Божий 

 

Святость Бога может быть передана. На человеческом плане святото, что изъято из мирской области и перенесено в область, принадлежащую Богу, то, что вступает в соотношение с Ним. Эта святость по приобщению распространяется на лица, на предметы, на места, на времена. Но прежде всего свят Израиль. Ибо Бог выделил его, изъял его из мирской области, приобрел его для Себя, посвятил его особым образом через его избранничество, через союз с ним, через его освобождение из Египта, через его призвание быть свидетелем. Таким образом, Левит возвращается к великим библейским темам. 

Эта святость, прежде всего и по существу являющаяся более милостью Божией, чем нравственным совершенством, имеет три аспекта. 

 

а)    Отделение: Израиль должен быть отделен от других народов, то есть он не должен быть как египтяне и хананеяне и не должен поступать как они. Эта святость требует разрыва со всем, что нечисто, требует полного отвержения нечистого. 

 

б)     Освящение: это отделение совершается в целях освящения. Бог требует от Израиля святости, потому что этот народ принадлежит Ему. Он поместил его в такой жизненной сфере, в которую другие не имеют доступа. Существует совершенно особое отношение Бога к Израилю и Израиля к Богу. Коротко говоря, это священный народ, народ-священник. 

 

в)    Обязательства: это практическое следствие. Израильтяне должны освящать себя, осуществляя на деле Закон Ягве. Творя Его волю, они свидетельствуют о Нем перед другими народами, которые также принадлежат Богу и должны придти к Нему, увлекаемые Израилем. Ради этой цели он и был призван первым. Левит снова говорит о великой библейской тайне "домостроительства спасения".  

Следовательно, у народа, избранного Богом, все существование будет сосредоточено на Боге. Жизнь этого народа будет жизнью в единении с Ягве, великим и святым. Все, что может прославлять эту святость и позволяет подражать ей, будет тщательно соблюдаться: великолепие культа, забота о теле и душе и т. д. Члены народа Божия будут объединены между собою не только узами крови, нои глубокой и требовательной братской любовью. Таким образом, в Левите мы уже находим ту "двойную озабоченность" — озабоченность Богом и ближним, которая подготавливает Новый Завет.  

Идеал, к которому стремится Левит, — сделать из еврейского народа общину "освященных", достойную приносить Богу совершенную жертву, — этот идеал в высшей форме осуществляет христианская община, Церковь, "новый Израиль по духу". Следует перечесть Послание к Евреям и Первое послание Петра (2.5-9). 

 

Левит дает нам ощутить, что такое священство 

 

Особые отношения с Богом делают священника человеком, отделенным от всего мирского и сопряженным с Богом. Этот священный характер священника, эта отделенность выражается особым посвящением и особым образом жизни. Священник является посредником: как Божий человек, перешедший в сферу реальностей, относящихся к Богу, он оттуда выступает заступником за своих братьев. 

 

Левит дает нам ощутить, что такое жертвоприношение 

 

Он напоминает нам о том, что жертвоприношение является религиозным актом по преимуществу. 

 

а) Потому что оно выражает наше чувство абсолютной зависимости от Бога. Идея, вдохновляющая жертвоприношение, заключается в следующем: Бог есть Всевышний Владыка, которому принадлежит все и к которому все должно возвратиться, (см. Пс 50/49/.9-10). Следовательно, вполне справедливо платить ему некую дань. Только после этого человек может пользоваться остальным. Богу приносят жертвы не оттого, что Он в этом нуждается, а в признание Его высшей власти. В дальнейшем пророки неоднократно повторяют эту мысль. 

Этот дар принимает особую форму: приносимое уничтожается полностью или частично. Однако не следует думать, что жертвоприношение заключается в уничтожении. Было бы нелепостью воздавать честь Владыке жизни посредством уничтожения жизни. Уничтожение предшествует приношению потому, что приносящий должен лишиться возможности использовать для себя то, что он приносит. Он действительно отдает это, и уничтожение жертвы представляет собой видимое средство отдать ее Богу, ибо она переводится в область невидимого, где Он пребывает. 

 

б)    Потому что жертвоприношение имеет целью установить единение с Богом. При этом совершается обряд, благодаря которому устанавливаются и укрепляются отношения между людьми: обряд трапезы. Жертвоприношение это тайна подхода к Богу и общения с Ним. 

 

в)    Потому что цель жертвоприношения также и в искуплении греха. Оно позволяет грешному человеку вернуть себе Божиюмилость. Тем самым Левит дает нам ощутить, что такое грех. 

В дальнейшем Новый Завет знает только одно жертвоприношение — Голгофское, которое таинственными обрядами доносит до нас евхаристическую жертву. Оно объединяет в себе все элементы левитического жертвоприношения: благодарение, полную отдачу жертвы Богу, как при всесожжении, общение с Богом, превосходящее все, что могли представить себе израильтяне. 

 

Левит вводит нас в тайну искупления 

 

Именно потому, что позволяет нам осознать грех, греховное состояние человечества, необходимость прощения и искупления. Левит — книга красная от крови, и эта кровь указывает на драму греха.  

Как и весь Ветхий Завет, Левит устремлен к Христу. Это мессианская книга. Для того, кто читает ее по-христиански, Иисус присутствует в Левите как жертва и как Спаситель.  

В особенности же Левит устремлен к святому евхаристическому жертвоприношению. Он подготовил Евхаристию, и он всегда подготавливает к ней нас: знание Левита представляет собой главный шаг к правильному и глубокому усвоению тайны обедни. 

 

Левит дает нам ощутить, что такое литургия 

 

Левит дает нам ощущение общины, братской солидарности людей в их общем движении к Богу, ощущение общинных проявлений религии. Ибо Левит есть главным образом свидетельство об одном из важнейших проявлений деятельности народа Божия: о религиозном служении, о святой литургии. Он напоминает нам о глубинном вдохновении, которое должно животворить богослужение народа Божия. Он восстанавливает у нас ощущение знака, ибо таинственность коренным образом присуща богослужению, использующему предметы, движения, места и времена. 

Он напоминает нам о том, что конкретные реальности богослужения нечто означают и что наша личная, внутренняя жизнь должна выражаться внешними и общинными жестами и поступками. 

 

В итоге Левит дает нам ощущение священного. Об этой книге справедливо сказано, что она представляет собой "подлинное руководство по педагогике священного". Эти столь многочисленные и столь тщательно разработанные обрядовые предписания даны для того, чтобы чтить Бога и служить Ему: ввиду трансцендентности Бога и Его святости ничто не должно оставаться "приблизительным". Даже малейшая подробность имеет значение, потому что она связанас величественным Богом. 

Ничто лучше Левита не может воспитать у нас религиозное сознание и внушить нам представление о достоинстве религии. Поэтому иудеи во времена Христа начинали изучение Библии именно с Левита. 

В то же время он дает нам ощущение тайны, потому что все эти культовые или гигиенические предписания должны ввести нас в мир, который принадлежит Богу. 

Левит — великая церковная книга. Это книга людей, общностью жизни объединенных с Богом и между собою, — книга Церкви, собравшейся в молитве и приобщенной к искупительному жертвоприношению. 

 

Главный источник христианского культа 

 

Религиозные ценности, носителем которых является Левит, восприняты Католической Церковью. Ее богослужение многим обязано этой книге. Наша богослужебная символика во многом восходит к ней — настолько, что чтение Левита необходимо тому, кто хочет понимать христианские обряды и таинства. 

Левит учит христиан осознанию тесной связи, существующей между ощутимым знаком и Божией благодатью, осознанию одновременной необходимости обряда и внутреннего расположения, учит, незабывая и о пользе подразделений. 

 

Актуальная книга 

 

Актуальная для священников, которые найдут в ней особенно богатую пищу для размышлений. 

Она побудит их задуматься над своим состоянием "посвященных", над "священным" характером своего служения в качестве посредников и над вытекающими из этого обязательствами. Они поймут, что вся их жизнь связана с Богом. Левит поможет им развивать подлинное богослужебное пастырство. 

Верующим двадцатого века он послужит драгоценной помощью; он позволит им вновь открыть коллективные и богослужебные аспекты их религии.