Символ 8/ 1982   

 

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ИСХОДА 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Почему это заглавие? 

 

Книга Исхода, вторая книга Библии (и Пятикнижия), рассказывает об уходе евреев из Египта. Это было не отчаянное бегство, но освобождение и радостное шествие к Земле Обетованной. Израиль воспел этот исход как триумф, благодаря которому Бог спас Свой народ "мышцей сильною и рукою простертою" (ср. Пс 105/104/).  

 

Значение этой книги  

 

Эта книга — важнейшая в Ветхом Завете. Она представляет собой "эпопею" истинного Бога, помнящего о Своем народе и спасающего его. Это чудесное освобождение является знаком верности Бога Своему замыслу любви. Это также рождение Израиля как нации и рождение ягвизма как религии и культа. Поэтому отзвуками Исхода полон весь Ветхий Завет — об этом событии рассказывают из поколения в поколение. 

Эта книга имеет огромное значение и для христиан. Первая Пасха подготавливает великую пасхальную тайну, христианскую Пасху, средоточие христианства. Формирование народа Божия прообразует возникновение Церкви и соединение избранных на небе.  

 

Литературный жанр и план  

 

Книга Исхода сложилась, вероятно, на основе двух преданий, J и Е. Это эпопея, точнее эпическое народное сказание, и, следовательно, образная и стилизованная история. По всей вероятности, эти тексты предназначались для чтения при торжественных пасхальных богослужениях, что должно было повлиять на сам характер текстов. Это была национальная эпопея. Потому-то автор и не заботится о точности, как заботился бы современный ученый. Он пишет фреску широкими мазками — стало быть, не все подробности следует понимать буквально. К тому же историческое воссоздание событий часто оказывается невозможным из-за отсутствия документов. Однако нам известно все самое важное; интересовать же нас должен религиозный смысл фактов: в Исходе проявляется провиденциальное действие Божие. 

В книге две главные темы уход из Египта (гл. 1-15) и Синайский Союз-Завет (гл. 19-40), — связанные между собой при помощи второстепенной темы путешествия по пустыне (гл. 15-18), темы, которая затем выдвигается на первый план в книге "Числа".  

 

Кто автор Книги Исхода?  

 

По этому поводу можно сказать то же самое, что и по поводу всего Пятикнижия. Основа принадлежит Моисею, но с течением времени что-то добавлялось и переделывалось. Тем не менее автором Книги Исхода можно назвать Моисея.  

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ  

 

Уход из Египта  

(гл. 11-15)  

 

1 Последние события, описанные в Книге Бытия  

 

Клан Иакова переселился в Египет. Между этим событием и началом Исхода лежит неопределенный, но, во всяком случае, достаточно долгий период времени (видимо что-то около четырехсот лет). Еврейское население сильно увеличилось.  

 

8Угнетение евреев  

 

В 1580 г. до Р. X. происходит важная перемена — чужеземная династия гиксосов, в свое время принявшая евреев, изгнана из страны. Теперь снова царствует египетский фараон (вероятно Рамзес ІІ). Евреи теряют свое привилегированное положение, к ним даже начинают относиться подозрительно. Не изгоняют их только потому, что фараоны той эпохи, великие строители, находят у них обильную и дешевую рабочую силу. Такое положение сохраняется долго (видимо лет триста или около того). За эти годы религиозное чувство народа ослабевает, память о Божиих обетованиях начинает меркнуть. 

15 — В эпоху Моисея условия становятся еще более тяжкими: фараон приказал умерщвлять новорожденных еврейских мальчиков, так как евреев стало слишком много. Кажется, что Бог забыл Свои обетования. У евреев появляется желание уйти в Ханаан — Землю Обетованную. Впоследствии Моисей будет опираться на это стремление к свободе. 

Люди выполняют Божий замысел даже тогда, когда кажется, что они действуют наперекор ему: приказ фараона в конечном счете принесет народу Божьему не смерть, а свободу.  

 

2 Бог готовит Моисея к осуществлению его призвания  

 

Слабое Божие (корзинка из тростника) крепче мощного человеческого (ср. 1 Кор 1.25), 

Моисей, воспитанный при дворе фараона-гонителя, получает образование, какое дают наследникам престола. Будущий вождь знакомится с политикой, дипломатией, военным искусством, законами. 

11 — Тем не менее Моисей остается евреем. Это видно из того, как он, уже в возрасте сорока лет, реагирует на рабское состояние своих соплеменников (Деян, ср. также полные восхищения строки Послания к Евреям — 11.24 и далее). 

Бегство в страну Мадиамскую — пограничный район на Синайском полуострове. Моисей сталкивается с кочевой жизнью и женится на дочери местного священника. 

24 — Божий взор: Бог видит страдания Своего народа. Бог не может не взирать на него и не перестает действовать ради его спасения.  

 

3 Бог призывает Моисея к выполнению его миссии  

 

Бог спасает человека посредством человека. 

Перед нами контаминация двух преданий — Иофора называют также Рагуилом, имеются различия в изложении подробностей, но основа одна и та же. Хорив — другое название горы Синай. Встреча с Богом в полном одиночестве. Горящий и несгорающий куст — символ Божией святости, Божией трансцендентности и неизменности. Бог одновременно невидим и явлен, таинственен и сообщен человеку. Откровение Бога в Библии — откровение огня (Быт 15.17; Исх 19.16; Втор 4.12; 4.36; 5.5). 

5 — Бог указывает на расстояние, отделяющее от Него Его творение. Близкого общения, которое было в раю, больше не существует. 

Святость Божия: абсолютное разделение. Бог "совсем другой". Он по Своей сущности не такой, как мы. 

Впечатление от величия Божия: религиозное благоговение Моисея. Благоговение перед Богом одна из основных идей Ветхого Завета: поклонение не препятствует любви. 

6 — Бог поручает Моисею определенную миссию. Он поступает так, как поступает с нами всегда, то есть открывает Моисею только часть его призвания — тот должен вывести евреев из Египта. Таким образом Бог хочет предохранить Моисея от упадка духа. Всякое призвание осуществляется поэтапно: "довольно для каждого дня его заботы" (Мф 6.34) и уделенной ему благодати. Когда человек соглашается следовать своему призванию, влияние Бога уже не ослабевает — труден только первый шаг. Отсюда важность отказов в духовной жизни. Призвание есть тайна и дерзновение. 

11 — Моисей возражает Богу. Его вера не так совершенна, как вера Авраама и Марии. В нем еще недостаточно смирения, он недостаточно отрешился от самого себя, он предвидит трудности и опасности своей миссии. Спор этот — не пятиминутный. Мы чувствуем внутреннюю напряженность Моисея и в то же время видим, что Бог не насилует человеческой свободы.  

 

Первое возражение: страх, смешанный со смирением  

 

Обетование Божией помощи. Это возглас, звучащий во всей Библии: "С нами Бог" (ср. Рим 8.31).  

 

13 Второе возражение: незнание Того, Кто посылает  

 

Из слов Моисея ясно, что он хочет войти в соприкосновение с Тем, Кто с ним говорит. 

Не будем удивляться этой просьбе. В ту эпоху многобожия каждый бог получал свое имя, чтобы можно было отличить его от других. С другой стороны, согласно представлениям семитов того времени, имя неразрывно связано с личностью: знать имя значит вступить в контакт с личностью. 

14 — Бог открывает Свое имя: ЯГВЕ. Имя таинственное и насыщенное. Оно имеет четыре значения, до некоторой степени связанные друг с другом. 

Я Тот, Кто есть: абсолютное Существо, в Себе Самом содержащее источник собственного бытия. 

Я Тот, КтоЯ есмь: отказ ответить. Недоступная тайна трансцендентности. 

Я есмь (и буду) Тот, Кто дает (ибудет давать) бытие: Бог есть источник всего существующего. 

Я Тот, Кем Я буду: люди увидят, Кто я, ибо Я открою это в ходе истории. Бог являет Себя, управляя ходом событий. Он утверждает полноту Своего бытия и непостижимую тайну Своей трансцендентности. Он — Бог одновременно сокровенный и постепенно открывающий Себя в ходе истории. 

Это важный этап Откровения: Бог приближается. Праотцы поклонялись безымянному Богу. Они шли, устремив взор на невидимое и непредставимое, на то, чего не могли даже определить словами. Это была голая вера и абсолютное благоговение перед абсолютной тайной. Отныне люди могут, без риска впасть в идолопоклонство, называть Бога, говоря просто: "Он есть". Особое, присущее только Ему свойство в том, что Он существует, другие же не существуют. 

Но тайна остается.  

 

4Третье возражение: неверие евреев  

 

Бог дает Моисею ощутимое знамение Своего явления: пастушеский жезл превращается сначала в змея, а затем в жезл вождя. "Игра вещами" великолепна, в ее символике заключен двойной смысл: это предвестие победы Моисея и над силами зла, воплощенными в змее-искусителе (ср. Быт 3), и над Египтом (одним из самых знаменитых животных-тотемов этой страны была кобра). В руке Моисея Египет из змеи превратится в жезл, которым легко действовать (ср. Ис 10.5). 

Второе знамение — проказа, самая страшная на Востоке болезнь, "казнь" по преимуществу. Поразив Моисея проказой и затем исцелив его, Ягве демонстрирует свою абсолютную власть над человеком. Он Бог, Который поражает и может умертвить, но также Бог, Который исцеляет и воскрешает (ср. Числ 12.10: Моисей, подвергшийся нападкам своей сестры, поражает ее проказой; Мк 1.40-44: первое совершенное Христом исцеление — исцеление прокаженного). Если же этих двух знамений окажется недостаточно, Моисей превратит воду Нила в кровь — пугающее предзнаменование страшного кровопролития.  

 

10 Четвертое возражение: физический недостаток Моисея  

 

Моисей заявляет, что ему трудно говорить. Но Бог дает ему в помощь Аарона и обещает, что Сам будет вместе с ним.  

 

13 Пятое возражение: упадок духа  

 

Страх перед трудностями, перед возлагаемой Богом задачей, последняя вспышка сопротивления. Но постепенно призвание целиком подчиняет себе Моисея. В конце концов он полностью принимает свою миссию. 

19 — Новое, очень важное высказывание Бога. Израиль — первенец Ягве. Фараон должен отпустить его, иначе Ягве применит закон возмездия: первенец за первенца. 

24 — Этот таинственный эпизод трудно истолковать. Где-то по дороге в Египет Ягве пытается умертвить Моисея. Тут возможны два истолкования. 

1)             Сепфора совершает обрезание сына и символическое обрезание мужа. 

2)             Сепфора совершает обрезание мужа и произносит слова, взятые из мадианитского брачного ритуала: "Ты жених крови у меня". 

По-видимому, Моисей не был обрезан. Он виноват в том, что пренебрег этим добрачным обрядом, символизирующим принесение своей полодовитости в жертву Ягве и имеющим целью дать человеку плотский знак его принадлежности Богу. Как будущий глава народа Божия, Моисей должен быть обрезан, тем более что это необходимое условие, для того чтобы есть Пасху.  

 

5 Осуществление призвания  

 

Попытка убедить фараона и евреев. Сейчас правит другой фараон, сменилась и администрация, поэтому Моисей не беспокоится относительно своего прошлого. Речь идет, очевидно, о фараоне Мернептахе, который был преемником Рам зеса II, умершего, по-видимому, около середины XIII в. (различные источники расходятся в определении точной даты его смерти). В переговорах с Мернептахом Моисей потерпел полную неудачу. Он испытывает одиночество вождя: фараон ему отказал, а евреи им недовольны. К тому же фараон бросает кощунственный вызов Ягве: "Кто такой Ягве?"  

 

7 Борьба Ягве с Египтом  

 

Поединок Моисея с фараоном следует понимать как отражение борьбы между Богом Израилевым и богами Египта, которым служат волхвы. Божие вмешательство приводит к объединению враждебных сил — мир буквально "встает на дыбы". Египет становится в Библии символом типичного противника народа Божия, земной власти, старающейся противостоять замыслу Бога. 

Ягве показывает себя более сильным, чем египетские боги. Следовательно, Он имеет право требовать от фараона того, чего Он хочет. 

14 — Красный Нил: в этом чуде отражается периодически повторяющееся явление природы (наносы из эфиопских озер). Здесь это предзнаменование кровопролития, которое будет вызвано сопротивлением Египта.  

 

8-10 Десять казней 

 

Исторически восстановить эти факты невозможно. Несомненно лишь то, что у свидетелей они оставили глубокое впечатление. Возможно, в рассказе имеются литературные преувеличения, но он глубоко поэтичен. Стиль пророческий: казни возвещаются заранее, при этом повторяется один и тот же рефрен. Казни не только служат наказаниями, в первую очередь они символизируют могущество Ягве перед лицом фараона, воплощающего собой демонические силы сопротивления. 

Эти "казни" представляют собой естественные явления, хорошо изестные египтянам (колоссальное размножение комаров и других насекомых во время разливов Нила, нашествие саранчи, ветер сирокко, несущий из пустыни огромные, заслоняющие солнце тучи песка). Чудесный характер "казней" заключается в тех обстоятельствах, которые их сопровождают: они наступают мгновенно и тогда, когда этого хочет Моисей, а также отличаются особой "интенсивностью". Он них страдают лишь египтяне, но не евреи. Сегодня мы употребили бы в этой связи выражение "провиденциальные обстоятельства". Фараон постепенно начинает сдаваться.  

 

11 Десятая казнь: возвещение смерти первенцев 

 

Жестокость — один из элементов рождения Царства Божия. Пророк Иезекииль впоследствии сравнит рождение Израиля с рождением ребенка — это кровавая баня. Пусть дьявольские атаки захлебнутся в крови (ср. эпизод с золотым тельцом — Исх 32.25-29; разрушение капища Ваала — Числ 25.1-15). Эпопея Исхода пронизана мощным чу вством воинственного рвения, иногда почти непереносимого. Она носит националистический и воинственный характер.  

 

12 Моисей восстанавливает пасхальные обряды  

 

Первоначально Пасха была праздником кочевников и пастухов. На Пасху совершалось заместительное жертвоприношение: овца или ягненок приносились в жертву Ягве, чтобы отвести Его гнев от человека. Жертвенное животное съедали, а оставшейся кровью мазали или кропили пороги и дверь, которую нужно было охранять. 

15 — Праздник Опресноков связан с неожиданным и поспешным уходом евреев. Первоначально это был земледельческий праздник, праздник нового хлеба (тесто для хлеба замешивали без закваски, приготовленной из муки предыдущего урожая). 

29 — Десятая казнь — смерть первенцев. (Ср. Прем 16 — там тот же рассказ, но в стиле, характерном для "Книг мудрых"; ср. также Пс 44/43/). 

Проявление Божиего могущества достигает максимума: развертывание сил зла привело к тому, что воссияла слава Божия. Египтяне не сомневаются, что бедствие вызвано гневом еврейского Бога: теперь они сами просят евреев скорее уходить. Это "блаженная ночь", ночь, когда совершается суд Божий, победа Ягве над силами зла. 

35 — По мнению евреев, Ягве разрешает похищение драгоценностей. Это можно объяснить следующим образом. Евреи уходят в пустыню, чтобы отметить там праздник. Вплоть до наших дней на Востоке сохранился обычай, состоящий в том, что перед большими религиозными праздниками бедные занимают драгоценности и наряды у соседей. Как бы сомнительно ни выглядел весь этот эпизод Книги Исхода, евреями руководит чувство, что они как бы овладевают военной добычей, отнятой у врага, и даже взимают своего рода "религиозный налог", за что Ягве перестанет наказывать Египет. Это также возмещение за их подневольный труд в Египте. 

37 — Цифра явно преувеличена. В этом случае в толпе было бы от двух до трех миллионов человек. Как обеспечить их пищей и водой в пустыне? Толпа эта пестра и неоднородна. 

47 — Предписания, касающиеся Пасхи.  

 

13.17 Переход через Чермноеморе  

 

Этим эпизодом завершается освобождение евреев. Еще раз Ягве показывает, что он сильнее всех. Двинувшись сначала на восток, по дороге, ведущей прямо в Ханаан, евреи затем повернули назад, чтобы пойти южной, более длинной дорогой. Днем перед ними идет облачный, а ночью огненный столп — знак присутствия и действия Божия. 

Фараон уже сожалеет, что отпустил евреев, и думает, что они заблудились в пути. Он решает догнать и уничтожить их. Евреи оказываются в критическом положении: с одной стороны море, с другой — наступающие египтяне. Совершается чудесный переход через "Море тростников" (так назывался по-древнееврейски заболоченный залив Красного моря в области, где ныне проходит Суэцкий канал). 

Ягве показывает Свое всемогущество: ночью сильный восточный ветер обнажает дно залива и позволяет евреям перейти его. Кавалерия египтян бросается вслед, но увязает в болоте. Потом ее поглощает начавшийся прилив. 

Спасению евреев помогли силы природы. И все же это событие было чудом, потому что его заранее возвестил Моисей и оно случилось в нужный момент, когда положение евреев стало поистине отчаянным. Евреи успели перейти посуху, а египтян внезапно настигла вода. 

Рассказ об этом событии — эпический рассказ, расцвеченный авторской фантазией. Полное уничтожение египтян, вода, стоявшая "стеною", — все это не следует понимать буквально. Основное в рассказе — чудесная Божия помощь. Покровительство Ягве было очевидным для евреев. Исход — важнейшее событие в истории Израиля (ср. 1Кор 10.1 и далее).  

 

15 Песнь Моисея  

 

Великолепная, дышащая силой победная песнь. Пляска женщин во главе с Мариам, пророчицей-воительницей. Песня Моисея звучит и сегодня — она читается и поется в Великую Субботу, ибо говорит о Боге-Спасителе.  

 

Путешествие по пустыне  

(гл. 15-18)  

 

15.22 — Между Чермным (Красным) морем и Синаем лежит пустыня Сур. Переход через нее совершается довольно быстро (видимо за три недели), но людям нехватает пресной воды. Народ ропщет. Моисей совершает чудо (говорят, что листья барбариса имеют свойство придавать солоноватой воде сладость).  

 

16 —Недостаток продовольствия — чудо манны  

 

На Синайском полуострове растет вид тамариска, который весной выделяет сок, застывающий в виде мелких белых шариков. Обычно этого сока бывает немного и он мало питателен. В библейском рассказе Ягве насыщает им огромную толпу. Манна исчезнет после вступления в землю Ханаанскую (Ис Нав 5.12). Религиозный смысл этого рассказа заключается в том, что пища исходит от Ягве, Котор ый на шестой день посылает ее в двойном количестве, чтобы седьмой день был посвящен субботнему отдыху. Бог как бы принимает во внимание, что люди никогда не могут рассчитать точно: каждое  утро излишки дневной порции тают под лучами солнца. 

13 — Чудо с перепелами. В марте и апреле перепела улетают из Аравии и других южных стран в Европу, откуда возвращаются в сентябре. Изнуренные долгим полетом, они нередко падают на землю (ср. Мф 11.30-32; Пс 78/77/.26 и далее).  

 

17 Отсутствие воды 

 

Чудо в Рефидиме: вода вытекает из скалы. О другом чуде того же рода, случившемся в районе Кадеса, повествуется в Числ 20.1-18. 

8 — Сражение с амаликитянами — сирийскими бедуинами, контролировавшими караванные пути из Египта в Палестину. Моисей молится, в то время как Иисус Навин ведет в бой небольшой смелый отряд.  

 

18 Юридическая деятельность Моисея 

 

Будучи вождем, Моисей обязан улаживать тяжбы. Он вводит некую систему судопроизводства. Судя по всему, тут мы имеем дело с перестановкой — в действительности это событие произошло значительно позже (ср. Втор 1.9). 

Через три месяца после ухода из Египта евреи приближаются к горе Синай. 

Тема: евреи живут в состоянии зависимости от Ягве. Каждый день они должны обновлять свое упование. Так Ягве постепенно открывает Себя Своему народу, воспитывает его в вере и уповании и этим подготавливает его к принятию Своего Союза-Завета, Своего Закона. 

Миссия Моисея продолжается: освободитель становится вождем народа Божия. Мы видим не только его веру, но также его энергию и компетентность как руководителя. История излагается ярко и красочно: автор желает показать провиденциальное действие Божие. 

Следует помнить, что библейские авторы возводят все к Богу, первопричине всего, не упоминая о роли естественных явлений и людей.  

 

Синайский Союз—Завет  

(гл. 19-40) 

 

Идея союза между Богом и людьми имеет в Библии основополагающее значение (союз с Ноем, союз с Авраамом). Сейчас мы встречаемся с этой идеей на решающем этапе ее развития. Ягве заключил союз с целым народом — Израиль должен стать народом Божиим. Евреи будут спаяны между собой верой в одного Бога, общим культом и совокупностью законов, соблюдение которых явится следствием и условием предложенного Богом Союза. 

В Иисусе Слово Божие стало плотью; Союзом станет сам Иисус. Синайский Союз — прообраз более тесного Новозаветного Союза.  

 

19 Бог предлагает союз 

 

Идея этого "договора о дружбе" исходит от Бога. Это не обычный союз двух сторон, совместно обсудивших и согласовавших все условия. Речь идет о Божием соизволении, благодаря которому человек получает свободный доступ к благам, имеющим Божественную ценность. 

4 — Этот союз основан на всемогуществе Бога, явленном в борьбе с египтянами. 

5 — Вся земля принадлежит Ягве. Но Израиль становится особым народом Божиим. Бог постепенно осуществит Свой замысел — собрать всех людей в единую общину любви. Этот союз превращает народ Израиля в народ святой, выделенный Богом, народ священников, призванный служить Богу и свидетельствовать о Нем перед другими народами (вселенскость). Впоследствии св. Петр употребит эти же слова, говоря о призвании христиан ( 1 Петр 2.9-10). 

8 — Союз этот — свободный союз: евреи могут его отвергнуть. С их стороны требуется лишь одно: соблюдать законы, составляющие основу этого союза. Бог никогда не отменит его, он будет существовать, несмотря на измены народа, ибо верность Божия не зависит от людской верности. Даже отступив от этого союза, люди всегда смогут, раскаявшись, вернуться к нему. На протяжении бурной истории Израиля это случится не раз. "Помни о союзе твоем" — такова будет молитва Израиля. Но этот союз может остаться бесплодным: Божие покровительство будет осуществляться только при условии верности народа. 

Этот союз заключается по чистому соизволению Божию: Израиль ничем не лучше других народов, мы нередко сталкиваемся с проявлениями его дурного характера и безнравственности. Любовь к нему Бога — лишь проявление Его милости. 

9 — Моисей — посредник между Ягве и еврейским народом. Он готовит народ к союзу, освящая и очищая его, дабы народ мог войти в общение с Богом. 

16 — Богоявление: Синай охвачен пламенем. Синай — гора вулканического происхождения. Ягве является как владыка природы и дает почувствовать Свою трансцендентность. 

 

20 Десять Заповедей и Свод Союза-Завета 

 

Бог дарует Себя народу, даруя ему Свой Закон — выражение Своей воли. Таким образом совершается как бы "юридическое оформление" отношений между Богом и Его народом. Одновременно народ получает список своих обязанностей и обещает их соблюдать. 

Закон состоит из двух частей. Первая часть — Десять Заповедей — это нечто абсолютное, основополагающие принципы Закона. На них построена вся личная и общественная мораль, они выражают Божии требования к человеку — требования, остающиеся в силе всегда и везде. 

22 — Вторая часть Закона — Свод Союза-Завета (гл. 20.22 23.19) содержит некоторое число предписаний более частного характера, имеющих силу только для данной эпохи. Этими, весьма конкретными, правилами определяется как порядок семейной и общественной жизни, так и отправления культа. В этих правилах отразились древние традиции, а также обычаи соседних племен. Аналогичные формулировки встречаются в вавилонском, ассирийском и других сводах законов того времени. В частности, правила еврейского правосудия во многом напоминают известные законы Хаммурапи. Все эти различные законодательства, по всей вероятности, восходят к одной основе. Но Свод Завета проявляет больше уважения к человеческой личности (в нем значительно реже упоминаются телесные наказания). Суть "Законов о справедливости" (гл. 23) в целом сводится к одному: "Не делай другим того, чего не хочешь для себя". Тому же учили впоследствии великие пророки, те же слова повторил Иисус. Это — поистине вечное благовествование.  

 

24 Заключение Союза-Завета 

 

5 — Союз-Завет скрепляется кровью жертвенных тельцов. Моисей окропляет жертвенник, символизирующий Бога, и народ, который перед этим одобрил Закон. Имеется две версии рассказа о том, как это происходило. 

1-11 — Согласно первой, все израильские старейшины восходят на Синай и совершают обрядовую трапезу вместе с Ягве. 

12 Согласно второй, Моисея сопровождает только Иисус Навин. Народ оставлен на попечение Аарона и Ора. 

Обрядовая трапеза очень напоминает египетские праздники. Гора рассматривается как престол Ягве и место его земного пребывания. Под ногами Ягве не земля, а нечто напоминающее небесную лазурь — этот образ выражает Его небесное могущество. 

25 — Главы 25-31, дошедшие до нас в самой поздней редакции — Р, были созданы, по всей вероятности, в эпоху вавилонского пленения. Автор хочет показать, что все порядки, все религиозные установления его времени ведут начало от Моисея и исходят из явно выраженной воли Божией. Однако здесь имеются и древние элементы — ковчег и скиния как постоянные знаки Завета. 

10 — Ковчег — четырехугольный ларец (размером 1,12 на 0,67), который носили на шестах из дерева акации. (Точно так же египетские жрецы переносили большие ларцы, в которых хранилась статуя божества.) Ковчег был позолочен снаружи и внутри, и на нем была крышка из чистого золота, над которой Ягве "открывался" Своему народу. В самом ковчеге хранился договор Союза-Завета — скрижали Завета (отсюда название "Ковчег Завета"). Бог являет Свое присутствие там, где почитаются скрижали Его Закона. На концах крышки помешались золотые херувимы с распростертыми крыльями. Это крылатые четвероногие с человеческой головой, которых можно сопоставить с духами-хранителями и заступниками Передней Азии (ассирийские карибу, эгейские грифы). Библия делает их служите­лями Бога (ср. Быт 3.34; Пс 18/17/.11; Ие з 10).Впоследствии Предание отводит им место в ангельской иерархии. 

23 — Стол для хлебов предложения. Такие столы были во всех вавилонских, ассирийских и египетских храмах. 

26-27 — Скиния — передвижное святилище, в котором помещается ковчег Завета. По образцу скинии будет впоследствии построен храм Соломона. 

28-29 — Здесь речь идет о символическом значении священнических одежд и обрядов посвящения и об обязанности священнослужителей совершать жертвоприношения. Все это конкретно выражает назначение священства. 

31.12 — Суббота как таковая существовала и до Моисея. Разделение лунного месяца на четыре недели восходит к глубокой древности. У ассиро-вавилонян и у кочевников 7-е, 14-е, 21-е и 28-е число каждого месяца считались "тяжелыми" днями. Теперь Моисей от имени Ягве меняет все это. "Тяжелый" день становится днем отдыха, заповеданного Богом, затем чтобы люди чувствовали, что Он, еже­дневно дающий им хлеб насущный, раздает его настолько щедро, что человек раз в неделю может отдохнуть, воздавая в этот день хвалу Богу.  

 

32 — Золотой телец и отступничество Израиля 

 

Всего лишь через несколько недель после заключения Союза-Завета евреи нарушают его. В то время как Моисей в од иночестве размышляет на Синае о Божественных установлениях, народ, в свою очередь, устраивает праздник Ягве, но по египетскому и языческому образцу. 

1 — Народ требует изображения Бога, которое можно было бы нести перед толпой. (Согласно египетским и ассирийским обычаям, изображения богов обычно несли перед выступающей в поход армией.) 

Евреи неспособны возвыситься до духовного понятия о Боге невидимом. Завет, запрещающий, во избежание идолопоклонства, создавать материальные изображения Ягве, оказался нарушенным. Однако речь идет все-таки о Ягве, а не о каком-либо языческом божестве. 

15 — Моисей топит в крови этот граничащий с язычеством "народный ягвизм": подлинное единобожие подвергается опасности. 

25 — Обращение к левитам (они принадлежат к тому же колену, что Моисей, и выступают в Библии как грозные воины). Моисей делает левитов коленом священников. Но эти священники — прежде всего воины, они составляют как бы "гвардию" Ягве. Тема отступничества н идолопоклонства встречается в Библии неоднократно (ср. Ис 44. 6-23; 46; Иер 2.4; Иез 14.1-11; Откр 13). 

33 — Ягве приказывает отправляться в путь. 

18 — Моисей удостаивается милости Ягве — Тот являет ему свою славу. Моисей ходатайствует перед Богом за народ. Сущность Бога есть благость.  

 

34 — Возобновление Союза-Завета  

 

6 — Ягве открывает Моисею, что Его милосердие превосходит Его справедливость. 

11 — Десять Заповедей дополняются предписаниями, относящимися к культу. 

29 — На лице Моисея отражается Божественная слава. 35-40.33 — Народ исполняет повеления, данные в гл. 25-31. 40.34 — Господь рядом со Своим народом. Знак Его близости - облако, которое почиет на скинии. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Общий взгляд на Исход 

 

На этом этапе Моисей достигает очень многого. 

1)             Бесформенную массу, пеструю толпу он превращает в народ, который живет по определенным законам и в свое время получит собственную территорию — Ханаан, Землю Обетованную. Внутреннее единство этого народа исходит от религии, его сплоченность основана на союзе с Богом. Он народ Божий,святой народ, царство священников. Следовательно, призвание этого народа не политиче­ское, а религиозное: сохранить единобожие. Отсюда необходимость для него религиозного воспитания, начинающегося со странствования по пустыне. Там он живет, не вступая в контакт с другими народами, целиком завися от Бога и постоянно ощущая Его близость, — живет ради вселенского спасения. 

2)             Этот союз основан на новом Законе. Заимствования из других религий переплавлены в горниле монотеистического Откровения, определяемого личностью Ягве, единого Бога. В то время как во всех языческих религиях человек приобретает благосклонность божества не нравственными поступками, а выполнением определенных обрядов, Десять Заповедей устанавливают связь между моралью и культом. Бога чтут, соблюдая Его заповеди (Исх 25.8; 29.42; 40.34-38). 

Это не только закон страха. Страх существует, потому что он необходим: Бог принимает человека таким, каков он есть. Но существует и закон любви: то послушание, которого Бог требует для поддержания Союза, есть проявление любви, а не раболепства. 

Регламентация, которая дается в Законе, — не только внешняя: определенные поступки, привычки, словно бы относящиеся к внешней стороне жизни и поведения, постепенно создадут определенный дух и приведут к возникновению соответствующих чувств — кротости, верности, великодушия, которые в дальнейшем будут развиты и доведены до совершенства благодаря Евангелию. Конечно, Закон сосредоточивается прежде всего на внешнем поведении, потому что он приспособлен к психологии людей, уровень которых не позволяет воспринять понятие духовности. 

Закон играет роль педагога:он воспитывает народ Божий. Единственную заповедь любви он определяет конкретно и в соответствии с примитивной психологией той эпохи. Народу, который еще находится в состоянии духовного детства, Бог говорит: "Вот что значит любить". Выполняя Божки предписания, народ будет постепенно развивать ум и душу — так Бог готовит его к восприятию внутреннего закона любви, изначально начертанного в сердцах. Благожелательность в отношениях между евреями подготавливает умы к расширению понятия о ближнем. Закон "Око за око", налагающий наказание в соответствии с причиненным вредом, т. е. стремящийся ограничить крайности мести, — первый шаг к кротости. 

Закон наложил на избранный народ свой отпечаток. Направление дано, и ни падения, ни отступничество не смогут изменить его. Народ всегда будет возрождаться благодаря "малому остатку". Синай представляет собой один из великих примеров Божественного воспитания до Христа (ср. Лк 16.31). 

В этом Законе заложено ощущение Божией трансцендентности: культ без изображений, чисто духовный. В этом Законе заложено также ощущение святости Бога: Бог полностью обособлен от творения. Поэтому и все то, что относится к Его культу, также должно быть особым — материал храма, чистые животные, святые дни, святые священники. Но одновременно этот Бог есть близкий, Бог, Который принимает участие в жизни Своего народа и к Которому прибегают во всех важных случаях, чтобы узнать, как себя вести. Он чудесным образом помогает Своему народу. Исход из Египта и сопровождающие его обстоятельства несут на себе явный отпечаток Божьего воздействия. Эти поразительные дела Божии суть знаки Его благосклонности к Своему народу.  

 

Пасха Моисеева и христиане  

 

Бог христиан не есть "Бог философов и ученых". Он живой Бог Библии, Тот, Который вошел в историю людей, открывая им Свою любовь и Свои требования. Если Пасха Христова приносит миру полноту спасения, то Пасха Моисеева — это заря нашего искупления. Бог полностью господствует над всей человеческой историей. В событиях Ветхого Завета уже предвещаются, прообразуются и частично осуществляются решающие события Нового Завета. Это единое движение истории. Освобождение народа Божия из египетского рабства предвещает и подготавливает освобождение всего человечества от рабства греха и смерти. Поэтому вместе с Пасхой Христовой мы празднуем и Пасху Моисееву. Пасхальная свеча напоминает о светлом облаке, которое вело евреев. Во время богослужения читается глава о переходе через море, за которой следует песнь Моисея.  

 

Христос — истинный пасхальный агнец  

 

Так определил Его тот, кто стал как бы связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом, — Иоанн Креститель (ср. Ин 1.29-36). Действительно, Иисус заменяет Собою издревле существовавшую пасхальную жертву. Согласно Евангелию от Иоанна, Его кровь пролилась в тот день и в тот час, когда священники в храме закол оли пасхального агнца (Ин 18.28). Ср. также другой стих (когда солдат пронзил Иисуса копьем) — "Сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится" (19.36). Последние слова взяты из последования Пасхи и относятся к пасхальному агнцу (Исх 12.46). 

Ап. Павел также видит в Иисусе пасхального агнца и в связи с этим говорит следующее: "Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1Кор 5.7-8). 

Ап. Петр высказывается еще яснее: "Искуплены вы... драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца" (1 Петр 1.18-19). (И агнец иудейской Пасхи был прообразом истинного и непорочного Агнца — Христа.)  

 

Десять Заповедей и христиане  

 

Дух Десяти Заповедей следует воспринять в свете Нового Завета. Для нас, учеников Христа, есть только одна заповедь: "Возлюби", и так как "Бог есть любовь", то "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный". 

В форме отрицания Десять Заповедей представляют собой перечень поступков и действий, которые несовместимы с любовью. Для того, кто совершает все эти поступки, любовь полностью исключается. 

В форме утверждения Заповеди дают нам модель поведения, перечень тех деяний, которые необходимы для поддержания любви. Пренебрегая ими, мы изгоняем любовь. Таким образом, Десять Заповедей представляют собой как бы предел, ниже которого не может быть любви. Но зато выше поле деятельности абсолютно свободно. Хартия христианина — это Нагорная проповедь. Она не фор­мальный "кодекс", содержащий ряд определенных "статей", не перечень действий и поступков, изгоняющих или, наоборот, сохраняющих любовь, но живое отражение той любви, что связывает между собой все эти деяния и служит их общей душой. Исполнение Десяти Заповедей не есть еще достаточное условие спасения. Достаточным условием спасения может быть лишь искреннее желание подняться выше этой исходной основы и достичь совершенства Отца.  

 

Буква и дух Закона 

 

Букву Закона нередко противопоставляют его духу. Но порой мы отвергаем букву Закона, только чтобы избавиться от стесняющих нас требований. Закон — педагог и для нас: он ведет нас к Христу. Он приходит на помощь нашей свободе и нашей любви, вносит в жизнь определенную дисциплину, помогает действию нашей доброй воли, пробуждает в нас великодушие. Закон — нечто вроде правил движения или путеводителя; когда мы достигнем цели, он больше не будет нужен и исчезнет.Останется только любовь: "любовь есть исполнение Закона" (Рим 13.10).  

 

Таким образом, Закон сохраняется в Евангелии. Но Христос научил нас читать его изнутри как волю Отца. Он Сам исполнил Закон до последней йоты, но сделал это изнутри, согласно духу Закона.