ВЕРУЮ В БОГА, ТВОРЦА НЕБА И ЗЕМЛИ  

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА 

ДВА АДАМА 

БИТВА ИАКОВА 

ПЕРВЫЕ ГЛАВЫ КНИГИ БЫТИЯ

 

Символ 7/ 1982  

 

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ БЫТИЯ 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 

 

Пятикнижие  

 

Первые пять книг Библии составляют одно целое, которое называют "Пятикнижием", по-гречески "пятью свитками". У евреев это целое было известно также как "Тора", или Закон т. е. тот закон, который был дан Богом Его народу, закон, который определяет, как этот народ должен жить, чтобы быть народом Божиим. 

 

Различные источники 

 

Пятикнижие в том виде, в каком мы его знаем, было составлено из нескольких документов. Оно складывалось на протяжении долгого времени (специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, как именно это происходило). Первостепенную роль сыграл Моисей, которого иудаистское и христианское предание считают автором этих пяти книг. 

Использование разных документов, иногда слитых воедино, а иногда лишь механически соединенных между собой, объясняет некоторые мелкие несообразности, а также наличие параллельных рассказов ("дублетов"). Этим же объясняются психологические и культурно-религиозные различия между текстами, исходящими из разных кругов и относящимися к разным эпохам. 

Подобная манера соответствует психологии авторов той эпохи, весьма далеких от наших теперешних забот о хронологии и исторической последовательности. Автор того времени стремился прежде всего передать своим преемникам то, что представлялось наиболее ценным в религиозных преданиях, унаследованных им самим. 

Чтобы лучше различать разные источники, их следует выделить и сгруппировать по отдельности. Таким образом обычно различают несколько редакций Пятикнижия. Существует ягвистская редакция (J), согласно которой Бога называют Ягве, и элогистская (Е) — в ней имя Бога звучит как Элогим. Это варианты наиболее древние.За ними появилась второзаконническая редакция (D) — в этом повествовании древние документы и предания рассматриваютсяв свете тех проблем, которые возникли, когда народ обосновался в Земле Обетованной. Эта трактовка имеет много точек соприкосновения с Иеремией. Наконец, последний вариант (Р) был создан, видимо, под руководством священников, в частности пророка Иезекииля. Этот вариант представляет собой окончательное закрепление преданий, приведенных в соответствие с идеями той эпохи. 

 

План Книги Бытия 

 

Бытие первая часть Пятикнижия. Слово "Бытие" в данном случае означает "происхождение". 

Книга состоит из двух различных частей. 

1)           Первые одиннадцать глав рассказывают о происхождении мира и человечества: творение и грех Адама (гл. 1-6), потоп (гл. 6-9), от потопа до Авраама (гл. 10-11). 

2)           Следующие главы излагают историю праотцев и происхождения "народа Божия": Авраам (гл. 12-25), Исаак и Иаков (гл. 25-36), Иосиф (гл. 37-50). 

Эти две части надо изучать по отдельности. 

 

Часть первая: происхождение мира  

(Гл. 1-11) 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Простой и образный язык этих глав 

 

"В этих первых одиннадцати главах простым и образным языком, в соответствии с уровнем не слишком развитого человечества, излагаются основные истины, составляющие предпосылки домостроительства спасения, и одновременно в доступной форме рассказывается о происхождении рода человеческого и избранного народа". Автор не задается целью написать научный труд он говорит согласно представлениям своего времени. Вот эти представления: 

1. Мир. Слова "вселенная" для автора не существует. Он говорит "небо земля". 

Внизу земля, на которой мы живем. 

Вверху пространство небес, образующих нечто вроде прочной крыши, с запасами гроз, молний, дождя, снега и воды ("верхние воды"). 

Под землей "шеол", где обитают души умерших: бездна "нижних вод", "преисподняя". 

За небосводом Бог. 

2. Существа. Они составляют то, что называют "воинством небес иземли", их множество, но они подчинены строгому порядку. 

В небесное воинство входят: большой светильник, служащий днем, и малый светильник, служащий ночью, а также звезды и ангелы. 

В воздушное воинство входят крылатые животные и облака. 

В морское воинство входят морские чудовища и рыбы. 

В земное воинство входят дикие звери, скот и пресмыкающиеся. 

Почему этот простой язык, который вызывает столько насмешеки смущает читателей Библии? Почему Бог не побудил священного автора написать что-нибудь вроде: "Вначале, т. е. более трех миллиардовлет тому назад, в пространство, на расстояние более ста пятидесяти миллионов километров от солнца, был брошен ничтожный обломок, крошечный кусочек земля. На этой земле Бог постепенно вызвал жизнь, и этот процесс продолжался более восьмисот миллионов лет, чтобы завершиться, наконец, сотворением человека"? 

Ответить на это нетрудно: 

Язык двадцатого века был в то время совершенно невозможен. Люди той эпохи его бы просто не поняли. 

Библия не научный трактат, и это надо помнить. 

 

Есть ли у автора заимствования? 

 

Да, и читая эти главы, следует помнить, что автор мог вдохновляться "народными сказаниями", бытовавшими у соседних народов. Но нельзя забывать, что священным писателям, когда они прибегали к заимствованиям, "помогало Божественное вдохновение, оберегавшее их от каких бы то ни было ошибок в выборе и оценке источников". Таким образом, у священного автора мы находим космологию той эпохи, равно как ее словарь и образ мышления, но в эти рамки автор вмещает новое религиозное благовествование, неимеющее уже ничего общего с религиозными понятиями его времени. 

 

Богатство этих страниц 

 

Многочисленные и драгоценные истины, которые преподаются здесь и ныне кажутся избитыми, в свое время производили потрясающее впечатление. Нигде в древнем мире мы не находим другой книги такого исторического размаха и такой религиозной глубины. 

 

План этих глав 

 

1. Творение и грехопадение 

 

Сотворение мира и человека: 1.1 2.7 (Р). 

Рай и грехопадение: 2.8 3.24 (J).  

Последствие греха, смерть: 4.1 16 (J).  

Развитие человечества: 4.17 6.4 (J и Р). 

 

2. Потоп  

 

Последствие греха потоп: 6.5 9.17 (J и Р). 

 

3. От потопа до Авраама 

 

Ной и его сыновья: 9.18 29.  

Развитие человечества: 10 и 11.10 — 32 (Р).  

Новый грех Вавилонская башня: 11.1-9 (J).  

 

Как видно по тексту, рассказы, заимствованные из ягвистского источника, подчеркивают непрерывный упадок человечества: грехопадение в Раю, убийство Авеля, всеобщее распространение греха при Ное, потоп, вина Хама, Вавилонская башня. 

Так называемые источники "Р" более оптимистичны. Бог создал хорошее творение и заключил Союз с человеком, которого благословил. Родословные этого документа показывают, что это благословение приносит свои плоды. 

Союз со всем человечеством, заключенном в Ное и в его сыновьях, есть залог нового развития человечества после потопа. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Творение и грехопадение 

 

Сотворение мира и человека 

 

1 Глава первая представляет собой "поэму творения". По зову Божию существа одно за другим выходят из небытия. Это происходит в порядке возрастания их достоинства, вплоть до человека, который увенчивает все как "вершина" творения. 

Таким образом, богодухновенный автор сразу же ставит читателя перед конечным объяснением всех вещей: Бог есть Творец вселенной. Чтобы по-настоящему ощутить звучность и ритм этого отрывка, его следовало бы читать вслух. Необыкновенная простота средств, выдержанные в суровом стиле изречения, принятый в то время ритм повествования все это производит несравненное впечатление гармоничного спокойствия и непреходящего величия. 

Напомним, что священный писатель не стремится дать научное описание творения, это его не интересует. Перечисляя различные категории существ, известных в то время, он хочет ярче выявить Божие всемогущество всемогущество, которое распространяется на все существующее. 

Здесь мы узнаем, что: 

1 Все существующее было создано Богом. Эта истина подчеркивается многократным повторением слов "Бог сказал" (ст. 3,6,9 и далее). 

2 Бог был раньше того, что наш автор называет "хаосом", когда земля была безвидна, пуста и темна. Тема хаоса заимствована из вавилонских сказаний о творении, но знаменательно, что библейское повествование, принимая эту идею, очищает ее от всяких следов мифологии.  

3-25 "Дни", о которых здесь идет речь, это именно дни, а не некие долгие периоды (идею "долгих периодов" породило смутное желание "согласовать" Библию с наукой). Творение представлено в рамках одной недели, завершающейся субботним отдыхом. Таким образом, творение заканчивается культовым актом, который совершает Сам Бог. Обратите внимание на богослужебную окраску этой главы.  

Три дня из шести посвящены, так сказать, "делу разделения" (отделение света от тьмы, верхних вод от нижних, нижних вод от земли).  

Остальные три дня посвящены делу украшения и заселения мира. 

26 — И вот на вершине лестницы существ человек! 

Чтобы подчеркнуть все значение появления человека, рассказу о его сотворении предпослан выразительный стих, где Бог представлен совещающимся с Самим Собой. 

Особое свойство человека заключается в том, что он создан подобным Богу. Слова "образ и подобие" выражают не два различных понятия, а единое представление — хорошо удавшийся образ. Язычники также делали "образы" своих ложных богов, т. е. идолов. Но наш Бог Сам принес в мир Свой образ, сотворив человека по Своему подобию (ср. Пс 8.5-6). Этим уже предвещается тот день, когда Он Сам придет в мир в Сыне Своем. 

В качестве основного закона первая чета получает повеление размножаться и наполнять землю. Это первое назначение, получаемое человеком на земле. Он призван сотрудничать со своим Богом, даруя жизнь роду человеческому и становясь таким образом причастным к творческой силе Бога. 

Его роль заключается также в управлении миром — все творение создано для человека, который "владычествует" над его совокупностью; эта мысль повторена трижды (ст. 26,28 и 29). 

В этом новорожденном мире нет места злу. Вещи, только что вышедшие из рук Божиих, хороши по самой своей сути, т. е. они выполняют свою роль в домостроительстве спасения. Автор придает этому такое значение, что после описания каждого творческого актаповторяет как рефрен: "И увидел Бог, что это хорошо". 

Плохое в Божием творении отсутствует. Все зло идет от человека, как мы сейчас увидим из второго повествования.  

2/2-3 — В седьмой день Бог показан отдыхающим; единственная цель тут — указать избранному народу на необходимость соблюдения субботы. Очевидно, из этой же цели автор исходил и тогда, когда, строя свое повествование, разделил его по дням недели. 

 

Рай  

 

Второй рассказ о творении написан в совершенно иной тональности (его письменная фиксация относится к более раннему периоду). Главное внимание сосредоточено уже не на всемогуществе Бога, одной силой Своего слова вызывающего мир из небытия, а на человеке и его судьбе. 

Написанный более просто и реалистично, этот рассказ использует образные представления своей эпохи, однако они наполняются религиозным содержанием, не допускающим никаких компромиссов с языческими религиями. Сам Бог выступает и действует здесь как простой смертный. Но этот антропоморфизм нисколько не уменьшает уважения, подобающего Божественному величию, — напротив, он вну­шает живое и действенное представление о той близости, которая воцарится между Богом и человеком при Воплощении. 

Вкратце разницу между двумя рассказами можно выразить так: первый — страница из богословского трактата, второй — страница народного катехизиса. 

Перейдем теперь к разбору текста. 

4 — Природа уже существует, но в ней недостает двух вещей: воды для орошения и, особенно, человека для возделывания. Отметим тут важную роль человека, без которого творение не может производить. 

6 — Появляется вода. 

7 — Появляется человек. Следует остановиться на этом прекрасном и тонком рассказе. Бог, как скульптор, Своими руками лепит человека из земной глины, а затем дует на него, чтобы статуя стала живой. Ясно, что ни рук, ни рта у Бога нет! Здесь мы имеем дело с образным приемом. Что же хотят нам сказать? 

Во-первых, что одна часть человека материальна и принадлежит земле, а другая духовна и принадлежит небу. 

Во-вторых, что человек связан с Богом непосредственно и что Бог — создатель человеческой жизни, которую символизирует это "дуновение".  

Как именно произошло это сотворение человека — не  уточнено. 

8 — Человек в саду Ягве. Этот образ — пережиток народного верования, согласно которому боги обладали великолепными садами, наподобие тех, что были у великих царей того времени. В этом саду человек — садовник, обязанный обрабатывать землю, чтобы она плодоносила, и развивать творение своего Бога. Таким образом, мы снова встречаемся (но в новой форме) с темой сотрудничества человека и Бога в деле творения. 

9-16 — "Дерево жизни": человек может жить вечно, но при одном условии, символом которого служит дерево познания, — он, человек, должен пользоваться своей свободой только в пределах Божественного закона. Бессмертие человека зависит от его послушания. 

18 — Бог снова совещается Сам с Собою и размышляет (как в 1.26). Стало быть, речь идет о важном деле — найти человеку соответствующую спутницу жизни. 

19 — Где найти ее? Бог "формирует" еще различных животных; в этом рассказе они сотворены после человека, который осматривает их и получает задание дать им имена. В семитском мире имя имеет большое значение и служит символом дать кому-нибудь имя значит вступить в обладание им (см. 17.5, где Бог дает имя Аврааму; вспомним, что Иисус назвал Симона Петром). Таким образом, человек выступает как наместник Бога в творении и "владычествует" над животным миром с помощью всей силы своего ума и воли. 

20 — Но осмотр кончен, а "соответствующей" подруги не нашлось. Разочарование! 

21-24 — Рассказ о сотворении женщины чарует своей проникновенной тонкостью (если только суметь понять его!). Читайте. 

Женщина той же природы, что и мужчина: мысль необычайная в древнем мире, где женщина считалась существом низшей породы, обреченным на рабство. 

Радость мужчины в ст. 23 подчеркивает взаимное притяжение полов.  

Эта "соответствующая" помощница предназначена быть подругой и помогать. Мужчина и женщина дополняют друг друга. 

Соединяющий их брак (ст. 23 и 24) нерасторжим. "Кость от костей моих и плоть от плоти моей..." "Человек... прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть", как эти выражения должны были удивлять наших предков, живших в мире, где царило многоженство! В нашей же книге разрыв священных уз брака кажется столь же немыслимым, как разъединение членов одного тела.  

Но эта женщина, дополняющая мужчину и "соответствующая" ему, остается в повиновении у мужчины, так как она была извлечена из него. Она ему подчинена. 

 

3 Грехопадение  

 

В действие вступает змей, о котором мы знаем, что это дьявол. Какой умелый выбор, как удачно символизирует искусителя это животное, всегда отвратительное, прячущееся и жалящее неожиданно! 

1-7 — Змей, несомненно, был заимствован из реквизита мифологических религий, в которых особенно отталкивали представления о подчинении силам земли. 

Вина описана великолепно. Здесь есть все: и вкрадчивое коварное внушение (ст. 1), и проступок, совершаемый совершенно сознательно, после обсуждения и колебаний (ст. 2-6), и последующий стыд (ст. 7). 

Упоминание о Творце, прогуливающемся "во время прохлады дня", прекрасно передает состояние близости к Богу, в котором пребывал тогда первый человек. 

 

Последствия греха: страдание и смерть 

 

Последствия не заставляют себя ждать. Возникает напряженность, доходящая до разрыва: напряженность внутри самого человека (ст.7), напряженность между человеком и Богом (ст. 8), напряженность в отношениях с самой природой (ст. 17-19). 

14 И вот происходит суд над каждым из виновных. 

Змей осужден окончательно и проклят. Он будет ползать на брюхе и будет "есть прах". 

Но только в конце долгой борьбы, не вполне явного, но постоянного состояния войны. 

Речь идет о борьбе между змеем и женщиной, а также и между их потомками: семя женщины это дети и вообще человечество; семя змея это все бесы и их приспешники. 

15 — Во второй части ст. 15 перспектива сужается и появляется первый намек на Мессию, который включит в Себя все человечество. Он будет великим победителем после борьбы, в которой дьявол одержит отдельные победы, Мессия мощно раздавит голову змея. 

В этих строках содержится вся история человечества, которую мы постепенно проследим по другим библейским книгам вплоть до Откровения Иоанна. 

Мужчину и женщину постигнет кара, связанная с главным делом и предназначением обоих. 

16 — Женщина покарана как мать — она будет рождать в муках — и как жена муж "будет господствовать над ней". Здесь особенно ярко выражена идея человеческой слабости и страданий.  

17-19 — Мужчина же будет всю жизнь бороться с землей и обильно поливать ее потом, прежде чем снова вернуться в нее. 

22-24 Ибо человек изгнан из прекрасного сада, он лишен своих преимуществ, в частности телесного бессмертия: хорошо охраняемое древо жизни отныне ему недоступно. 

Перемена места пребывания человека влечет за собой полную перемену ситуации. Зло ворвалось в мир, который был благ и "очень хорош", и это "потрясение основ" Божьего творения вызвано человеческой свободой. 

 

4Последствие греха: смерть Авеля 

 

За разрывом дружбы с Богом следует распря между людьми. Одно связано с другим: не любящий людей не любит и Бога. Задачей Закона и пророков будет преподать избранному народу эти две основные заповеди. Сам Иисус напомнит это учение фарисеям: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... Это есть перваяи наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф 22.37-40). 

1-16 Вследствие Божьего проклятия в мире впервые появляется смерть. Но не Бог посылает ее она представляет собой плод греха Каина и тем ясно показывает свою сущностную связь с человеческой виной.  

Однако здесь присутствует и тема искупления, так как в смерти праведного Авеля мы находим прообраз судьбы Христа, Который также умрет из-за греха. Здесь же впервые появляется понятие культа, уже очень чистое, так как жертвоприношение, чтобы быть угодным Богу, требует праведного намерения (Евр 11.4). 

 

17-25 Развитие человечества 

 

5 — В этой главе, как и в главах 10 и 11 (ими мы заниматься не будем), собраны предания, точную историческую ценность которых определить трудно. Назначение этих глав — связать рассказ о начале мира с рассказом о потопе, а также подчеркнуть, что Бог продолжает оказывать Свое провиденциальное воздействие на мир и после сотворения человека, вплоть до возникновения израильского народа. 

Эта основополагающая религиозная истина раскрывается в описании определенных эпизодов и в родословных. 

 

Потоп  

 

6 Последствие греха: гордыня 

 

1-4 — Здесь изложена древняя народная легенда о великанах, смысл которой нам уже непонятен. В библейском рассказе (3) эта легенда служит выражением человеческой гордыни: сила богатырей и великанов есть сила без Бога. 

 

Потоп  

 

6/5-8 — Зло так быстро распространяется по всей земле, что Бог вскоре раскаивается в том, что создал мир. Он намеревается уничтожить Свое дело, чтобы начать все заново. Повелевая человеку взять в свой ковчег по паре животных каждой породы, не имеет ли Он в виду новое творение, предваряющее то истинно новое творение, каким будет Пасха? В конце своего рассказа (8.15-17) священный автор приводит новое повеление Божие — "разойтись" по всей земле. Оно напоминает повеление "плодиться и размножаться", данное Богом при первом творении. 

Замысел Бога потерпел первую неудачу, и это побуждает Его начать Свое дело с начала. Человеческое лукавство столь велико, что необходимость "начинать с начала" становится в дальнейшем законом Божьего делания. Но Божие долготерпение не имеет пределов. Ради самого малого "остатка", который остается Ему верен, Ягве всякий раз готов возобновлять Свое дело с самых основ и даже грехи спользует для осуществления Своих предначертаний (ср. Сир 44.17-18).  

9 — Здесь устанавливается первый Союз Ягве с человеком. Впервые появляется и выражение "Союз-Завет", тот Союз-Завет, которым в дальнейшем отмечена вся история спасения. Ягве по Своему соизволению "заключает договор" с человечеством, которое Он навсегда обязуется защищать. Чтобы навечно сохранить память об этом свидетельстве Своей доброты, Он устанавливает знамение: радуга среди облаков будет означать, что Ягве навсегда отложил лук Своего гнева. 

Хотя при заключении договора с Ноем Ягве и не требует ничего взамен, Он все же внушает человеку новую заповедь — уважение к жизни. Человек восстановлен в своем достоинстве царя творения.Он будет господствовать над всем и будет питаться не только травой, но и мясом. Но отныне он должен уважать жизнь своих братьев, ибо в этом Ягве потребует у него отчета. Образ Божий на земле не должен подлежать уничтожению. 

Полезно знать, что этот рассказ о Союзе-Завете с Ноем содержится в варианте Р. В предыдущих редакциях Союз-Завет носил, по существу, ограниченный характер, понимался лишь как союз с Авраамом и Моисеем — вождями Израиля. Теперь через Ноя он приобретает вселенское значение, предвещая то значение, которое вложит в него Христос. 

Вот почему апостол Петр видит в Ноевом ковчеге прообраз Церкви, благополучно преодолевающей бурные и опасные волны, а в воде потопа прообраз крещения, очищающего от всякой скверны (1 Петр 3.21). Сам же Ной олицетворяет собой человека праведного и непорочного, "ходящего с Богом" (там же, 6.9). 

 

От потопа до Авраама 

 

10 — Снова родословные, цель которых — показать, что все известные в то время народы имеют одно и то же происхождение 

Таким образом подчеркивается, что все люди принадлежат к одной семье и должны по-братски любить друг друга. Но уже следующий рассказ свидетельствует о том, что люди не соответствуют этому идеалу. 

 

11 Последствие греха: Вавилонская башня 

 

Снова люди решили бросить вызов Богу, построив башню, вершина которой достигала бы неба. Но Ягве бодрствовал и сломил гордыню людей, смешав языки, так что люди перестали понимать друг друга.  

Потерянное единство восстановится только тогда, когда, в день Пятидесятницы, Дух Святой снизойдет, чтобы собрать людей в единой любви (Деян 2.5-12). 

Вавилон остается в Библии символом человеческой гордыни, которая исчезнет лишь тогда, когда он будет окончательно уничтожен (Откр 18) и когда на смену ему с неба сойдет небесный Иерусалим. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Чтобы лучше понять Бога и самих себя, следовало бы чаще перечитывать эти первые главы Бытия. Подведем некоторые итоги. 

Бог есть Творец, и все существующее своим существованием обязано Ему. 

Замысел Божий в том, чтобы люди жили в дружбе с Богом.Земля и животные подчиняются людям, но люди должны в свою очередь подчиняться Богу. 

В браке, который угоден Богу, мужчина и женщина, равные по природе, дополняют друг друга. Мужчина первый, женщина создана как его подруга. Мужчина должен любить женщину как часть самого себя, а женщина должна любить мужчину как свою опору, как главу, от которого она зависит. Оба передают жизнь. 

Грех, вторгнувшись в мир, разрушил гармонию творения. Грех есть плод такой свободы, которая отвергает призыв Бога к дружбе с Ним — отвергает ради жизни на животном уровне. 

Бог не желал тех бед, от которых страдает человечество, они последствие греха, и в этом весь драматизм нашего теперешнего состояния.  

Бог, бесконечно справедливый и благой, любит нас и стремится связать нас с Собой, извлекая из зла добро. 

Эти "врата" Библии открывают нам главные источники наших христианских воззрений. Но надо правильно понимать специфическую манеру, в которой они переданы: не имея возможности пользоваться такими документами, которые восходили бы к самим фактам, священный писатель, как хороший составитель народного катехизиса, создает такую инсценировку, которая может помочь его современникам понять реальные исторические факты. Вдохновляясь научными представлениями своего времени и народными преданиями, он стремится раскрыть перед нами божественное происхождение человека, его природу, его отношение к Богу, его положение в иерархии существ, роли мужчины и женщины. Так священный писатель начинает раскрывать нам великую и прекрасную историю отношений между Богом и человеком. 

 

Часть вторая: возникновение народа Божия 

(Гл. 12 - 50) 

 

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ 

 

Происхождение Израиля и история 

 

Как замечает внимательный читатель, характер текста Бытия меняется начиная с 12-ой главы: рассказы теперь лучше связаны между собою и более подробны. 

Есть нечто новое и для историка: рассказы соответствуют основным вехам общей истории древнего Востока и их подробности часто совпадают с тем, что мы знаем о Вавилонии, Сирии — Палестине и Египте XIX и XVIII веков до Р. X. 

Однако в истории, изложенной в этих главах, нет той точностии объективности, которая характерна для современных исторических трудов. Израильских авторов интересовала не столько точная передача событий и фактов, заимствованных из предания, сколько их учительное и духовное значение. 

Эта история проникнута религиозным духом: ее цель — показать призвание избранного народа и Божье участие в событиях. 

Эта история представляет собой семейную историю: ее вехами служат не политические факты, а события, происходящиеу семейного очага, рождения, браки, смерти, часто имеющие религиозное значение. 

Эта история изложена в популярной форме: она задерживается на интересных эпизодах и красочных деталях, не заботясь об ихсвязи с остальным повествованием. 

Эта история возникла в устной форме. Она представляет собой запись многочисленных устных преданий, и писатель ограничивается их воспроизведением, внося от себя лишь незначительные поправки, чтобы построить единый рассказ. 

Эту историю надо читать, проникнувшись тем состоянием духа, в котором она писалась. 

 

Кто такие праотцы? 

 

Это — главы кланов, кочующих и живущих в шатрах. Иногда онистоят лагерем у ворот городов, но чаще держатся в стороне от оседлого населения. Для понимания текста нужно знать следующее: 

Праотец — хозяин и владыка своего клана, его авторитет всеобъемлющ и неоспорим. 

Родители женят детей по своему усмотрению. Многоженство допускается, но существует супруга "первого ранга". Старший сын пользуется правом "старшинства", которое, чтобы войти в силу, должно быть утверждено отцом. 

Потомство — залог богатства и могущества; плодовитость — достоинство, бесплодие — изъян и часто причина соперничества. 

Долг гостеприимства — священный долг. 

С точки зрения нравственной, праотцы велики, но не лишены слабостей, в них есть жесткость еще не созревшего человечества. 

Праведность человека заключается в том, чтобы не грешить против требований совести, какими он их в данный момент ощущает. Не будем смущаться тем, что в жизни некоторых праотцев мы найдем ложь, жестокость, внебрачное сожительство, кровосмешение и т. д.Бог воспитывает их лишь постепенно. 

 

Как Бог говорит праотцам? 

 

Когда мы встречаем в Библии выражение "Бог сказал", это может означать слово внутреннее, внешнее, услышанное во сне или просто вдохновение. Уточнить это бывает трудно. В иных случаях Бог проявляется через посредничество других людей или явлений. История Израиля и история Церкви дают тому немало примеров. 

Важнейшая истина заключается в следующем: Бог вступил в непосредственные отношения с людьми Ветхого Завета, Он воздействовална их жизнь, чтобы просветить ее и направить согласно Своим целям. Способ Его воздействия менялся в зависимости от времени и людей. 

 

Основные идеи 

 

Для чтения второй части Бытия и понимания ее религиозной направленности нам нужно усвоить три основных идеи.  

Бог формирует определенный народ и дает ему определенную страну;  

определенный народ избирается Богом, чтобы обладать этой страной;  

определенная с т р а н а  предуготовлена Богом для этого народа. 

Все это поможет нам понять, почему автор повествует о тех или других эпизодах, которые кажутся нам незначительными. 

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 

 

Авраам 

 

Это первая значительная библейская личность, появляющаяся перед нами, и одна из самых великих в библейской истории. 

Суть его личности можно выразить одним словом вера, вера самая героическая и самая крепкая, какая только может быть. Порой это смутная вера, но, даже будучи смутной, неотчетливой, она всегда и немедленно отвечает Богу "да". Авраам один. Все против него. Его называют "отцом верующих" (Евр 11.8-16). 

Авраам из языческого рода, но он принимает единобожие. Бог, Которого в дальнейшем называют "Богом Авраама", избрал его, чтобы он стал человеком "обетования" и человеком "Союза-Завета". 

 

12 Призвание  

 

1-2 — Авраам уже в летах, жена его неплодная. И вот, как многие кочевники его времени, он участвует в крупном переселении на запад. 

3 — Но для него это переселение получает религиозное значение: Бог использует эту миграцию, для того чтобы создать народ для Себя. 

Этот народ будет Церковью (Деян 3.25; Гал 3.8), поскольку именно Церковь возобновляет веру Авраама в свое призвание. 

10-20 Начало очень тяжелое: голод заставляет Авраама перебраться в Египет, где его ждут типичные приключения не очень совестливых кочевников. Египет представляет собой страну греха и рабства, из которой надо уйти, чтобы действительно заслужить Землю Обетованную. 

13 — Другое типичное приключение кочевников, но свободный выбор Авраама открывает доступ Божьему благословению. Первоначально этот рассказ должен был определить границы между различными мелкими народностями; теперь он служит для обоснования прав народа на обладание Землей Обетованной. 

14/1-16 Третье приключение: на бедного Лота обрушились крупные землевладельцы. Авраам спешит ему на помощь и выручает его. Из этих эпизодов видно, что Бог не освобождает Своих избранников от жизненных трудностей. 

 

17-20 —Жертвоприношение Мелхиседека  

 

Таинственное появление иерусалимского царя, который одновременно священник Всевышнего. В дальнейшем еврейское предание увидит в нем образ Мессии, Который также соединит в Себе царское достоинство и священство (Пс 109). Согласно христианскому преданию, хлеб и вино, вынесенные Аврааму Мелхиседеком, суть прообраз евхаристического жертвоприношения (Евр 5-7). 

Эти толкования идут дальше буквального смысла рассказа. Они порождены желанием благочестивых иудеев и христиан найти тип священства, который был бы выше формального священства Аарона и кровавых храмовых жертвоприношений. 

24 Великодушие и бескорыстие праотца. 

 

15 Союз-Завет 

 

Этот рассказ в основном ягвистский. 

2 Впервые Авраам отвечает Богу. Его жалоба хватает за душу, словно он говорит: "Верую, Господи, но умножь мою веру". Отсутствие детей было признаком проклятия — ведь в своих детях человек продолжает жить, и не иметь их значит умереть, не оставив в мире никакого следа. 

5 — Прекрасный ответ Бога, Который в бедности всегда творит богатство, а в одиночестве — "множество". Верить в такое воспитательное действие Божие — это и есть вера.  

"Праведник" — тот, кто благодаря полному послушанию становится угоден Богу. 

 

Заключение Союза-Завета 

 

9 — В те времена заключение договора сопровождалось определенным обрядом. Оба участника должны были пройти между частями рассеченных надвое животных. Это, вероятно, означало: "Пусть я буду растерзан, если порву свое обязательство". 

11  — Плохое предзнаменование Союз-Завет будет скреплен в страдании. 

12 и 17 — Вторая часть заключения Союза-Завета. Между рассеченными животными проходит небесный огонь знак Божьего присутствия. Бог утверждает Союз-Завет. Наступает ночь. Авраам спит и видит сон: ему открываются испытания, ожидающие его потомков. 

 

16 — Он ли это? 

 

Этот рассказ имел целью объяснить отношения между евреями и арабами. Писание превращает его в свидетельство испытания Союза-Завета. 

Бог обетовал потомство. Теперь ожидается ребенок. Будет ли Измаил тем, который обетован? Нет. Но он дает повод к семейной распре. 

 

17 Обязательства Союза-Завета 

 

Новый рассказ о Союзе-Завете, но несколько иного характера, учение разработано в нем более глубоко, что вообще характерно для священнического источника. 

3-8 — Как всегда в истории народа Божия, почин исходит от Ягве: Он связывает Себя со Своим народом посредством постоянного Союза. Отныне ничто не может порвать эту связь, ибо порукой тому — честь Ягве. Он скрепляет Союз тем, что меняет первоначальное имя "Аврам" ("отец высокий") на "Авраам" ("отец множества"). Также и Сара будет называться уже не "Сара", но "Сарра". Ягве указывает этим на коренную перемену, которую производит в тех, кого избрал, — Он дает им новую сущность. 

4-14 — Союз-Завет, который Ягве заключает с Авраамом, в отличие от союза с Ноем, уже не односторонний. Авраам "на теле своем" будет носить знак Союза обрезание. Кроме того он должен будет "ходить перед Ягве и быть непорочным". Следовательно, между Ягве и Его народом устанавливаются особые взаимотношения. Ягве обязуется осуществить Свои обетования, Авраам же и его потомки должны принять закон и обрезание — две характерные черты, "отделяющие" их от других народов. 

15-22 — Новое испытание веры Авраама: бесплодие Сарры кончится. 

 

18 Явление Бога 

 

1-15 Обетованное Аврааму потомство имеет такое значениев истории спасения, что Ягве Сам приходит возвестить Аврааму осуществление обетования: "Я опять буду у тебя в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей" (ст. 10). По излюбленному закону Божьего домостроительства Божьи избранники рождаются, благодаря особому воздействию Ягве, от старых и неплодных женщин (ср. также Самсон, Самуил, Иоанн Креститель). Ягве демонстрирует этим мощь Своего воздействия и особую роль, которую Он предназначает Своим избранникам. Он также подготавливает нас к приятию того, что Его собственный Сын единородный родится от Девы (ср. ст. 14 и Лк 1,37). 

 

Разрушение Содома 

 

17 Интересная подробность: не будучи в состоянии выразить мысль отвлеченного характера, семиты всегда говорят конкретно; вот почему Бог представлен здесь говорящим с Самим Собой, как в 1.26 и 2.18. 

18-33 — Авраам заступается за других: смелая простота! У нашего праотца обостренное чувство справедливости, но кроме того большая жалость и сострадание к грешникам. Этот текст имеет коренное значение для Откровения: один человек своей праведностью сможет спасти целый народ. Так это будет со страждущим Отроком (Ис 53) и особенно со Христом. 

19/1-11 Яркое проявление восточного гостеприимства: права гостя священнее невинности девушки. 

12-22 — Лот на своем опыте переживает то, что постоянно повторяется в истории спасения: спасется лишь "малый остаток", но он получает обетование и будет "плодиться и размножаться".  

23-29 — Разрушение Содома предвещает разрушение Вавилона (Откр 14). Этому разрушению земных городов следует противопоставить расцвет славы Иерусалима. 

20 — Этот рассказ напоминает конец гл. 12 — путешествие Авраама в Египет. Аналогичный эпизод, но уже связанный с Исааком, мы снова встречаем в гл. 26. Писание сохранило три различных рассказа об одном и том же факте, но отметим, что от одного текста к другому происходит как бы постепенное очищение основной идеи. 

 

21  Рождение Исаака 

 

1-7 — Наконец появляется обетованный сын Исаак. 

8-21 — Но радость эта не без примеси горечи. Бог, постепенно очищающий Своего служителя, подвергает его новому испытанию, повелевая отослать Измаила. Этот рассказ представляет собой элогистскую версию гл. 16. 

22-34 — Новая распря между пастухами, на этот раз из-за колодцев. Этот рассказ объясняет происхождение названия "Вирсавия" и устанавливает право Авраама на владение этим местом. 

 

22 Нужно ли приносить Исаака в жертву? 

 

1-2 — Мы подходим к духовной вершине жизни Авраама. Обетование едва успело исполниться, а Исаак цвет отцовского упованияуже должен быть принесен в жертву! Жестокое повеление без всякой подготовки беспощадно поражает отца в разгар его радости. Рассказведется просто, живо, патетически. Он ясно показывает, что вера основывается не на правде в ее человеческом понимании, но на Слове Божием.  

3 — Происходило это ночью, так как дальше сказано: "Авраам встал рано утром". Для Авраама то была как бы ночь агонии. Он уверовал и в своей вере словно бы начал умирать — для своей счастливой жизни, для своих естественных чаяний. Среди этого мрака его вера возросла до поистине величайших размеров. 

7-8 — Наивное любопытство ничего не ведающего ребенка, подавленное молчание знающего все отца — патетическое восхождение в вере. 

9-12 — Суть жертвоприношения, которого ожидает Бог, — не смерть Исаака, а послушание Авраама. Бог убедился в этом послушании — значит, жертвоприношение уже совершено. Это самый чистый образ духовного жертвоприношения. Бог хочет не всесожжения, а послушания (Пс 49.8-15; 49.6-9; Евр 10.5-7). 

14 — Не вполне ясное место. Может быть, таким образом автор хотел упомянуть о горе Сион, чтобы осудить формальные жертвоприношения в Храме. 

15 — Новые обетования Божии. 

 

23 — Последние эпизоды 

 

Смерть Сарры. Почему автор так настаивает на том, что покупка места для гробницы была вполне правомерной и "законной"? Авраам, безземельный кочевник, становится владельцем земли. Поле с пещерой, которым погребение умершей придает священный характер, как бы знаменуют начало будущего владения всей страной. 

24 — Исаак женится. Этот увлекательный рассказ очень красочен и представляет собой яркий пример восточной поэзии. 

2 — Таким образом клятве придавали священный характер. 

3 — Забота о том, чтобы жена была взята не из одного из соседних идолопоклоннических племен, а из родственного племени — дабы сохранить святость народа. 

6 — В то же время забота о том, чтобы остаться на земле, данной Богом.  

25 — Авраам умирает. Его погребают в том месте, которое теперь служит семейной гробницей. Это дает повод привести семейную родословную. 

 

Исаак и Иаков 

 

Два близнеца 

 

22-24 — Избран младший, а не старший стало быть, Бог естественным образом управляет событиями, проводя в жизнь Свой замысел. 

30 — Игра слов: "Исав" означает "рыжий". 

31 — Этот инцидент с правом старшинства имеет немалое значение: вскоре выяснится, что Исав недостоин продолжить род (см.26.34). 

 

26 История Исаака 

 

1-3 Мы видим, что Исаак действительно продолжатель своего рода, ибо Бог является ему и подтверждает обетования, данные его отцу. Отметим все же странный параллелизм в жизни Исаака и Авраама. 

1 Ср. 12.10. 

7-11 Ср. 20. 

15 Ср. 13.7. 

26 Ср. 21.22-32. 

 

27 Появление Иакова 

 

1-41 — Вот этот "блудный сын Ветхого Завета". Его история содержит немало неожиданностей, далеко не всегда поучительных. Иаков с помощью своей матери Ревекки прибегнул к хитрой уловке, но ведь речь шла об очень важной деле. Из гл 26.34 становится известно, что Исав, к великому огорчению родителей, взял себе жен изсоседних племен. Чистота крови нарушалась, и Иаков должен был во что бы то ни стало "вытеснить" брата. 

Здесь мы встречаемся с новым законом развития народа Божия. Обетование не обязательно связано с происхождением по плоти и крови, оно остается плодом соизволения Божия, которое не зависит от человеческой воли. Избрание остается тайной Божией свободы. Осуществлению Божьего замысла иногда способствуют даже человеческие провинности. Так, Ягве использует обман, совершенный Иаковом, чтобы направить на него Свое обетование (ср. Рим 9.10-13). 

42-46 Иаков (как впоследствии его народ в Египте) должен пережить время изгнания и испытаний, чтобы освобожденным вступить в Землю Обетованную. Ибо нужно, чтобы каждый Божий избранник сам прошел свой пасхальный путь. 

 

28 Сон Иакова 

 

10-19 Первоначально этот рассказ должен был служить обоснованием культа Ягве в Вефиле. Помазание камня — древнейший обряд, знаменовавший вступление Бога во владение святым местом. 

20-22 — Эти слова превращают древнее святилище Вефиля в видимое таинство верности Бога Союзу-Завету. 

 

29 Мытарства Иакова 

 

1-4 — Нужно прочитать эти живые подробности сцены у колодца. Рахиль очень трогательна в своей откровенной любви. Отметим явный параллелизм с 24.11 и след. 

20-30 — Этот эпизод отражает существовавшие тогда древние обычаи. Наличие двух жен в дальнейшем объясняет слияние в один народ двух различных племенных групп. 

И поныне имена Рахили, Ревекки и Сарры произносятся перед новобрачной при церковном благословении таинства брака. 

30 Речь здесь идет о детях Иакова, а также о мелких хитростях, которые он предпринимает, чтобы разбогатеть. Его поступок "в порядке вещей", так как тесть первый недостойным образом обманул его.  

Заметим, что большинство рождений происходит в период неплодия. Это свидетельствует о вмешательстве сверхъестественной силы — Господа.  

31/1-22 Иаков не без трудностей покидает Лавана. 

23-54 Как Израиль при бегстве из Египта, Иаков уносит с собой богатства страны, в которой был порабощен (ср. Исх 3.21-22). 

 

32 Возвращение изгнанника 

 

1-22 Иаков достиг вершины своей жизни. После двадцатилетнего отсутствия он возвращается в свою страну. Что он найдет там? Своего злого брата Исава, который поджидает его с четырьмя сотнями воинов. Иакова мучит вопрос с ним ли еще его Бог, Бог таинственной лестницы? И еще многие другие вопросы задает он себе. Усвоим и мы молитву, в которой Иаков предает себя Богу (ст. 9-12). 

22-28 — Знаменитая сцена борьбы, из которой Иаков выходит перерожденным и которая дает избранному народу его прекрасное имя "Израиль" "Да явит Бог себя сильным". 

Эта "борьба" Иакова с ангелом — Богом как бы символизирует нашу духовную жизнь: мы боремся с Богом, мы противимся Ему, но именно тогда, когда мы побеждены Им и просим у Него благословения, мы оказываемся настоящими победителями. Эти духовные "схватки" ведут к новому "рождению": кажется, что Божественное дуновение навеки упразднило все то, что было в Иакове смутного, недостойного тягу к богатству, недостатки характера. Отныне он идет по стопам отцов, и сознание своего призвания проявляется в каждом его поступке. 

33 — Встреча с братом, которого он боялся, проходит благополучно, их примирение трогательно (ст. 4). 

34 — История семьи Иакова, воспоминания о том, как в эпоху праотцев определенные группы евреев пытались закрепиться в районе Сихема, но это им не удалось. Время настоящего завоевания Ханаана укажет только воля Божия, но до этого предстоит еще много испытаний. 

 

35 Иаков как поборник истинного культа 

 

2 Необходимо очиститься уберите чужеземных богов! 

6 — Сделав это, идем в Вефиль. 

9-11 — Бог является Иакову и благословляет его. 

14 Каменный памятник и возлияние здесь мы видим простоту отправления культа у праотцев. Это, по всей вероятности, другая версия события, изложенного в гл. 28.18-19. 

 

Данные генеалогии 

 

18 — При рождении Вениамина "из Рахили выходит душа".  

29 — Исаак умирает, "насыщенный годами". 

36 — Эта глава представляет интерес, в основном, для специалистов; читатель, у которого мало времени, может лишь бегло просмотреть ее. Во всяком случае, текст главы показывает, что священная история не миф, что она отражена в документах человеческой истории. 

 

Иосиф 

 

История Иосифа совсем не похожа на предыдущие повествования. В ней мы не находим ни поразительного явления Ягве, ни нового этапа в истории Союза-Завета. Однако Ягве незримо присутствует и тут, втайне подготавливая рождение избранного народа. Иосиф находится под его постоянным покровительством.  

У Иосифа много общего с Христом. Как Иисус, он предан своими братьями и так же прощает предавших его. Его страдания, каки страдания Иисуса, послужат спасению многочисленного народа. 

Сложные драматические перипетии этого повествования, по-видимому, сначала передавались рассказчиками из уст в уста, и легко представить себе слушателей, внимавших им затаив дыхание. Встречающиеся иногда несоответствия вызваны контаминацией двух вариантов предания. 

 

37 — Ненависть братьев к Иосифу 

 

3 — Эта одежда сыграет свою роль в последующей драме. 

4-10 — Здесь уже проглядывает ненависть братьев — ее разжигают сны, которые так наивно рассказывает "любимец Иакова". В этих снах открывается будущее могущество Иосифа. Но они не говорят, что это могущество невозможно добыть иначе как страданием. 

10-11 Отец побранил Иосифа, но запомнил его слова (ср.Лк 2.19). 

22-24 Здесь мы в первый раз встречаем тему "схождения в ров", которая позже появится в жизни Иеремии, в словах псалмов и, наконец, в схождении Христа в ад. 

29 Раздирание одежд знак горя, также как и возложение вретища на чресла (ст. 34). 

38 — Эта глава рассказывает историю колена Иудина. Как мы видим, автор не считал нужным скрывать грехи праотцев. До Девы Марии в колене Иудином было четыре грешницы. 

 

39 — Иосиф в тюрьме 

 

На невиновного продолжают обрушиваться несчастья. Одно времяон в милости, но не надолго. Жертва своей чистоты, он брошен в тюрьму из-за соблазнительницы. 

40 — Но подождите! Бог с праведными. 

8 Толкуя сны, Иосиф ссылается на Бога. В дальнейшем Библия постоянно подчеркивает, что евреи более мудры, чем египтяне (ср.Исх 7-8) или вавилоняне (ср. Дан), и это потому, что они обладают мудростью Божией. 

 

41 — Иосифа освобождают 

 

В Египте дождь бывает только в районе дельты Нила, и единственный источник воды — Нил. 

14 В отличие от евреев египтяне не носили бороды. Весь этот рассказ несет на себе отпечаток местного колорита.  

16 Я сам ничего не значу, все исходит от Бога! 

42 — Речь идет о типично египетском обычае. 

57 "Все страны" это, разумеется, гипербола. Речь идет прежде всего о жителях святой земли. 

 

42 Братья Иосифа в Египте 

 

Рассказ становится захватывающим. Десять братьев приходят просить помощи. 

9 — Сны, описанные в гл. 37, сбываются. 

21 Мы не знали об этой печальной подробности. 

24 — Здесь рассказ удивительно эмоционален. 

27-28 Это, очевидно, вызвано Божьим вмешательством. Данная версия событий относится к варианту J. В 43.21 приведена версияиз редакции Е. 

43 Запасы зерна кончились, поэтому пришлось снова отправиться в путешествие. На этот раз братьев сопровождает маленький Вениамин. 

18 Братья очень напуганы. 

32 Египтяне и евреи едят отдельно из соображений религиозной чистоты — еще одна черта местного колорита. 

34 Хорошие напитки делают свое дело напряженность несколько уменьшается. 

44/5 Египтяне гадали, наблюдая за каплями масла, падающими в чашу с водой. 

18 Раскаяние, нараставшее уже давно, здесь прорывается наружу. 

 

45 — Развязка драмы 

 

6-8 Слова Иуды (44.34) явились той каплей, что переполнила чашу. В двух простых фразах Иосифа содержится глубочайшее понимание Провидения, волей Которого определяется все. Нет судьбы. Нет рока. Властвует Бог, Который извлекает добро из зла, когда люди противятся добру, "счастливая вина!". Таким образом подготавливается будущее избранного народа. Ягве использовал грех братьев Иосифа, чтобы обеспечить развитие и существование Своего народа. 

26 Бедный старик волнение слишком велико для его старого сердца.  

28 Какое бескорыстие! Важно только одно: сын жив! 

46 — Но отъезд дело сложное, и не из-за возраста Иакова и неиз-за того, что нужно собирать пожитки, к этому кочевники привыкли. Вопрос в другом: как отнесется к этому Бог, предназначивший Своему народу эту страну? Ведь представления о том, что Бог повсюду, еще не существовало; расстаться с этой страной не значит ли расстаться с Богом? 

2-4 В ночном видении приходит ответ Бог говорит: "Я пойдус тобою". 

28 Встреча отца с сыном. 

32-34 Щекотливое положение, так как кочевники "мерзость" для египтян. 

47/1-5 — Прием у фараона описан дважды. Это одна их тех мелких несообразностей, о которых мы уже упоминали и которые вызваны контаминацией двух преданий. 

29 — Иаков, называемый Израилем, просит отвезти его прах в родную землю. 

48 — Иаков благословляет детей Иосифа. Так автор стремится объяснить полноправное положение, занимаемое полуколенами Манассии и Ефрема. 

49 — Эта глава представляет собой длинную поэму, которая, может быть, некогда существовала отдельно. В ней вся история двенадцати колен, заранее возвещаемая их предком. 

3 Первенец Рувим потеряет свои права из-за совершенных им провинностей.  

5 Симеон и Левий прокляты за свою жестокость в Сихеме. Относительно Левия отметим, что это проклятие в дальнейшем истолковывается как знак его священства (Втор 33.8-11).  

8-10 — Иуда, напротив, получает похвалу и сравнивается со львом, отдыхающим после успешной охоты. От Иуды произойдет Мессия. 

13 — Завулон обоснуется на берегу моря и будет торговать рыбой. 

14 — Иссахар, дряблый и ленивый, будет ходить под седлом, как осел.  

16 — Крошечное колено Дана пойдет своим путем, ибо оно очень хитрое.  

19 — Гад будет подвергаться нападениям, но будет и защищаться. 

20 — У богатого Асира будет плодородная земля. 

21 — Неффалим сравнивается с ловкой серной. 

22-26 — Самые обильные благословения получает, разумеется, Иосиф: его благословляют водой небесной (дождем и росой), бездной (подземными источниками), сосцами (многочисленным потомством). "Твердыня Израилева" (ст. 24) это Бог, прочный как скала. 

27 — Наконец, Вениамин будет смел, как волк. 

Как видим, тут предусматривается такое политическое положение, при котором самыми сильными будут два колена Рахили (колена Иосифа и Вениамина). 

 

50 — Смерть Иакова 

 

В гл. 48.2 Иаков сел на своем смертном одре; в 49.33 он снова ложится, чтобы умереть. 

1-14 — Его погребение происходит так, как он сам того хотел. 

Братья напуганы: что если теперь, когда Иаков умер, Иосиф станет мстить им? 

19-21 Но Иосиф не собирается мстить. Религиозная мысль достигает здесь исключительной высоты. Правом возмездия обладает лишь Тот, Кто управляет всеми событиями, Бог. В этом основная идея всего рассказа. 

 

Смерть Иосифа 

 

22-25 Он умер после того, как попросил родных, "когда Бог посетит их", вывезти его прах. Значит, его народ когда-нибудь вернется в Палестину! 

26 Иосифа погребают по египетскому обычаю. 

 

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 

 

Есть два способа ничего не понять в Бытии можно воспринять его как набор забавных рассказиков, годных лишь для детей, или, наоборот, искать в нем назидательные истории "для размышления". Конечно, Бытие можно и должно рассказывать детям, хотя и с определенными предосторожностями. И назидательные стороны в этой книге, конечно, имеются. Но не в этом ее суть. Искать в Бытии надо дух, воодушевлявший его авторов, и ту цель, которую они перед собой ставили, иными словами искать надо живое присутствие Бога. Известно, что кардинал Сюар говорил с горечью: "Для многих Бог перестал быть личным Богом, Он лишь бесцветная абстракция, некий принцип". Бытие показывает нам Бога личного, конкретного и многокрасочного. Поэтому чтение этой книги так важно для того, чтобы вновь обрести "ощущение Бога". 

 

Подведем итог учению глав 12-50 Бытия 

 

У Бога есть замысел относительно человечества и мира. Бог зовет человека к Себе. Он избирает для Себя определенный народ Авраама и его потомство. Этот выбор скрепляется Союзом-Заветом. 

Ответ человека это вера Авраама, его послушание, полное упования. В истории Авраама мы видим, что вера вознаграждается, в истории Иакова что Божий дар дается по чистому соизволению, независимо от достоинств получающего, а благодаря истории Иосифа понимаем, как Провидение разрушает человеческие расчеты и обращает их на достижение своих целей. 

Представим себе эту книгу в трагической религиозной ситуации языческого мира, где человек стремится к Богу, но Бог остается далеким от человека, где "существует отношение человека к Богу, но нет отношения Бога к человеку. Языческому Богу совершенно безразлично, достигнет ли человек своей цели. Бог не любит человека, потому что не создавал его, и, таким образом, человек не Его творение и, тем более, не Его дитя". 

Автор Бытия, напротив, показывает нам, что Бог любит человека и ведет его и что, следовательно, "судьбы" и "рока" не существует. И в этом столь простой и столь глубокий смысл Книги Бытия.